Роль органов внутренних дел в обеспечении права на жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования заключается в том, что право на жизнь – первейшее право человека, зафиксированное в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека и в ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах. Это право провозглашено и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в других международных правовых документах и конституциях многих стран мира. «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека, это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» . Ключевым в данном понятии является жизнь. Жизнь есть важнейшее, бесценное и абсолютное благо.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………..…..3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА НА ЖИЗНЬ И ЕГО КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
§ 1. Понятие и содержание права на жизнь в Российской Федерации……..……...15
§ 2. Право на жизнь и его место в системе основных прав человека
и гражданина………………………………………………………………...………39
§ 3. Ограничения права на жизнь в Российской Федерации и их
конституционное закрепление…………...……………………………...………….56
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ЖИЗНЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Гарантии права на жизнь в Российской Федерации………………..……...…..77
§ 2. Субъекты обеспечения права на жизнь……………………….………….115
§ 3. Роль органов внутренних дел в обеспечении права на жизнь…………..144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….……………………...……………………...187
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………197

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА111.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

Право человека на жизнь, представляя собой высшую ценность, так как образует первооснову всех других прав и свобод. Оно не может реализовываться и обеспечиваться самостоятельно вне системы других прав и свобод человека и гражданина, которые, по сути являются гарантией его реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Право на жизнь и его место в системе основных

прав и свобод человека и гражданина.

Ключевым является вопрос о месте права на жизнь в системе других конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Современная система прав человека базируется, прежде всего, на документах, принятых под покровительством ООН. Они предполагают рассмотрение прав человека, выделяя следующие группы прав:

  • личные(гражданские)
  • политические
  • социально-экономические

Гражданские и политические права рассматриваются в тесной связи с экономическими, социальными и культурными правами. С момента возникновения, становления и развития формируется система прав, свобод и обязанностей человека в целом.

Конституция Российской Федерации фиксирует, что все равны перед законом и судом, а государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств.

Основные конституционные права человека и гражданина, образующие единую систему, определены Главой 2 Конституции РФ. Это права на жизнь, на достоинство личности, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, семейную тайну, тайну переписки, на неприкосновенность жилища, свобода выезда, свобода мысли и слова и др. Центральным правом в системе прав человека, её ядром выступает право на жизнь. Без права на жизнь разговор о правах человека становится беспредметным15, так как право на жизнь – это первооснова других элементов системы прав и свобод. Принцип системности в изучении права человека на жизнь позволяет сделать переход от познания явления «жизнь» к его сущности и закономерностям, необходимым для связи с окружающей действительностью, с другими правами человека. Права человека есть система, упорядоченная своим элементным и структурным строением, внутренними и внешними связями. В системе прав каждое право обладает одновременно разными характеристиками, параметрами и функциями, так и право на жизнь проявляется в разных формах, несет отпечаток не только в своей отрасли, но в общей системе в целом.

Право на жизнь как элемент общей системы имеет свои цели, которые реализуются с помощью определенных действий (повышение уровня благосостояния людей), а также цели, общие для всей системы прав («двигателя» в развертывании демократических отношений).

Право на жизнь провозглашено в Конституциях и других государств: Германии, Испании, Италии, Португалии, Хорватии и т.д.

В Конституции Федеративной Республики Германии закреплено в п. 2. ст. 2., что каждый имеет право на жизнь и на личную неприкосновенность. Вмешательство в эти права допускается только на основании закона.

В Конституции Республики Болгарии в ст. 28 указано, что каждый имеет право на жизнь. Посягательство на жизнь человека карается как тягчайшее преступление.

В Конституции Республики Хорватии в ст. 21, каждый человек имеет право на жизнь, нет смертной казни.

Конституция определяет направления формирования и деятельности государства, его структуру, основные полномочия права и обязанности органов государства,  виды и формы соответствующей государственно-правовой деятельности и др.

