Система источников Финансового права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Финансовое право охватывает своим воздействием определенный специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы, и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность.

Финансы по своей сущности представляют одну из экономических категорий, используемых в современном государствах. Существование финансов связано с товарно-денежными отношениями.

Осуществление финансовой деятельности государства требует правового урегулирования прав, обязанностей, ответственности, участвующих в нем субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права: посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

     По  своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим  видам: 1) бюджетные; 2) налоговые; 3) в  области страхования; 4) кредита (государственного и банковского); 5) расчетов, регулируемых финансовым правом; 6) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования; 7) контрольные.

3.2. Субъекты финансовых правоотношений.

 

     Во  всех финансовых правоотношениях субъектами являются государство, хозяйствующие  субъекты, организации, учреждения, а также граждане.

     Следует различать понятие “субъект финансового  права” и “субъект (или участник) финансового правоотношения”

     Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

     Субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений.

     Юридические права и обязанности в сфере  финансовой деятельности принадлежат  субъектам финансового права.

     Государство в целом становится субъектом финансовых правоотношений, когда оно регулирует их между РФ и субъектами Федерации, между ними и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов, компетенция которых в области финансов установлена Конституцией РФ и конституционными правовыми актами субъектов Федерации, а также законодательными и другими нормативными актами.

     Как субъект финансового права государство  выступает также через специальные  управомоченные финансовые органы (кредитные организации), представляющие интересы государства.

     Финансовый  орган (кредитная организация) осуществляет эти правомочия 'независимо от того, кто является второй стороной финансовых правоотношений - государственный орган, хозяйствующий субъект или физическое лицо.

     Учреждения  и организации, состоящие на бюджетном  финансировании, - это тоже участники  финансовых правоотношений_ Субъектами в этих правоотношениях выступают  распорядители бюджетных средств, которые несут ответственность  за правильное их расходование в меру фактических потребностей, за постановку учета и отчетности расходуемых по смете ресурсов.

     Субъектами  финансового права являются отдельные  физические и юридические лица. Основным признаком право субъектности гражданина и юридического лица в финансовых правоотношениях считается наличие самостоятельного источника дохода (заработка имущества на территории РФ).

     Субъектами  правоотношений наряду с гражданами РФ могут быть иностранцы (или лица без гражданства), проживающие и  работающие в РФ или имеющие на территории РФ законом разрешенные источники доходов, если особыми соглашениями они не освобождаются от уплаты налогов.

3.3. Основания возникновения,  изменения и прекращения  финансовых правоотношений.

 

     Основанием  возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, которые влекут возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

     Так, возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Федеральный закон «О федеральном бюджете», который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог. Как событие может рассматриваться, например, увеличение числа иждивенцев в семье, что ведет к уменьшению налога на доходы физических лиц, Т.е. данное событие изменяет финансово-правовое отношение.

     Изменение финансовых правоотношений также происходит на основе нормативного акта, в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

     Прекращение финансовых правоотношений связано, например, с

     1) погашением финансового обязательства  в результате уплаты суммы  в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

     2) выполнением задания по государственным  доходам, по бюджету или внебюджетным  фондам;

     3) использованием выданных бюджетных  ассигнований;

     4) осуществлением компетентными органами  права сложения недоимок по  налогам и т.д.

Заключение

     В условиях рынка и конкуренции  большую роль в обществе играют финансы. Правовое регулирование финансовых отношений, которые возникают в  процессе финансовой деятельности государства (образования, распределения и использования  фондов денежных средств), представляет собой предмет финансового права.

     Финансовое  право - это совокупность норм, регулирующих финансовую деятельность государства, т.е. деятельность по аккумуляции, перераспределению  и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, которые и дают возможность осуществлять реальное государственное управление. С помощью норм финансового права государство направляет потоки денежных средств в нужном для него направлении, где они аккумулируются и расходуются и, таким образом, стимулируется развитие той или иной деятельности государства как в экономической, так и социально-культурной области. Для развития рыночной экономики очень важно, во-первых, чтобы государство поддерживало области деятельности, непосредственно влияющие на рынок, т.е. направляло деньги на развитие и поддержание промышленности, сельского хозяйства и, конечно, малого и среднего бизнеса. С другой стороны, очень важно, чтобы налоги, собираемые государством для пополнения доходной части всей бюджетной системы, не ложились бы тяжелым бременем на юридических и физических лиц, которые при непосильной налоговой нагрузке сворачивают производство, а стимулировало бы их платить налоги полностью и в тоже время давало бы уверенность, что уплата налогов их не разорит.

     На  мой взгляд, успешное решение финансовых проблем хозяйствующих субъектов  может быть осуществлено непосредственно  путем применения соответствующих  законодательных норм. Отсюда вытекает необходимость в знании многочисленных российских законов и других нормативных актов.

Список  использованной литературы.

  1. Конституция Российской Федерации. – М., 2002.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2003.
  3. Налоговый кодекс российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2003.
  4. Указ Президента Российской Федерации « О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 9 марта 2004 г. № 314.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения и Министерстве финансов РФ» от 6 марта 1998 г. № 273.
  6. Карасева М.В. Финансовое право. Учебник. – М.: Юрист, 2000.
  7. Эриашвили Н.Д. Финансовое право. Учебник. – М.: Юнити, 2002.
  8. Апель А.Л. Основы финансового права. Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2002.
  9. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юриспруденция. 2000.
  10. Финансовое право. Сборник нормативных документов. Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2002.

Информация о работе Система источников Финансового права РФ