Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:02, курсовая работа
Финансы как целостная экономико-правовая система, обладаю¬щая общими качествами, имеет собственную структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных элементов, для каждого из которых характерны свои особые характеристики. Необходимость их выделе¬ния связана с многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы, охватывая своим воздействием всю эконо¬мику страны и социальную область. Конгломерат входящих элементов в их взаимосвязи образует фи¬нансово-кредитную систему страны, в которой необходимым образом присутствует правовой компонент регулирования всей системы.
Введение
Глава 1. Понятие и сущность финансово-кредитной системы и ее элементов, включая правовые отношения
Глава 2. Характеристика, формирование и принципы функционирования основных элементов финансово-кредитной системы, с учетом их правовых отношений
2.1. Бюджетный элемент финансово-кредитной системы
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ
2.1.2. Государственный кредит
2.1.3. Банковский элемент финансово-кредитной системы
2.1.4. Страховой элемент финансово-кредитной системы
Заключение
Список использованной литературы
Впервые в РФ бюджетная классификация утверждена законодательным актом – ФЗ «О бюджетной классификации Российской федерации» от 15 августа 1996 г.
Закрепленные доходы бюджетной системы – это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет.
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ
Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского страхования) формируются за счет различных источников, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюджета. Однако основным и постоянным источником финансовых ресурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные платежи, именуемые в действующем законодательстве «страховые платежи» либо «страховые взносы».
Денежные средства государственных социальных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы (ст. 37,39,41).
Таким образом, именно общегосударственная значимость названных социальных внебюджетных фондов позволяет законодателю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов, в том числе и в целях погашения бюджетного дефицита.
Уплата страховых взносов производится по страховым тарифам – ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. Размер страховых тарифов в государственные социальные внебюджетные фонды по представлению Правительства РФ утверждается Федеральным Собранием РФ в ежегодно принимаемом Федеральном законе «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования».
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования в первоначальном варианте Налогового кодекса РФ должны были быть объединены в социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов.
Однако в окончательном варианте первой части Налогового кодекса РФ, принятой 31 июля 1998 г., вместо «социального налога» в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13) включены «взносы в государственные социальные внебюджетные фонды», предусматривающие сохранение действующих в настоящее время обязательных платежей в каждый из этих внебюджетных фондов. Однако необходимо учитывать, что ст. 13 Налогового кодекса РФ будет введена в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса.
Таким образом, страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки (тарифы).
2.1.2. Государственный кредит
Для привлечения денежных средств в распоряжение государства и решения проблем бюджетного дефицита, помимо других способов, применяется государственный кредит.
Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.
Как совокупность финансово-экономических отношений государственный кредит представляет собой отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при которых государство выступает в роли заемщика временно свободных денежных средств указанных субъектов.
Правовые основы государственного кредита в РФ закреплены в различных нормативных актах, основным среди которых является Закон РФ «О государственном внутреннем долге РФ». Этот закон впервые был принят 13 ноября 1992 г. Ранее специального нормативного акта, закрепляющего основные положения государственного кредита РФ, не было. Не было такого закона и в бывшем СССР.
Кредитные отношения такого рода складываются, как мы выяснили, также на уровне субъектов РФ и местного самоуправления и регулируются правовыми актами соответствующего уровня на основе законодательства РФ.
Вопросы государственного кредита конкретных субъектов РФ и муниципального кредита регулируются также конституциями и уставами субъектов РФ, а также уставами конкретных муниципальных образований.
Общие же положения, касающиеся правового регулирования выпуска в обращение региональных и муниципальных займов содержатся в Конституции РФ (ст. 12, 71, 72, 75, 132) и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Особое место в системе правовых источников займет Бюджетный кодекс РФ, которым комплексно урегулированы правоотношения по осуществлению государственных и муниципальных заимствований, а также правоотношения в области государственного и муниципального долга.
