Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:06, статья
Для эффективного выполнения задач, возложенных государством на уголовно-исполнительную систему, необходимо создание оптимальных условий для качественного бесперебойного функционирования органов и учреждений, входящих в ее состав. Качество в организации работы данных учреждений должно достигаться за счет полного и своевременного материального обеспечения при условии соблюдения существующего законодательства. В настоящее время материальное обеспечение учреждений ФСИН достигается путем централизованных внутрисистемных поставок и проведения закупочной деятельности учреждений за счет средств выделяемых из федерального бюджета.
ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФКУ
Для эффективного выполнения задач, возложенных государством на уголовно-исполнительную систему, необходимо создание оптимальных условий для качественного бесперебойного функционирования органов и учреждений, входящих в ее состав. Качество в организации работы данных учреждений должно достигаться за счет полного и своевременного материального обеспечения при условии соблюдения существующего законодательства. В настоящее время материальное обеспечение учреждений ФСИН достигается путем централизованных внутрисистемных поставок и проведения закупочной деятельности учреждений за счет средств выделяемых из федерального бюджета.
Под осуществлением закупочной деятельности казенным учреждением понимается последовательное прохождение следующих этапов:
В Российской Федерации, в настоящее время, для федеральных казенных и других государственных учреждений законодательно регламентированы только этапы непосредственного осуществления процесса торгов и составление государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. Данные положения нашли отражение в Федеральном законе от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон). По состоянию на сегодняшний день, в данный Закон вносились поправки 35 раз. Однако, не смотря на многочисленные изменения и дополнения, в Законе остается значительное количество «узких» мест, которые вызывают вопросы. Вследствие этого, перед государственным заказчиком, коим является учреждение, встает проблема грамотного проведения указанных выше этапов.
Рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкиваются ФКУ в процессе проведения закупочной деятельности.
Ошибки при определении необходимого объема товаров, работ, услуг. В Федеральных казенных учреждениях наблюдается постоянное изменение количества лиц, входящих в них, будь то лица, содержащиеся под стражей, военнослужащие и др. В результате постоянно изменяется потребность в продуктах питания и других товарах. Закупка же осуществляется, как правило, на квартал или даже на год вперед. Аналогичная проблема возникает при проведении ремонтных работ. Очень часто случается, что после заключения государственного контракта при начале работ выявляются неучтенные или так называемые «скрытые» работы. Данные работы не входят в предмет государственного контракта, а согласно Закону, после заключения государственного контракта его существенные условия изменять запрещено. На практике чаще всего государственный заказчик заключает с поставщиком (подрядчиком) так называемое дополнительное соглашение, на допоставку товаров или выполнение дополнительных работ, что не всегда соответствует требованиям законодательства.
Вызывают проблемы ежегодные закупки, к которым относится размещение заказов у субъектов естественных монополий (заключение контрактов или договоров на поставку тепловой энергии, электроэнергии, водоснабжение и т.п.). Фактически, данные виды товаров, работ или услуг предоставляются учреждению с 1 января. Однако реально контракт подписывается позже, что обычно вызвано праздничными днями. В результате возникает двоякая ситуация: если дату заключения контракта ставить 1 января, а подписывать контракт позже, то заказчик нарушает статью 18 Закона, в которой установлен трехдневный срок на подачу в реестр сведений о заключенном контракте. С другой стороны, если датой заключения контракта ставить реальную дату подписи контракта, но товары, работы или услуги поставлять с 1 января, то ставится под сомнение законность совершаемых действий в силу положений статей 432 и 433 Гражданского кодекса РФ, в которых указано, что договор, контракт приобретает обязательный для сторон характер с момента подписания. Единственным выходом из данной ситуации является заключение контракта до 1 января, т.е. в предыдущем году. Однако субъекты естественных монополий, с которыми заключаются контракты крайне неохотно идут на подобный шаг, мотивируя это тем, что им еще неизвестны расценки на следующий год.
Одноименность товаров. Согласно п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона государственный заказчик имеет право заключить договор на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с единственным поставщиком (подрядчиком), т.е. без проведения торгов в случае, когда «осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами». Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2011 г. № 273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» утвержден перечень одноименных товаров, работ, услуг со ссылкой на общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП). Однако и этот приказ не всегда может прояснить ситуацию. К примеру, сложно определить к какой группе товаров относятся окна пластиковые. Для исключения спорных ситуаций Законодателем рекомендовано в затруднительных ситуациях отказаться от применения ст. 55 Закона.
Много вопросов вызывает такой способ размещения заказа как запрос котировок. Согласно Закону «под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта». Для заказчика данный способ размещения заказа является наиболее привлекательным в силу относительной простоты и быстроты проведения по сравнению с другими способами размещения заказа (открытый или закрытый конкурс, открытый аукцион в электронной форме). Однако «заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала». То есть опять встает вопрос определения одноименности товаров, работ, услуг.
При проведении запроса котировок Законом не предусмотрена обязанность участника подавать котировочную заявку в запечатанном конверте, в то же время государственный заказчик имеет право вскрыть котировочную заявку до срока окончания подачи котировочных заявок. Такое упущение со стороны Законодателя может породить коррупционную составляющую в действиях недобросовестного государственного заказчика. Т.е. заказчик до окончания срока подачи котировочных заявок может сообщить заинтересованным лицам информацию об уже поступивших ценовых предложениях и тем самым повлиять на результаты проведения запроса котировок.
Определенные трудности возникают у заказчика и при исполнении контракта. Законом предусмотрены лишь два варианта расторжения контракта: по обоюдному согласию сторон или по решению суда. Таким образом, если поставщик поставил товар ненадлежащего качества и отказывается его заменить, то перед заказчиком встает дилемма: либо добиваться расторжения контракта через суд, что влечет за собой долгие тяжбы и, как результат, срыв всех сроков, либо принять товар ненадлежащего качества, что влечет за собой нарушение законодательства.
Для выхода из сложившейся ситуации Законодатель предлагает упразднить действующий Закон № 94-ФЗ и вместо него принять закон «О Федеральной контрактной системе» (далее ФКС).
Отличительными особенностями ФКС станет:
В настоящее время проект закона о ФКС находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации, и его вступление в силу планируется в 2014 году.
Может быть новый закон не решит все вопросы, существующие в настоящее время, но его принятие будет существенным шагом в формировании принципиально нового механизма материально-технического обеспечения государственных органов и учреждений.
Информация о работе Проблемы соблюдения законности при проведении закупочной деятельности ФКУ