Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 22:29, курсовая работа
Финансы, определенные в современной науке как общественные экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, необходимых для решения определенных задач, играют одну из важнейших ролей в жизнедеятельности человека, а их существование объективно необходимо, поскольку оно обусловлено интересами общества.
К выбору конкретных объектов своего воздействия государство относится весьма избирательно. Оно воздействует на те конкретные доходы, накопления, финансовые ресурсы субъектов, которые в наибольшей мере отвечают его финансовой политике на том или ином этапе. Государство и муниципальные образования устанавливают правовой режим этих доходов, упорядочивают их движение в русле, обеспечивающем достижение своих целей в финансовой деятельности. Например, в части второй НКРФ государство, в частности, определило правовой режим годового дохода физического лица (при взимании налога на доходы физических лиц). Таким образом, в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований имеет место управляющее воздействие субъекта финансовой деятельности на ее объект и, соответственно, определенного рода подчинение объекта субъекту этой деятельности. Следовательно, между субъектом и объектом финансовой деятельности государства и муниципальных образований существуют отношения управления, а сама финансовая деятельность государства и муниципальных образований является управленческой деятельностью.
Характеристиками финансовой
деятельности государства и муниципальных
образований являются ее функции, а
также средства, способы и формы,
с помощью которых она
Функции финансовой деятельности государства и муниципальных образований − это основные направления этой деятельности. Среди них:
а) образование государственных и муниципальных денежных фондов;
б) распределение государственных финансовых ресурсов;
в) использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;
г) государственный и
д) эмиссия денежных знаков.
Средствами финансовой деятельности государства и муниципальных образований, используемыми в ходе этой деятельности и направленными на достижение ее целей, выступают правовые нормы, нормы бухгалтерского учета (технико-юридические в тех случаях, когда содержатся в правовых актах), операционно-технические, коммуникативные и транспортные средства
Правовые нормы являются
важнейшим средством
Правовую основу финансовой деятельности государства и муниципальных образований составляют нормы различных правовых актов, однако, прежде всего — конституционные нормы. Использование норм бухгалтерского учета в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловлено финансами, имеющими денежный характер. Финансы требуют фиксации и контроля. Поэтому, для того чтобы государство и муниципальные образования могли следить за ходом мобилизации, распределения и использования денежных средств, не обходима система фиксации и отражения движения этих средств.
Это и делается с помощью норм бухгалтерского учета, которые «привязываются» к правовым нормам как средствам финансовой деятельности государства и муниципальных образований. По отношению к правовым нормам они являются вспомогательным средством. Через правовые нормы государство и муниципальные образования регулируют поведение конкретных субъектов, а в нормах бухгалтерского учета оно отслеживается. Зачастую правовые нормы и нормы бухгалтерского учета содержатся в одних и тех же правовых актах, в связи, с чем нормы бухгалтерского учета относятся к технико-юридическим.
Для эффективной финансовой деятельности государства и муниципальных образований важное значение имеет соответствие и согласованность норм бухгалтерского учета и правовых норм.
К операционно-техническим и коммуникативно-транспортным средствам финансовой деятельности государства и муниципальных образований относятся: различные формы документов, которые утверждаются Минфином России и Центральным банком РФ (бланки платежных документов, расходные расписания, счета-фактуры, бюджетные поручения), а также факсы, телексы, телефоны и т.д. Средства, используемые в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, отличаются многообразием и разнообразием18.
На практическом уровне эти средства задействуются разными специалистами: законодателями, юристами, бухгалтерами, работниками финансовых служб и т.д., а на теоретическом — исследуются представителями различных наук: юриспруденции, бухгалтерского учета, экономики и т.д.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется не только с помощью определенных средств, но и с помощью определенных способов (методов). Способ — это конкретный путь, метод достижения целей финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Все способы осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований подразделяются на общие и специальные. Общие способы используются при осуществлении практически всех функций финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Это —командно-волевой (императивный), рекомендательный, согласовательный способы. Основным способом, используемым в процессе всей финансовой деятельности государства и муниципальных образований, является командно-волевой (императивный) способ. Его суть состоит в том, что государство и муниципальные образования в ходе финансовой деятельности через правовые акты, а также иные средства (нормы бухгалтерского учета, операционно-техническую документацию и т.д.) действуют по принципу ≪команда —исполнение≫. Государство и муниципальные образования в одностороннем порядке, без согласия адресата, дают ему команды, которые являются обязательными для исполнения. Наиболее последовательно этот способ представлен в праве, где он получил название императивного метода или метода властных предписаний. Рекомендательный способ все чаще используется в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. К примеру, в ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год всегда имеется несколько статей, содержащих рекомендации в адрес субъектов РФ. Расширение рекомендательных начал в качестве способа финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловлено проведением в жизнь политики федерализма, реализацией курса на финансовую децентрализацию, самостоятельность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Способ согласования используется в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований весьма редко, в основном для решения вопросов, в которых заинтересованы два уполномоченных государством органа. Специальные способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований «работают» в процессе реализации определенных функций этой деятельности. Функция образования денежных фондов сопровождается применением таких методов, как установление обязательных и добровольных платежей. Кроме того, в современных условиях появился еще штрафной метод и метод финансовых изъятий.