2.2. Банковский элемент финансово-кредитной системы
В банковской системе РФ, условно можно выделить несколько уровней, поскольку элементы, ее составляющие, имеют различные в рамках данной системы цели, задачи, функции, полномочия и ответственность, то есть имеют различный правовой статус, но при этом действуют в одной и той же сфере общественных отношений – сфере финансов и денежно-кредитного обращения, имеют единые предмет и метод правового регулирования.1
Существование в банковской системе нескольких уровней обусловлено тем, что в единую систему включены ЦБ РФ, являющийся федеральным банком и главным банком РФ, кредитные организации (банковские и небанковские), создающиеся по законодательству России, а также филиалы и представительства иностранных банков. БР, согласно законодательству, является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.
Как орган управления кредитной системы РФ он осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций.5 Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственные общества, и в свою очередь подразделяются на банковские и небанковские кредитные организации. Банковские кредитные организации представляет собой кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные банковские операции, причем допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются БР. Иностранным банком является банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.6
Каждая кредитная организация имеет устав, который содержит фирменное (полное официальное) наименование, указание на организационно-правовую форму, перечень осуществляемых банковских операций и сделок, сведения о месте нахождения органов управления, в том числе исполнительных, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и их полномочиях, а также иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.
Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Привлеченные денежные средства не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации.
Право осуществления банковских операций кредитная организация получает после государственной регистрации в БР с момента получения лицензии, выдаваемой БР. Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии БР – и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются БР.
Кредитным организациям запрещается осуществлять деятельность в сфере материального производства и совершать операции с торгово-материальными ценностями, а также заниматься всеми видами страхования.
Банки вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами.
Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.
Отношения между БР, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено ФЗ.
Центральное место в банковской системе занимает БР, который помимо сходных с кредитными организациями банковских операций выполняет ряд не свойственных им функций, а также наделен государственно-властными полномочиями по организации функционирования системы в целом.
Структурные элементы системы кредитных организаций могут быть классифицированы по различным признакам. Так, по признаку наличия государственно-властных полномочий могут быть выделены: ЦБ РФ как единственный банк, имеющий государственно-властные и нормотворческие полномочия, и кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.
Образующие систему
В зависимости от целей, стоящих перед кредитными и иными организациями, включенными в банковскую систему России, их можно разделить на коммерческие и некоммерческие. К некоммерческим организациям относится ЦБ РФ, не имеющий цели получения прибыли. Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, то есть все кредитные организации. При этом, руководствуясь статьей 50 ГК РФ, можно сделать вывод, что представительства и филиалы иностранных банков коммерческими организациями по законодательству РФ признаны быть не могут, поскольку таковыми являются непосредственно те иностранные банки, которые они представляют. Одним из важнейших критериев, позволяющих классифицировать организации, образующие систему кредитных организаций РФ, на группы, является форма собственности. По этому признаку могут быть выделены частные, государственные, муниципальные и смешанные кредитные организации. БР является государственной организацией, поскольку его уставной капитал и иное имущество являются федеральной собственностью, а 50 % финансовой прибыли перечисляется в федеральный бюджет.
В зависимости от принадлежности юридических и физических лиц, внесших свои средства в уставный капитал кредитных организаций, тому или иному государству эти организации могут быть российскими или иностранными инвестициями (совместные, иностранные).7
В последнее время много спорят о месте и роли иностранных банков в РФ. В действующем законе о ЦБ России предусмотрено равенство прав банков резидентов и нерезидентов в РФ. Однако под мощным давлением коммерческих банков и их ассоциаций (Ассоциация Российских банков – АРБ) эта норма была скорректирована Указом Президента РФ от 17 сентября 1993 года "О деятельности иностранных банков и совместных банков с участием средств нерезидентов на территории Российской Федерации". Этот Указ предусматривал введение моратория на операции иностранных и совместных банков с резидентами до 1 января 1996 года. Однако Указом от 10 июня 1994 года "О совершенствовании работы банковской системы РФ" изложенные ограничения были сняты в отношении банков из стран, с которыми у РФ заключены соглашения о поощрении и защите капиталовложений.
Нестабильность
2.3. Страховой элемент финансово-кредитной системы
Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества, закреплённым на законодательном уровне.
Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы РФ. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.
Информация о работе Правовое регулирование финансово-кредитной системы РФ