Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 11:17, доклад
Банковская система предназначена для осуществления денежных расчетов между организациями, необходимость которых вызывается в первую очередь осуществлением предпринимательской деятельности. Через банковскую систему проходят практически все денежные ресурсы, кроме наличности, находящейся на руках у населения. От работы банков во многом зависит нормальное функционирование денежного оборота, финансовой системы и экономики в целом.
Банковская система предназначена для осуществления денежных расчетов между организациями, необходимость которых вызывается в первую очередь осуществлением предпринимательской деятельности. Через банковскую систему проходят практически все денежные ресурсы, кроме наличности, находящейся на руках у населения. От работы банков во многом зависит нормальное функционирование денежного оборота, финансовой системы и экономики в целом.
В правоотношениях банков с клиентами применяются преимущественно гражданско-правовые методы правового регулирования.
Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется:
•Конституцией Российской Федерации,
•Гражданским кодексом Российской Федерации
• Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 02 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. от 30.12.2004 г.);
• Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 18.07.2005 г.);
• другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.
В соответствии с пунктом «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся, в частности, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, данное положение означает, что правовое регулирование банковской деятельности может осуществляться только на федеральном уровне.
Банковская система Российской Федерации включает в себя Центральный банк РФ (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Правовой статус Центрального банка Российской Федерации и его взаимоотношения с другими кредитными организациями определяются двумя обстоятельствами.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 75) и Законом «О Центральном банке (Банке России)» основными целями деятельности главного банка РФ являются:
• защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам;
• развитие и укрепление банковской системы страны;
• обеспечение должного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Исходя из поставленных законом целей, на Банк России возложены следующие функции:
• разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики;
• монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация их обращения;
• установление правил осуществления расчетов в РФ, а также правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
• осуществление государственной регистрации кредитных организаций; выдача и отзыв их лицензий;
• банковское регулирование и надзор за деятельностью банков и других кредитных организаций;
• регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями;
• осуществление валютного регулирования (включая операции по покупке и продаже иностранной валюты) и валютного контроля;
• организация системы рефинансирования кредитных организаций. Банк России является для них кредитором последней инстанции;
• эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
• определение порядка осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
• установление и публикация официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю;
• определение порядка и условий осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
• участие в разработке и составлении прогноза платежного баланса Российской Федерации;
• анализ и прогнозирование состояния экономики России в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;
Банк России – это и орган управления, и орган государства, и хозяйствующий субъект. А его правовой статус складывается из двух составляющих: государственно-властной (публично-правовой) и гражданско(частно) – правовой.
С точки зрения публичного назначения и обладания государственно-властными полномочиями Банк России является органом государства по управлению денежно-кредитными ресурсами. Здесь правоотношения между главным банком страны и коммерческими банками при реализации соответствующих функций (лицензирования, установления нормативов, нормотворчества, надзора и контроля) строятся на принципах власти и подчинения.
В соответствии со ст. 35 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными инструментами и методами его денежно-кредитной политики являются:
• процентные ставки по операциям Банка России;
• нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
• операции на открытом рынке;
• рефинансирование кредитных организаций;
• валютные интервенции;
• установление ориентиров роста денежной массы;
• прямые количественные ограничения;
• эмиссия(выпуск , обращение) облигаций от своего имени.
Одновременно Банк России является и банковским учреждением, обладающим рядом признаков хозяйствующего субъекта. Для этого банк наделен следующими правами:
• предоставлять российским и иностранным кредитным организациям, Правительству РФ кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;
• совершать широкий круг непосредственно банковских операций (покупать и продавать ценные бумаги и иностранную валюту, проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, выдавать гарантии и поручительства и др.);
• открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территориях России и иностранных государств;
• осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.
Банк России вправе осуществлять операции на комиссионной основе, а обеспечением для его кредитов являются золото, драгоценные металлы, иностранная валюта, векселя, номинированные в российской или иностранной валюте, государственные ценные бумаги. Действующее законодательство предусматривает покрытие расходов Банка за счет собственных доходов, а также перечисление в федеральный бюджет 50 % фактически полученной балансовой прибыли. Другими словами, Банк России объективно не может исключить деятельность, направленную на получение прибыли.
Банку России разрешено осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России. Он также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации (ст. 48 Закона).
В то же время Банк России не имеет права: осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами; приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций; осуществлять операции с недвижимостью; заниматься торговой и производственной деятельностью; пролонгировать предоставленные кредиты. При этом в некоторых случаях допускаются те или иные исключения, предусмотренные законодательством РФ (ст. 49 Закона).
Таким образом, Банк России – специфическое явление. Его нельзя однозначно отнести к тому или иному виду юридического лица, известного Гражданскому кодексу РФ, ибо осуществление банком функций по управлению кредитной системой страны совмещается им с коммерческой деятельностью. Кроме того, невозможно однозначно определить место банка в действующей системе органов государства, поскольку он по своему предназначению сочетает черты органа исполнительной власти с отдельными элементами хозяйствующего субъекта.
Контроль и надзор Центрального Банка за деятельностью коммерческих банков
Банковское регулирование и банковский надзор – функции Банка России.
Задачами регулирования и надзора в банковском секторе являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Банк России определяет в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
Кроме того, ЦБ устанавливает следующие финансовые нормативы для кредитных организаций:
предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;
Для контроля соблюдения законов и нормативов ЦБ наделен правом проведения проверок кредитных организаций, по результатом которых он может применять следующие санкции:
Высшей мерой наказания для банка, которую может применить ЦБ, является отзыв лицензии, за ним должна последовать ликвидация банка.
Вывод: Основная цель совершенствования банковского законодательства — это создание правовой основы для эффективного осуществления банковской деятельности, а также для защиты прав и интересов инвесторов и клиентов банков и других финансово-кредитных учреждений.
Источники и литература.
1.Конституция Российской Федерации
2. Гражданский кодекс Российской Федерации
3.Федеральный законо «О банках и банковской деятельности» от 02 декабря 1990 г. (ред. от 30.12.2004 г.);
4.Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 18.07.2005 г.);
5. Садиков О.П. Гражданское право России. Особенная часть Курс лекций. - М.: Юристъ, 2004
6. http://banks.academic.ru/722/
План
1 Особенности регулирования
2. Правовой статус Центрального Банка России
3. Контроль и надзор за банковской деятельностью.
4.Вывод
3.Источники и литература.
Информация о работе Правовое регулирование банковской деятельности