Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:08, курсовая работа
Цели и задачи исследования. Цель данной курсовой работы состоит в определении субъектов инвестиционной деятельности, рассмотрении их правового положения. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
Изучить работы по вопросу правового регулирования инвестиционного рынка;
Рассмотреть теоретические аспекты правового регулирования субъектов сектора инвестиционных услуг;
Проанализировать соблюдение, использование, исполнение, применение норм права;
Оценить современное состояние инвестиционного рынка России;
Дать характеристику современного состояния инвестиционного рынка.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности 5
1.2 Свойства, отличительные черты и правовой статус субъектов инвестиционной деятельности 9
2 СОСТОЯНИЕ СЕКТОРА ИНВЕСТИЦИОННЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 13
2.1 Анализ современного состояния сектора инвестиционных услуг в РФ 13
2.2 Правоприменительная деятельность конкретных участников в секторе инвестиционных услуг 15
3 ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СЕКТОРЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ УСЛУГ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
1.2 Свойства, отличительные
черты и правовой статус
Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РФ с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством РФ. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а так же иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы).
Одним из способов присутствия
иностранных инвесторов на российском
рынке является создание филиалов.
Однако филиалы иностранных
Заказчики – уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.
Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правом владения, пользования, распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ.2
Подрядчики – физические или юридические лица, выполняющие работы по договору подряда или государственному контракту, заключаемому с заказчиком в соответствии с ГК РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию по федеральному закону.
Пользователи объектов капитальных вложений – физические и юридические лица, в том числе иностранные, а так же государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются объекты, а также непосредственные инвесторы создаваемых объектов.
Любой субъект инвестиционной деятельности имеет право на совмещение функций нескольких субъектов такой деятельности, если это не закреплено в договоре или государственном контракте, заключаемом между субъектами.
Инвесторы имеют равные права3:
Субъекты инвестиционной деятельности обязаны4:
Условия заключаемых между субъектами инвестиционной деятельности договоров или государственных контрактов сохраняют свою силу на весь срок выполнения проекта, за исключением случаев, предусмотренных Законом об инвестиционной деятельности и другими федеральными законами.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по согласованию между ними могут взаимодействовать в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в соответствии с Конституцией РФ, Законом об инвестиционной деятельности и другими федеральными законами.
Решения об осуществлении государственный капитальных вложений принимают органы государственной власти в соответствии с законодательством России.
Для нормального развития экономики страны, как на макро-, так и на микроуровне необходим постоянный приток средств (инвестиционных ресурсов). В условиях рыночной экономики объем и структура привлекаемых в экономику инвестиций непосредственно зависит от уровня доходности капитальных и финансовых активов. Норма дохода, а через нее цена (курс) этих активов определяются спросом и предложением на инвестиционные товары.
Инвестиционный климат страны является наиболее обобщенной характеристикой инвестиционных процессов в субъектах РФ и представляет собой сложившуюся в течение ряда лет совокупность различных социально - экономических, природных, экологических, политических и других условий, определяющих масштабы, объем и темпы привлечения инвестиций в основной капитал региона. В каждом регионе РФ с одной стороны объективно существуют некоторые заданные условия и предпосылки для осуществления инвестиционной деятельности (например, в виде природных богатств, географического положения, состояние производственной инфраструктуры и политической стабильности и др.) и, с другой стороны, имеет место субъективная деятельность инвесторов по использованию этих объективно существующих условий и предпосылок. Таким образом, степень благоприятности инвестиционного климата региона определяется совокупным воздействием объективных и субъективных факторов инвестирования.
Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста служит сбалансированная инвестиционная политика государства, стратегически нацеленная на поддержание экономической и политической стабильности в долгосрочной перспективе. В последние годы инвестиционная ситуация в России постепенно изменяется к лучшему, однако пока рано считать, что эти улучшения носят устойчивый характер. Успешное развитие российской экономики невозможно без решения целого круга проблем отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему.