Общерегулирующие нормы, включая компетенционные, конкретно-регулирующие, императивные, особенно часто используются в данном институте права на жизнь. Это нормы о предметах ведения Российской Федерации и ее субъектов, о полномочиях органов государственной власти. Так, п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации о том, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Включение норм-запретов в институт права на жизнь рассчитано на их превентивное действие для сохранения правомерного поведения юридических и физических лиц. Они служат своеобразными индикаторами возможных противоправных действий. Так, ст. 61 Конституции Российской Федерации устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Охранительные нормы (нормы-санкции) выступают как средство применения мер ответственности за правонарушения в сфере основных, конституционных прав и свобод граждан. Так, конституционные нормы предусматривают следующие меры конституционной ответственности:

 а) отмена, приостановление, аннулирование правовых актов;

 б) отставка органа, должностного лица;

 в) досрочное прекращение  полномочий;

 г) отзыв;

 д) роспуск органа;

 е) реорганизация государственных структур;

 ж) отказ в регистрации;

 з) запрет;

 Для формирования и действия института права на жизнь важны внутренние связи конституционно-правовых норм. Их отсутствие или слабость ведут к снижению эффективности законодательного регулирования.

Конституционное право человека на жизнь находит свое закрепление в нормативно-правовых актах, которые принимают законодательные органы Российской Федерации. Эти законы регулируют общественные отношения, так или иначе затрагивающие право на жизнь в сфере здравоохранения, в сфере природоохраны и в других сферах.

Конституция Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты закрепляют не только содержание, но и направления реализации права на жизнь и других прав и свобод человека и гражданина. Например:

  • каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45);
  • каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46);
  • каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ч. 1 ст. 48);
  • никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ч. 2 ст. 54).

Таким образом можно сделать вывод:

1. Право на жизнь – важнейший компонент системы прав и свобод человека и гражданина, конституционное закрепление которого в Российской Федерации базируется на общих принципах системы прав человека и гражданина, гарантирующие не только условия для гармоничного развития личности, но и являются связующими факторами, в соответствии с которыми право на жизнь связано с другими элементами системы прав и свобод человека и гражданина.

2. Идея прав человека отвергает деление прав по степени важности. Какие права в системе прав человека и гражданина более важны и ценны, а какие менее важны, сказать нельзя, не пренебрегая одной группой прав по отношению к другой. Ни одно право не должно трактоваться в ущерб другому

3. Признание всеобщности и универсальности права человека на жизнь находит свое выражение в различных международных документах, где подтверждено, что все права человека неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы, но в основе всех прав лежит все-таки право человека на жизнь

 

§ 3. Ограничения права на жизнь в Российской Федерации и их конституционное закрепление.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина – это один из важнейших аспектов взаимоотношений человека и государства. Основная проблема права – определить и нормативно закрепить отношения между интересами личности с одной стороны и интересами других лиц и государства – с другой, т.е. установить конституционные основы свободы личности16.

Новизна конституционного понятия «ограничение прав и свобод человека и гражданина» обусловила неопределенность его содержания. Впервые в актах конституционного значения данный термин появился в России в 1991 г. В ранее действовавших советских Конституциях подобное понятие отсутствовало.

Одним из определяющих признаков ограничения права (свободы), отмечаемых большинством ученых, является то, что ограничение – это всегда установленный предел свободе индивида. А.В. Малько пишет, что «правовые ограничения ставят действия индивидов в определенные рамки, суживают их возможности до юридически и социально требуемого состояния»17.

Характеризуя основные права и свободы человека, как неотчуждаемые, Конституция РФ предусматривает возможность их правомерного ограничения в случаях предусмотренных законом.

Лишение жизни не рассматривается как нарушение права на жизнь, если оно является результатом применения силы, абсолютно необходимой для защиты любого лица от незаконного насилия18.

В Конституции Российской Федерации установлено понятие «ограничение прав» – в ст. 19, 23, 55, 56, 74, 79, 133.

Так, некоторые авторы считают, что лишение жизни не относится к его ограничению, так как ограничение права не предусматривает ликвидацию самого субъекта. При причинении вреда, в результате которого погибает человек, устраняется сам субъект, обладающий правом. Другие авторы считают, что государство не может отнять у человека его право на жизнь. Даже смертная казнь – это лишение жизни, а не права на жизнь19.