Метод обязательных платежей является основным методом привлечения денежных средств в государственные и муниципальные фонды. Он проявляется через установление налогов, сборов, поступающих в государственные и муниципальные фонды. Метод добровольных платежей проявляется через реализацию государственных и муниципальных займов физическим и юридическим лицам, продажу им государственного и муниципального имущества, добровольные пожертвования различных субъектов в пользу государства и т.д. Метод финансовых изъятий проявляется в изъятии государством свободного остатка прибыли казенного предприятия. Для казенных предприятий государство устанавливает финансовые нормативы деятельности, а все, что остается сверх этого, изымает. В отличие от этого при использовании метода обязательных платежей государство (и муниципальные образования) не устанавливают субъекту никаких финансовых нормативов, а лишь устанавливают налог или сбор, которые должны быть уплачены независимо от результатов деятельности субъекта. Штрафной метод как метод финансовой деятельности государства и муниципальных образований выражается в установлении и применении штрафов, пеней и других санкций за нарушение финансово-правовых норм.
В процессе осуществления функции использования денежных средств применяются методы финансирования и публичного кредитования. Метод финансирования как метод финансовой деятельности государства и муниципальных образований означает безвозвратное и безвозмездное выделение денежных средств, а метод публичного кредитования означает выделение государственных и муниципальных денежных средств на началах возвратности и возмездности. Метод финансирования традиционно используется при выделении средств из бюджетов, а в связи с образованием государственных внебюджетных фондов денежных средств он стал использоваться и при выделении финансовых ресурсов из этих фондов. Метод публичного кредитования стал использоваться в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований лишь в последние годы. Примером такого кредитования является ежегодное выделение Правительством РФ из федерального бюджета средств определенным субъектам на условиях возвратности и платности в соответствии с законом о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год.
Специальные методы финансовой деятельности используются государством и при осуществлении функции распределения финансовых ресурсов. К ним относятся: метод выделения трансфертов, метод субвенций, метод дотаций, субсидий, метод процентных отчислений от регулирующих доходов. Метод процентных отчислений от регулирующих доходов состоит в выделении субъектам РФ и муниципальным образованиям соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ отчислений (в процентах) от федеральных и региональных налогов и иных платежей. Метод субвенций основан на выделении сумм из бюджета вышестоящего уровня на определенный срок и на конкретные цели. Метод дотаций использовался в социалистической бюджетной системе и используется сейчас. Он заключается в выделении субъектам РФ и муниципальным образованиям финансовых ресурсов без целевого назначения.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется в различных формах. Прежде всего, он осуществляется в правовой и неправовой формах.
Главная форма финансовой деятельности − правовая. Государство и муниципальные образования осуществляют мобилизацию, распределение и использование финансовых ресурсов, принимая финансово-правовые акты.
Финансово-правовые акты классифицируются по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим финансово-правовые акты.
Индивидуальные финансово-
Например, индивидуальными финансово-правовыми актами являются: решение финансового органа о предоставлении конкретному субъекту инвестиционного налогового кредита на основе требований ст. 67 НК РФ; налоговое извещение об уплате налога на имущество, присланное физическому лицу в соответствии с Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц»19 от 9 декабря 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями». Смешанные финансово-правовые акты одновременно содержат нормативные и индивидуальные предписания. К ним относится закон РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Такой закон из года в год содержит как общеобязательные, так и индивидуальные финансово-правовые предписания.
По юридической природе финансово-правовые акты подразделяются на: законодательные и подзаконные. К законодательным финансово-правовым актам относятся законы РФ и законы субъектов РФ, регулирующие отношения, составляющие предмет финансового права. К подзаконным относятся все остальные акты. Среди них: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ по вопросам государственных финансов, инструкции и письма МНС России, ГТК России, конкретизирующие законодательные акты о налогах и сборах, и т.д.
Разновидностью финансово-
Финансово-плановые акты принимаются соответствующими органами и организациями в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований и содержат плановые показатели по доходам и расходам. В их числе:
а) федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований;
б) сметы бюджетных учреждений;
в) финансовые планы государственных
и муниципальных унитарных
г) бюджеты государственных внебюджетных фондов и др.
В ходе финансовой деятельности возникают и организационные отношения, которые не приобретают правовой формы. Это отношения, имеющие локальный характер, т.е. обеспечивающие реализацию отдельных процедур. Например, еще до внесения проекта федерального бюджета на 2001 г. в Государственную Думу была собрана трехсторонняя комиссия из представителей Правительства РФ, Государственной Думы и Совета Федерации по вопросам бюджета. Создание такой комиссии не предусмотрено в БК РФ, поэтому ее деятельность следует рассматривать как организационную, а не правовую форму в бюджетном процессе.
Вместе с тем, в ходе финансовой деятельности нередко отношения, возникающие как организационные, приобретают правовое оформление. Например, на уровне субъектов РФ отношения по порядку предоставления налоговых льгот, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, долгое время существовали как фактические и лишь начиная с 1995 г. стали обретать свое правовое оформление в законах субъектов РФ.
С организационной точки зрения финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется в форме создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Государственные и муниципальные централизованные фонды денежных средств представлены федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований, а также государственными и муниципальными внебюджетными фондами денежных средств.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что финансовая деятельность государства и муниципальных образований представляют собой одну из важных частей отношений, составляющих предмет финансового права. Так как, они в свою очередь, охватывают основные финансовые аспекты деятельности государства и муниципальных образований. Стоит только сказать, что к органам государственной власти, осуществляющих финансовую деятельность, относится Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Пенсионный Фонд и другие органы. Муниципальные органы осуществляют финансовую деятельность через органы местного управления. Наконец, необходимо отметить, что объектом финансовой деятельности государства и муниципальных образований выступают экономические отношения, которые занимают одно из важнейших мест деятельности властей.
3. Рекомендации по
3.1 Финансовые органы как субъекты досудебного урегулирования налоговых споров
Сегодня актуален вопрос о возможности отнесения к субъектам досудебного урегулирования налоговых споров финансовых органов. Анализ полномочий финансовых органов позволяет сделать вывод об отсутствии оснований включения их в круг субъектов досудебного разрешения налоговых споров.