Большинство статистических данных говорят в пользу улучшения инвестиционного климата России, однако некоторые сферы остаются проблемными. В их числе иностранные эксперты отмечают высокую степень коррупционности чиновников, повышение инфляций, сильные административные барьеры и некачественную инфраструктуру (в частности, дорожную сеть).
Действующее в России инвестиционное законодательство благоприятствует скорейшей легализации сферы негосударственного инвестирования, функционирующей на основе договоров между субъектами инвестиционной деятельности (застройщиками и подрядчиками) и предусматривает широкие возможности применения различных мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, включая экономические и административные методы управления инвестициями.
Комплексный характер защитных мер и гарантий государства в области инвестирования предполагает создание благоприятных условий и обеспечение равных прав и возможностей участия в инвестиционной деятельности для всех субъектов экономических отношений, включая иностранных инвесторов. В последние годы в России, хотя и наблюдалась постепенная активизация инвестиционных процессов, в то же время в абсолютном выражении суммарный объем инвестиций явно не удовлетворял реальной потребности российской экономики в средствах. По мнению аналитиков, к основным факторам, сдерживающим инвестиционную активность, относятся:
Наиболее серьезной проблемой, с точки зрения инвесторов, раньше являлось неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем следовали проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией. Отраслевые проблемы привлечения иностранных инвестиций тесно стыкуются с не менее острыми региональными. В России возможности экономической регионализации и имеющиеся ресурсы были должным образом не задействованы во многом именно из-за недостаточного учета специфики региональных условий и факторов, что стало одной из основных причин невысокой результативности рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики.
Эффективное использование инвестиционных ресурсов является, безусловно, одним из главных факторов, определяющих рост экономики в долгосрочной перспективе.
2.2 Правоприменительная деятельность конкретных участников в секторе инвестиционных услуг
В настоящее время государство проводит активную инвестиционную политику посредством использования всех ветвей власти. Через законодательные органы осуществляется правовое регулирование инвестиционной деятельности. В основном создана нормативная база деятельности инвесторов. Исполнительные и законодательные органы власти на основе взаимодействия реализуют меры инвестиционной политики государства и формируют инвестиционный климат.
Одной из современных тенденций социально-экономического развития России является решение социальных задач за счет привлечения частных инвестиций на договорной основе.
С другой стороны, осуществление
инвестиционной деятельности на территории
Российской Федерации, полученный правоприменительный
опыт выявили многочисленные недостатки,
пробелы в инвестиционном законодательстве
РФ. Несовершенство нормативной базы,
отсутствие единого доктринального
и законодательного подхода по вопросам
инвестиционных правоотношений являются
благодатной почвой для возникновения
инвестиционных споров как между
самими инвесторами, так и между
государством и инвесторами.
Поэтому для того чтобы иметь правовые
возможности для защиты прав и законных
интересов инвесторов, необходим надлежащий
механизм для решения возникающих споров.
Для решения указанных задач исключительно особое значение имеет судебно-арбитражная практика.5 Согласно Конституции РФ только суд, а не какой-либо иной орган государственной власти или управления вправе принимать на себя функции и полномочия, находящиеся в компетенции судов, указанных в Конституции и федеральных конституционных законах. При осуществлении правосудия как особой функции государственной власти в задачи суда входит защита основ конституционного строя Российской Федерации; прав и свобод граждан; прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Как видно, защита прав и свобод граждан стоит на втором месте, но это вовсе не умаляет значимости и необходимости такой защиты. Более того, такая очередность видится оправданной и вполне логичной. Ведь права, свободы человека и гражданина, равно как и их защита государством, признаются неотъемлемой частью конституционного строя.
«Субъекты Федерации и органы местного самоуправления могут предоставлять иностранным инвесторам льготы и гарантии только в пределах своей компетенции. Не допускается предоставлять на региональном или местном уровне льготы, не предусмотренные в установленном законом порядке». Подобный случай приводится в пункте 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 января 2001 г. N 58 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов".
Информация о работе Правовое регулирование деятельности субъектов сектора инвестиционных услуг