Правовая деятельность органов финансового управления РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:59, контрольная работа

Краткое описание

Финансовую деятельность государства осуществляют органы государства всех трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, чем и обусловливается её отличие от других видов деятельности государства. Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, так как выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовую деятельность государства осуществляют органы государства всех трех ветвей власти.docx

— 44.04 Кб (Скачать файл)

— регулирование финансовых отношений между федеральным  бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение и контроль за этими фондами;

— краткосрочное прогнозирование  объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

— сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных  финансов и представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ и  о состоянии бюджетной системы  РФ;

 

— управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и  внешнего долга РФ;

— разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам компетенции казначейства, обязательных для органов государственной  власти и управления, предприятий, учреждений и организаций.

Органы федерального казначейства наделены необходимыми правами. Среди них ряд прав, обеспечивающих контрольные функции казначейства производить проверки денежных документов, смет и т.п. в органах управления, организациях, банках; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих федеральные бюджетные и внебюджетные средства; изымать у предприятий, организаций и учреждений документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов.

Кроме того, органы федерального казначейства вправе применять меры принудительного воздействия, требовать  от руководителей и других должностных  лиц проверяемых органов государственного управления и предприятий, организаций, учреждений устранения выявленных нарушений; приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций; выдавать предписания о взыскании с предприятий, организаций и учреждений в бесспорном порядке бюджетных или внебюджетных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ, налагать на банки штрафы в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в федеральный бюджет или внебюджетные фонды, в размере действующей в данном банке процентной ставки по краткосрочному кредитованию, увеличенной на 10 пунктов.

Органы федерального казначейства взаимодействуют с учреждениями Центрального банка РФ, иными финансово-кредитными учреждениями, налоговыми органами по фактам нарушений, за которые предусмотрена  уголовная ответственность, передают материалы правоохранительным органам. Помимо государственной системы  органов федерального казначейства, представительные органы местного самоуправления вправе создавать муниципальное  казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания использования местного бюджета (ст. 14 Федерального закона «О финансовых ос­новах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г.).

 

В 1993 г в целях повышения  эффективности инвестиций, создания условий для широкого привлечения  финансовых ресурсов, в том числе  от иностранных инвесторов, была создана  новая государственная структура  — Российская финансовая корпорация, деятельность которой заключается  в организации финансирования капитальных  вложений в приоритетные проекты.

Российская финансовая корпорация как государственное предприятие  наделена функциями агента Правительства  РФ по финансированию инвестиционных проектов на возвратной и платной  основе за счет централизованных финансовых и кредитных ресурсов.

Финансово-инвестиционные корпорации создаются также органами власти субъектов РФ.

Налоговые органы. Формирование в РФ новой системы налоговых  органов связано с необходимостью активного использования финансовых рычагов, в частности повышением роли налогов, обусловленным перестройкой экономики страны. Налоговые органы были выделены в особую систему —  Государственную налоговую службу РФ из структур финансовых органов (Министерства финансов, финансовых управлений и  отделов). Начало такой реорганизации  было положено постановлением Совета Министров СССР «О Государственной  налоговой службе» от 24 января 1990 г. До этого в финансовых органах  имелись подразделения, ведавшие вопросами  взимания налогов и других обязательных платежей. Деятельность налоговых органов  была урегулирована Законом «О правах, обязанностях и ответственности  государственных налоговых инспекций» от 21 мая 1990 г., впоследствии принят Закон  РСФСР «О Государственной налоговой  службе» от 21 марта 1991 г., ныне Закон  РФ «О налоговых органах Российской Федерации».

Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 Государственная  налоговая служба РФ преобразована  в Министерство РФ по налогам и  сборам. Такое преобразование произведено  в целях совершенствования структуры  федеральных органов, деятельность которых направлена на реализацию налоговой  политики, усиления государственного контроля за поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также в связи с этим — за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. На Министерство возложена выработка и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах.

В систему органов Министерства РФ по налогам и сборам входят его  территориальные органы, именуемые  в совокупности налоговыми органами.

Это единая централизованная система органов. Основное звено  в системе налоговых органов  — территориальные органы по районам  и городам. Именно на них возложено  осуществление непосредственно  контрольных функций. Исходя из этого построена их внутренняя структура: выделены отделы по видам налоговых платежей (например, отдел налогов с доходов предприятий, отдел налогов с доходов физических лиц, отдел местных налогов и др.). Кроме того, существует функциональный отдел отчетности и учета.

Главные задачи налоговых  органов заключаются в обеспечении  единой системы контроля за соблюдением  налогового законодательства, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных  законодательством Российской Федерации и ее субъектов. В связи с этими задачами органы налоговой службы контролируют соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок, применение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Закон РФ от 8 июля 1999 г. отнес к задачам налоговых органов также валютный контроль.

Законодательство (Налоговый  кодекс) закрепляет права, обязанности  и ответственность налоговых  органов и их должностных лиц  по контролю, вытекающие из их функций  в области налогообложения, а  также применяемые ими меры ко взысканию налогов и санкции к налогоплательщикам в случае совершения ими налоговых правонарушений.

