Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 13:03, курсовая работа
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля. Тем не
менее организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей в зарубежных странах, так или иначе, базируется на общих принципах, выраженных многолетним международным опытом. Так, например, осуществление любой крупной программы обязательно включает в себя
Система государственного финансового контроля в Российской Федерации
Кожанова Александра Олеговна, магистрант
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск)
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля. Тем не
менее организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей в зарубежных странах, так или иначе, базируется на общих принципах, выраженных многолетним международным опытом. Так, например, осуществление любой крупной программы обязательно включает в себя
подсистемы контроля. Важнейшим звеном государственного финансового контроля во всех демократических странах принято считать орган контроля по линии законодательной власти. Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств: в России – это Счетная палата РФ, в США – Главное бюджетно-контрольное управление Конгресса, в Великобритании – Национальное контрольно-ревизионное управление, в Канаде – Ведомство Генерального ревизора, во Франции – Суд счетов, в Швеции – Национальное ревизионное бюро, в Австрии, ФРГ, Франции, Венгрии – Счетные палаты при бундестаге и парламенте.
Принцип разделения властей придает важную роль финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительной власти и определяет его новое содержание. Основы контроля закреплены в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик в составе федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.
Так, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату. Ее деятельность будет рассмотрена далее.
В ведение Государственной Думы и Совета Федерации передан контрольно-бюджетный комитет. В его компетенцию входят помимо экспертно-аналитической работы по финансовым вопросам, связанным с доходами и расходованием бюджетных средств, проведение также финансового контроля за:
- исполнением федерального бюджета;
- соблюдением законности и повышением эффективности государственных средств, выдаваемых на финансирование бюджетных организаций, сферы материального
производства, обороны; формированием доходов и рас-
ходов от внешнеэкономической деятельности; использо-
ванием внебюджетных фондов.
Контрольные функции в области финансов осуществ-
ляют также представительные органы государственной 224 «Молодой учёный» . № 4 (51) . Апрель, 2013 г. Экономика и управление
власти субъектов Российской Федерации, что закреплено
в их законодательстве в соответствии с федеральными ак-
тами, и органы местного самоуправления.
В целях эффективности президентского контроля в ве-
дении Президента Российской Федерации создан специ-
альный контрольный орган – Контрольное управление
Президента Российской Федерации (преобразованное из
Контрольного управления Администрации Президента
Российской Федерации).
Контрольное управление имеет территориальные по-
дразделения. Все эти органы действуют как система обес-
печения конституционных контрольных полномочий Пре-
зидента Российской Федерации. Они осуществляют от
имени и по поручению Президента Российской Феде-
рации контроль за исполнением федеральными орга-
нами государственной власти и органами государственной
власти субъектов федерации Конституции Российской
Федерации, указов и распоряжений Президента. Управ-
ление подчиняется непосредственно Президенту Россий-
ской Федерации в качестве структурного подразделения
его администрации. Основными функциями Контрольного
управления являются:
– анализ деятельности специальных органов контроля
и надзора федеральных органов исполнительной власти,
подразделений Администрации Президента, органов ис-
полнительной власти субъектов Федерации;
– рассмотрение жалоб и обращений граждан, пред-
приятий, учреждений.
Все они предполагают возможность проведения
контроля, являющегося по своему содержанию финан-
совым.
Управление не наделено правом применение каких-
либо санкций, однако оно вправе направлять предписания
об устранения выявленных нарушений руководителям фе-
деральных органов исполнительной власти, главам испол-
нительной власти субъектов федерации. Эти предписания
должны быть рассмотрены соответствующими органами и
должностными лицами в течение 10 дней.
Органы исполнительной власти направляют контр-
ольную деятельность подведомственных им органов го-
сударственного управления, в том числе финансовых, а
также непосредственно сами осуществляют финансовый
контроль.
В пределах своих полномочий Правительство Россий-
ской Федерации контролирует составление и исполнение
федерального бюджета, проведение единой финансовой,
кредитной и денежной политики, осуществляет система-
тический контроль за исполнением законов Российской
Федерации и иных актов, регулирующих финансовые от-
ношения, другими органами исполнительной власти субъ-
ектов федерации, принимает меры по устранению их на-
рушения.
В полномочия Правительства Российской Федерации
входит контроль за деятельностью в области финансов
подведомственных ему министерств, государственных ко-
митетов и других, включая органы федеральной службы
финансовой сферы. При этом Правительство Российской
Федерации вправе отменить акты указанных органов.