Действительно Конституция Российской Федерации (ст. 17 и ст. 20) и законодательство России (Уголовный кодекс РФ, закон Российской Федерации «О милиции», Федеральный закон «Об оружии»20, Федеральный закон «О противодействии терроризму», основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан»21 и др.), предусматривают возможность правомерного лишения жизни, но не права на жизнь.

При этом следует учитывать, что в Уголовном кодексе РФ предусматривается смертная казнь лишь в качестве исключительной меры наказания, а также допущена замена смертной казни пожизненным лишением свободы. Не могут быть приговорены к смертной казни несовершеннолетние, женщины.

Среди одного из условий содержащихся в заключении Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 25 января 1996 г. - установить со дня вступления в Совет Европы мораторий на исполнение смертных приговоров. В соответствии с этим заключением, Президент РФ издал Указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы»22, которым обязал Правительство РФ в месячный срок подготовить для внесения в Государственную Думу РФ проект Закона о присоединении России к Протоколу № 6. 27 февраля 1997 года Президент издал распоряжение, которым обязал МИД РФ подписать от имени России указанный протокол, что и было сделано. Следуя обязательствам, взятым Россией при вступлении в Совет Европы, Президент РФ внес в Государственную Думу проект Федерального закона «О моратории на исполнение смертной казни».

Неоднозначно в литературе решается вопрос о допустимости лишения жизни преступника при его задержании. Одни авторы (В.И. Ткаченко,           Ю.М. Ткачевский) считают, что поскольку задержание преступника имеет целью предание его правосудию, то причинение ему смерти в процессе задержания не допускается 23.

Другие авторы (Г.В. Бушуев, В.Н. Козак, А.В. Наумов, Е.В. Донец и др.) полагают, что в исключительных случаях при отсутствии возможности взять опасного преступника живым его убийство является правомерным24.

Существует еще одно мнение: лишение жизни преступника возможно в случае, когда его задержание сочетается с состоянием необходимой обороны (например, преступник оказывает вооруженное сопротивление), либо в случае совершения задерживаемым тяжкого или особо тяжкого преступления25.

Воззрения современности представляют такую точку зрения, которая основывается на том, что есть только право на жизнь, но нет обязанности жить. Иными словами, жизнь – нематериальное благо, которое находится в полном ведении обладателя им, и данное лицо вправе единолично им распорядиться. Задача же законодателя состоит только в том, чтобы оградить человеческую жизнь от посягательств других лиц. Каждый человек волен распоряжаться только своей собственной жизнью26.

В юридической литературе неоднозначно рассматриваются такие посягательства на жизнь (право на жизнь) как искусственное прерывание беременности и эвтаназия.

Следует отметить, что в последние годы в России проблема эвтаназии приобретает особую актуальность. «Такой интерес к данной проблеме обусловлен с одной стороны высокими достижениями в реаниматологии, а с другой все еще таких неизлечимых заболеваний, от которых единственное спасение может быть только «легкая смерть»27.

Эвтаназия (от лат. Euthanasia – безболезненная смерть), когда применение обезболивающих средств облегчает умирание при неизлечимых и мучительных болезнях. Считается, что термин эвтаназия введен в научный оборот в XVI веке английским философом Френсисом Бэконом. Он писал, что обязанность врача состоит не только в том, чтобы восстановить здоровье, но и в том, чтобы облегчить страдания и мучение, причиняемые болезнью, и не только тогда, когда такое облегчение боли как опасного симптома может привести к выздоровлению, но и в том случае, если смерть очевидна и можно сделать ее более легкой и спокойной28. Легализация эвтаназии впервые состоялась в Законах XII таблиц, где была закреплена возможность лишать жизни новорожденных, отличающихся исключительной уродливостью29.

В настоящее время, эвтаназия приобрела другой смысл и перестала означать естественную безболезненную смерть. «Эвтаназия  – это осознанные волевые действия медицинских работников, направленные на удовлетворение просьбы неизлечимого больного о прекращении страданий, заключающиеся в ускорении наступления его смерти»30. Необходимость изучения проблем эвтаназии в рамках теории государства и права объясняется сложной природой самого явления, в котором тесно переплелись правовые, медицинские, религиозные, философские, биологические, этические и прочие аспекты.

Информация о работе Роль органов внутренних дел в обеспечении права на жизнь