Вся система налоговых  органов финансируется из федерального бюджета. В целях укрепления финансовой системы страны, развития материально-технической  базы и стимулирования труда налоговых  органов на основании указа Президента от 31 декабря 1991 г. был создан Централизованный фонд социального развития Государственной  налоговой службы РФ, впоследствии преобразованный в целевой бюджетный  фонд. В рамках федеральных бюджетов на 1998 г. и на 1999 г. был создан единый Федеральный фонд Государственной налоговой службы РФ (впоследствии — Министерства по налогам и сборам) и Федеральной службы налоговой полиции РФ (ст. 9 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год»; ст. 8 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год»3).

 

Наряду с этими государственными налоговымиорганами представительные органы местного самоуправления имеют право создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов. Эта служба объединяет и координирует деятельность по контролю за соблюдением налогового законодательства с государственными территориальными налоговыми органами, представляет последним всю необходимую информацию (ст. 14 Закона РФ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25 сентября1997 г.).

Подобно налоговым органам, деятельность в области налогообложения  в рамках своих задач и функций  осуществляет также Государственный  таможенный комитет РФ. В связи  с этим таможенные органы пользуются правами и несут обязанности  по взиманию налогов и сборов при  перемещении товаров через та­моженную границу, контролируют поступление средств в государственные внебюджетные фонды, несут установленную законодательством ответственность.

В целях усиления государственной  дисциплины в области налогообложения  созданы федеральные органы налоговой  полиции. Они действуют на основании  Закона РФ от 24 июня 1993 г. Это правоохранительные органы, являющиеся составной частью сил обеспечения экономической  безопасности Российской Федерации.

Определены задачи этих органов: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных  обязанностей, предуп­реждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

На основании Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации  «О федеральных органах налоговой  полиции» и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 17 декабря 1995 г. федеральные  органы налоговой полиции получили право проводить предварительное  следствие по налоговым преступлениям.

Федеральные органы налоговой  полиции являются централизованной системой органов с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим. В эту систему входят Федеральная  налоговая полиция на правах государственного комитета, территориальные органы (управления) по субъектам Федерации и местные органы налоговой полиции (межрайонные отделы управлений).

Возглавляет Федеральную  службу налоговой полиции директор, который назначается на должность  и освобождается Президентом  РФ по представлению Председателя Правительства  РФ. Директор осуществляет общее руководство  деятельностью федеральных органов  налоговой полиции и ее координацию  с деятель­ностью других правоохранительных, налоговых и иных государственных органов.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. В связи с существенными преобразованиями в сфере страховых отношений, в результате которых она перестала  быть государственной монополией, потребовалась  перестройка организации и деятельности органов государственного управления в этой сфере.

Указом Президента РФ «О Государственном страховом надзоре  Российской Федерации» от 10 февраля 1992 г. был образован Государственный  страховой надзор, органы которого заменили ранее действовавшую систему  органов государственного страхования (Госстрах) при Министерстве финансов РФ. Одновременно в соответствии с  постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1992 г. была создана Российская государственная страховая компания (Росгосстрах) как акционерное общество на базе Правления государственного страхования РФ. Учредителем этой компании от имени государства выступил Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом, который является держателем 100% ее акций.

Впоследствии основные положения  об организации государственного надзора  за страховой деятельностью были закреплены в Законе Российской Федерации  «О страховании» от 27 ноября 1992 г. (затем  в Федеральном законе «Об организации  страхового дела в Российской Федерации»).

Государственный надзор за страховой деятельностью согласно Закону осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений и государства.

Органы, осуществляющие государственный  страховой надзор в РФ, действовали  первоначально в лице Федеральной  службы (Росстрахнадзор), подчиненной Правительству РФ. Помимо центрального органа этой службы созданы территориальные органы страхового надзора по республикам (региональные инспекции Росстрахнадзора) и группам областей, краев6.

В настоящее время на основании  Указа Президента РФ функции по надзору  за страховой деятельностью переданы Министерству финансов РФ, в структуре  которого создан Департамент страхового надзора.

Основными функциями органов  страхового надзора согласно Закону РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 г. являются:

— выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

— ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

— осуществление контроля за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков.

Помимо них орган страхового надзора осуществляет также функции  по организационно-правовому регулированию  страховой деятельности:

— устанавливает правила  формирования и размещения страховых  резервов, показатели и формы учета  страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

— разрабатывает и утверждает нормативные и методические документы  по вопросам страховой деятельности, обязательные для исполнения всеми  юридическими и физическими лицами, в том числе методику расчета  соотношений между активами и  принятыми обязательствами страховщика  для обеспечения его платежеспособности;

— обобщает практику страховой  деятельности, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения  по развитию и совершенствованию  законодательства РФ о страхований.

Таким образом, регулируется единый страховой рынок.

Для осуществления функций  органы страхового надзора имеют  права:

— получать от страховщиков установленную отчетность о страховой  деятельности, информацию об их финансовом положении;

 

Информация о работе Правовая деятельность органов финансового управления РФ