Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 06:45, реферат
Система органов федерального казначейства представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой и иерархической организации, где каждый уровень (федеральный, региональный и локальный) имеет свои задачи, функции и специфику.
Органы казначейства имеют статус самостоятельной федеральной службы, являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов и текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций и печать со своим наименованием. Казначейство подчиняется Министру финансов Российской Федерации.
I ВВЕДЕНИЕ
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Структура
2. Задачи
3. Функции
III ЗАКЛЮЧЕНИЕ
IV СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I ВВЕДЕНИЕ
С давних времен функция исполнения
бюджета государства являлась важнейшим
элементом управления страной, мощным
рычагом воздействия на социально-экономические
процессы. В России рациональное управление
государственными финансами приобрело
большое значение по мере перехода экономики
страны к рыночным отношениям.
В 1992 году Президент Российской
Федерации издал указ, в котором была высказана
политическая воля на восстановление
в России существовавшего ранее института
казначейства - института, который, непосредственно
находясь в системе органов федеральной
исполнительной власти, занимается исполнением
федерального бюджета. Осознание необходимости
воссоздания казначейства пришло не сразу.
Не сразу удалось подойти к пониманию
того, какая модель исполнения бюджета
предпочтительнее для Российской Федерации
- банковская или казначейская.
Международный опыт и практика
функционирования отечественной финансовой
системы дали практически безальтернативное
решение в сложившейся ситуации - решение
об организации в Министерстве финансов
Российской Федерации системы органов
федерального казначейства и о переводе
федерального бюджета на казначейскую
систему исполнения, как первого этапа
по установлению контроля Правительства
РФ за государственными финансами.
В связи с этим изучение правового
регулирования деятельности органов федерального
казначейства, их задач и прав, обрело
в настоящее время особую актуальность.
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Структура
Система органов федерального
казначейства представляет собой единую
централизованную систему, построенную
по принципу многоуровневой и иерархической
организации, где каждый уровень (федеральный,
региональный и локальный) имеет свои
задачи, функции и специфику.
К федеральному уровню относится:
Главное Управление федерального
казначейства Министерства финансов РФ.
Оно является органом управления всей
казначейской системой и ему подчинены
все нижестоящие территориальные органы
казначейства.
Структура органов федерального
казначейства
К региональному уровню относятся
территориальные управления федерального
казначейства, входящие в состав РФ республик,
областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Локальный уровень охватывает
отделения федерального казначейства
городов республиканского, краевого, областного
подчинения, сельских районов, районов
в городах республиканского, краевого
и областного подчинения (за исключением
городов районного подчинения).
Органы казначейства имеют
статус самостоятельной федеральной службы,
являются юридическими лицами, имеют самостоятельные
сметы расходов и текущие счета в учреждениях
банков для выполнения хозяйственных
функций и печать со своим наименованием.
Казначейство подчиняется Министру финансов
Российской Федерации.
Территориальные органы казначейства
подчиняются вышестоящему органу и руководителю
казначейства - начальнику Главного Управления
федерального казначейства Министерства
финансов РФ, который имеет ранг заместителя
министра.
2. Задачи
Главными задачами органов
казначейства являются следующие:
- организация, осуществление
и контроль за исполнением федерального
бюджета, управление его доходами и расходами
на счетах казначейства в банках, исходя
из принципа единства кассы;
- регулирование финансовых
отношений между федеральным бюджетом
и государственными внебюджетными фондами,
финансовое исполнение этих фондов, контроль
за поступлением и использованием внебюджетных
(федеральных) средств;
- осуществление краткосрочного
прогнозирования объемов государственных
финансовых ресурсов, оперативное управление
этими ресурсами в пределах, установленных
на соответствующий период государственных
расходов;
- сбор, обработка, анализ информации
о состоянии государственных финансов,
представление высшим законодательным
и представительным органам государственной
власти и управления РФ отчетности об
операциях правительства по федеральному
бюджету;
- управление и обслуживание
совместно с Центральным банком РФ и другими
уполномоченными банками государственного
внутреннего и внешнего долга РФ;
- разработка методологических
и инструктивных материалов, порядка ведения
учетных операций по вопросам, относящимся
к компетенции казначейства, ведение учета
государственной казны РФ.
3. Функции
В соответствии с возложенными
задачами, казначейство выполняет множество
разнообразных функций. Все выполняемые
казначейством функции рассматриваются
в разрезе его иерархического устройства.
Это связано с тем, что функции федерального,
регионального и локального уровней казначейской
системы различны и имеют свою специфику.