Направляя деятельность подведомственных ему ор-
ганов по осуществлению финансового контроля, Пра-
вительство Российской Федерации принимает правовые
акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие
порядок этой деятельности. Так, Правительством Россий-
ской Федерации утверждены Положение о Министерстве
финансов Российской Федерации (Постановление от 19
августа 1994 года), Положение о Федеральном казначей-
стве Российской Федерации (Постановление от 27.08.93
г.), о других службах, где закреплены функции по финан-
совому контролю.
Важнейшее место в системе финансового контроля за-
нимает Министерство финансов Российской Федерации,
которое не только разрабатывает финансовую политику
страны, но и контролирует ее осуществление.
Прежде всего Минфин осуществляет финансовый
контроль в процессе разработки федерального бюджета;
контролирует поступление и расходование бюджетных
средств и средств федеральных внебюджетных фондов;
участвует в проведении валютного контроля; контроли-
рует направление и использование государственных ин-
вестиций.
Следует при этом отметить, что контрольные пол-
номочия Минфина Российской Федерации распростра-
няются на финансовые средства только федерального
уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность ис-
полнительных органов власти субъектов Федерации, его
контрольные функции не должны выходить за эти рамки.
Такой подход обусловлен принципом самостоятельности
бюджетного устройства в Российской Федерации.
Однако, принимая во внимание принятый в 1998 г.
Бюджетный кодекс, можно отметить, что на Минфин воз-
ложено осуществление финансового контроля за испол-
нением бюджетов субъектов российской Федерации и
местных бюджетов, если субъект Российской Федерации
получает помощь в объеме свыше 50 % расходов его кон-
солидированного бюджета. Назначается ревизия и ис-
полнение бюджета субъекта федерации переходит под
контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состо-
янии обеспечить обслуживание и погашение своих дол-
говых обязательств.
Финансовый контроль осуществляют все структурные
подразделения МФРФ соответственно их компетенции.
Так, органы казначейства призваны осуществлять госу-
дарственную бюджетную политику; управлять процессом
исполнения федерального бюджета, осуществляя при
этом жесткий контроль за поступлением, целевым и эко-
номным использованием государственных средств.
В связи с повышением роли налогов в доходах го-
сударства стало необходимо выделение органов нало-
говой службы в особую систему. Деятельность налоговой
службы направлена на обеспечение единой системы
контроля за соблюдением российского налогового за-
конодательства, правомерности исчисления, полноты и 225 “Young Scientist” . #4 (51) . April 2013 Economics and Management
своевременности внесения налогов в бюджет и внебюд-
жетные фонды. Органы ГНС наделены широким кругом
контрольных полномочий и прав по применению мер при-
нудительного воздействия к нарушителям налогового за-
конодательства. Одновременно, для обеспечения безопа-
сности РФ и укрепления государственной дисциплины в
области налогообложения были созданы федеральные
органы налоговой полиции, которые включают в Феде-
ральную службу налоговой полиции, территориальные и
местные органы.
Функции органов Государственного страхового над-
зора также ограничены особой сферой – страховой де-
ятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения
соблюдения требований законодательства РФ о страхо-
вании, развития страховых услуг, защиты прав и инте-
ресов участников страховых отношений.
Перестройка банковской системы и возникновение
коммерческих банков в значительной мере изменили фун-
кции банков (кредитных органов) в области финансового
контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит
Центральному Банку России. Он организует и контроли-
рует денежно-кредитные отношения в стране, осуществ-
ляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С
этой целью создано специальное подразделение – Депар-
тамент банковского надзора. При этом ЦБР вправе при-
менить к банкам, нарушающим законодательство и уста-
новленные правила деятельности, принудительные меры
воздействия в административном порядке. ЦБР осу-
ществляет контроль за соблюдением законодательства о
валютном регулировании.
Впервые в законодательном плане решен вопрос
об обязательности ведомственного или внутреннего
контроля. Главным распорядителям и распорядителям
бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять
контроль за использованием этих средств.
Наряду со всеми перечисленными структурными по-
дразделениями МФРФ существует специальное контр-
ольное подразделение, предназначенное именно для
проведения финансового контроля – это Контрольно-ре-
Информация о работе Система государственного финансового контроля в Российской Федерации