Особенность функций, возложенных
на Главное Управление определяется тем,
что оно руководит работой всех органов
казначейства и организует через них бюджетное
и финансовое исполнение федерального
бюджета и внебюджетных фондов, а также
осуществляет выполнение других функций.
В соответствии с этим Главное
Управление федерального казначейства:
подготавливает проекты законодательных
и иных нормативных актов, разрабатывает
и утверждает методические и инструктивные
материалы, устанавливает порядок ведения
учета и составления отчетности по вопросам,
относящимся к компетенции казначейства.
Как центральный орган казначейства,
Главное Управление получает, обобщает
и анализирует отчеты территориальных
органов казначейства о проделанной работе
и представляет высшим органам государственной
власти и управления отчетность о результатах
исполнения федерального бюджета и состоянии
бюджетной системы России.
В целях улучшения организации
исполнения и контроля за исполнением
федерального бюджета, Главное управление
в своей работе активно взаимодействует
с ЦБ, Государственной налоговой службой
Российской Федерации и другими центральными
органами государственной власти и управления.
В частности совместно с Центральным банком
оно принимает участие в разработке и
реализации согласованной денежно-кредитной
политики, обеспечивает управление и обслуживание
государственного внутреннего и внешнего
долга России, осуществляет размещение
на возвратной и платной основе централизованных
финансовых ресурсов.
Из множества функций, выполняемых
Главным управлением необходимо особо
отметить следующую: осуществление управления
доходами и расходами федерального бюджета
и иными централизованными финансовыми
ресурсами, находящимися в ведении Правительства,
распоряжение средствами, числящимися
на соответствующих счетах в банках (за
исключением средств федеральных внебюджетных
фондов и внебюджетных средств), а также
осуществляет операции с этими средствами.
Специфика функций, возложенных
на территориальные управления федерального
казначейства определяется тем, что они
являются промежуточным звеном казначейской
системы. С одной стороны территориальные
управления организуют работу подчиненных
им отделений федерального казначейства
на локальном уровне и выполняют некоторые
функции свойственные Главному управлению,
а с другой стороны сами находятся в подчинении
у Главного управления и выполняют некоторые
основные функции по непосредственному
исполнению и контролю за исполнением
федерального бюджета, возложенные на
территориальные отделения федерального
казначейства.
Территориальные органы казначейства
на соответствующих территориях осуществляют
бюджетное и финансовое исполнение федерального
бюджета и финансовое исполнение федеральных
внебюджетных фондов.
При исполнении федерального
бюджета по доходам, органы казначейства
регионального и локального уровня также
выполняют большую группу функций:
- ведут учет средств, поступающих
в доход федерального бюджета по видам
налогов и других платежей согласно классификации
доходов бюджетов Российской Федерации;
- осуществляют распределение
в установленных размерах налогов и других
платежей между федеральным бюджетом,
бюджетами субъектов Федерации и местными
бюджетами;
- обеспечивают по представлению
государственных налоговых инспекций,
на основании заключений формы 21, возврат
излишне взысканных и уплаченных налогов
и других платежей;
- обрабатывают, обобщают и анализируют
всю информацию о поступающих доходах
в федеральный бюджет;
- на основе полученных данных
о состоянии финансовых ресурсов и исполнении
бюджета составляют краткосрочные прогнозы
объемов поступлений в доход федерального
бюджета;
При исполнении бюджета по расходам
органы казначейства ведут сводные реестры
распорядителей бюджетных средств, в которых
отражают всю необходимую информацию
о финансируемых предприятиях, учреждениях,
организациях: юридические адреса, телефоны
их руководителей, номера текущих и бюджетных
счетов, их назначение и многое другое.
Учет ассигнований для открытого
финансирования ведут на отдельных лицевых
счетах по каждому распорядителю кредита,
главному разделу, подразделу, виду расходов
и целевым статьям экономической классификации.
Территориальные органы казначейства
выполняют операции со средствами федерального
бюджета, федеральных внебюджетных фондов
и осуществляют финансирование расходов
со счетов казначейства в учреждениях
банков. Они доводят до получателей средств
федерального бюджета лимиты финансирования.
И обеспечивают в соответствии с доведенными
до них Главным управлением федерального
казначейства установленными размерами
ассигнований, целевое финансирование
предприятий, учреждений, организаций.
А также осуществляют постоянный ежедневный
анализ исполнения федерального бюджета
по расходам.
Другой важной функцией территориальных
органов казначейства является осуществление
краткосрочного прогнозирования и кассового
планирования расходов федерального бюджета
по соответствующим территориям. Так,
они осуществляют прогнозирование и планирование
на ближайший период, сумм расходов на
финансирование отдельных федеральных
целевых программ. Например, по выплате
компенсаций и предоставлению льгот лицам,
пострадавшим от радиоактивных воздействий
при ликвидации последствий аварии на
Чернобыльской АЭС, аварии на ПО " Маяк"
и сбросов радиоактивных отходов в реку
Теча, испытаний на Семипалатинском полигоне,
делая расчеты на основании информации
о льготах, компенсациях и количестве
лиц, имеющих на это право.
Совместно с уполномоченными
банками, территориальные органы казначейства
осуществляют управление и обслуживание
государственного долга РФ. Курируют вопросы,
связанные с государственными займами,
казначейскими обязательствами и другими
ценными бумагами. И выполняют поручения
вышестоящего органа казначейства по
финансированию внутреннего долга России.
Наряду с исполнением федерального
бюджета по доходам и расходам территориальные
органы казначейства выполняют контрольные
функции. Это в первую очередь определяет
важность казначейства как органа финансового
контроля.
Основной упор в своей деятельности
казначейство делает на текущий контроль
за целевым использованием средств, выделяемых
предприятиям, учреждениям, организациям
на возвратной и безвозвратной основе
из федерального бюджета. В частности,
территориальные органы казначейства
проводят анализ отчетов об исполнении
расходов, которые ежемесячно представляются
им всеми бюджетными учреждениями и организациями;
проверяют правдивость отраженной в них
информации, сверяя итоговые суммы отчетов
с выписками банков по счетам этих учреждений
и организаций, а также проводят различные
проверки с непосредственным выходом
на место. Круг проверок очень широк, он
включает:
- проверки по фактам размещения
бюджетных средств на депозитных счетах;
- проверки своевременности
и полноты выплаты заработной платы, стипендий
и других денежных выплат работникам данных
учреждений и организаций;
- проверки целевого использования
средств, выделенных на финансирование
государственных капитальных вложений;
проверки целевого использования
средств краткосрочной финансовой поддержки,
выделенных из федерального бюджета предприятиям
и другие проверки.
В целях повышения оперативности
зачисления доходов на счета бюджета и
средств бюджета на счета получателей,
на органы казначейства возложены функции
по контролю за своевременностью совершения
банками операций с бюджетными средствами.
Они осуществляют проверки своевременности
исполнения банками платежных поручений
на перечисление налогов и других платежей
в федеральный бюджет и зачисления бюджетных
средств на счета получателей. Также могут
проводить другие проверки по письменным
указаниям вышестоящего органа казначейства.
При проведении проверок территориальные
органы казначейства могут в случае обнаружения
нарушений изымать всю, связанную с ними
документацию. А при непредоставлении
или отказе предъявить необходимую бухгалтерскую
и финансовую документацию органы казначейства
могут приостановить операции по счетам
этих учреждений и организаций. Кроме
того, органы казначейства в необходимых
случаях осуществляют взыскание в бесспорном
порядке с учреждений и организаций средств,
используемых ими не по целевому назначению
и налагают штрафы в размере, действовавшей
в момент нарушения, учетной ставки Центрального
банка. А также применяют штрафные санкции
к банкам за несвоевременное совершение
операций со средствами федерального
бюджета.
В случае выявления нарушений,
за которые предусмотрена уголовная ответственность,
органы казначейства передают все материалы
по ним правоохранительным органам и в
необходимых случаях предъявляют иски
в суд или арбитражный суд.
В процессе выполнения по исполнению
федерального бюджета и контролю за его
исполнением, территориальные органы
казначейства представляют своему вышестоящему
органу полную оперативную и периодическую
отчетность о проделанной работе; активно
взаимодействуют с контрольно-ревизионными,
налоговыми и финансовыми органами.
III ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом из всего вышеизложенного
можно сделать вывод, что на казначейство
возложено большое количество функций.
И что по мере развития его территориальных
органов и освоения ими всех этих функций
в полном объеме, оно будет играть все
большую роль в поддержании стабильности
бюджетной системы и экономики России
в целом.
IV СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Красавина Л.Н. Финансовая
и денежно-кредитная система. -М.: Финансы,
2006г.
2.О поступлении государственных
налогов и других обязательных платежей
в бюджет, во внебюджетные фонды и о недоимке
по платежам в бюджет за январь 2007 года.
Государственная налоговая служба России.
3.Новый налоговый кодекс. //
Коммерсант. 2007г.
Информация о работе Правовое регулирование деятельности органов федерального казначейства