Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:09, дипломная работа
Денежно - кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.
Введение
1. Теоретические основы исследования денежно-кредитной политики Центрального банка РФ
1.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ
1.2 Направления и цели денежно – кредитной политики
1.3 Инструменты и методы денежно-кредитной политики
1.4 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)
1.5 Коммерческий банк и его инфраструктура как элементы банковской системы
2. Практическая часть
2.1 Единая денежно-кредитная политика в РФ: тенденции и перспективы
2.2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 года
Заключение
Список использованной литературы
По
второму варианту программы, параметры
которого соответствуют проекту
федерального бюджета на соответствующий
период, в 2010 году прогнозируется рост
ЧМР на 0,5 трлн. рублей. С учетом оценки
денежной базы это потребует увеличения
ЧВА на 0,2 трлн. рублей.
Таблица 1- Прогноз показателей денежной программы на 2010-2011 годы (млрд. рублей)
Позиции | 01.01.2010 (оценка) | 2010 год | 2011 год | ||||||
59,5 $ США за баррель | 1 вариант (45$ США за барель) | 2 вариант (58$ США за барель) | 3 вариант (68$ США за барель) | 4 вариант (80$ США за барель) | 1 вариант (45$ США за барель) | 2 вариант (59$ США за барель) | 3 вариант (74$ США за барель) | 4 вариант (87$ США за барель) | |
Денежная база (узкое определение) | 5008 | 5428 | 5710 | 5789 | 5858 | 6002 | 6566 | 6790 | 6973 |
наличные деньги в обращении (вне Банка России) | 4909 | 5321 | 5597 | 5674 | 5741 | 5885 | 6436 | 6654 | 6831 |
обязательные резервы | 99 | 107 | 113 | 115 | 117 | 117 | 130 | 136 | 141 |
Чистые международные резервы | 12065 | 11858 | 12549 | 13246 | 14142 | 11968 | 13185 | 14752 | 16756 |
в млрд. долларов США | 411 | 403 | 427 | 451 | 481 | 407 | 449 | 502 | 570 |
Чистые внутренние активы | -7086 | -6430 | -6840 | -7457 | -8284 | -5366 | -6619 | -7962 | -9784 |
Чистый кредит расширенному правительству | -4867 | -2593 | -3104 | -3359 | -4011 | -1947 | -2345 | -3353 | -4789 |
остатки средств консолидированных фондов на счетах в Банке России | -4047 | -1723 | -2184 | -2439 | -3091 | -1027 | -1375 | -2383 | -3819 |
Чистый кредит банкам | 159 | -1088 | -1100 | -1555 | -1746 | -1025 | -1431 | -1816 | -2154 |
валовый кредит банкам | 1355 | 1022 | 952 | 924 | 829 | 951 | 905 | 878 | 788 |
корреспондентские счета кредитных организаций, в Банке свободной банковской ликвидности | -1195 | -2110 | -2051 | -2478 | -2575 | -1976 | 2336 | -2694 | -2942 |
Прочие чистые неквалифицированные активы | -2379 | -2749 | -2636 | -2543 | -2527 | -2994 | -2843 | -2793 | -2840 |
В 2011 году по данному сценарию предполагается увеличение ЧМР на 0,6 трлн. рублей, что потребует увеличения чистых внутренних активов на 0,2 трлн. рублей. Исходя из оценки прироста чистого кредита расширенному правительству на 0,8 трлн. рублей, чистый кредит банкам может сократиться на 0,3 трлн. рублей. В 2011 году предусматривается рост денежной базы за счет увеличения ЧМР на 0,9 трлн. рублей и ЧВА – на 0,2 трлн. рублей. При этом в структуре прироста чистых внутренних активов изменение чистого кредита расширенному правительству и чистого кредита банкам ожидается примерно таким же, как в 2011 году.
По третьему и четвертому вариантам денежной программы прогнозируемое увеличение ЧМР в 2010‑2011 годах превышает объем, требуемый для обеспечения прироста денежной базы, что предопределяет абсолютное снижение чистых внутренних активов.
Согласно третьему варианту в 2010 году прогнозируется увеличение ЧМР на 1,2 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,4 трлн. рублей. В этих условиях чистый кредит расширенному правительству увеличится на 1,5 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,7 трлн. рублей. В 2011 году данный вариант денежной программы предусматривает увеличение ЧМР на 1,5 и 2,0 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,5 и 0,8 трлн. рублей соответственно. При параметрах, соответствующих данному варианту, чистый кредит расширенному правительству в 2011 году практически не изменится. Для обеспечения прогнозируемой динамики потребуется снижение чистого кредита банкам примерно на 0,3 трлн. рублей в 2011 году.
Четвертый
вариант программы предполагает
в 2010 году рост ЧМР почти на 2 трлн. рублей
и снижение ЧВА на 1,2 трлн. рублей. При этом
чистый кредит расширенному правительству
увеличится на 0,9 трлн. рублей, а чистый
кредит банкам сократится на 1,9 трлн. рублей.
В 2011 году рост ЧМР (чистые международные
резервы) составит 2,6 и 3,1 трлн. рублей,
что повлечет за собой сокращение ЧВА
(чистые внутренние активы) на 1,5 и 1,8 трлн.
рублей соответственно. Условия данного
варианта предполагают возможность значительного
роста бюджетных доходов по сравнению
с другими вариантами программы. Поэтому
ожидается, что чистый кредит расширенному
правительству снизится в 2011 году на 0,8
трлн. рублей и в 2012 году – на 0,7 трлн. рублей.
Параметры денежной программы не являются
жестко заданными и могут быть уточнены
в соответствии со складывающейся макроэкономической
ситуацией, изменением влияния на состояние
денежно-кредитной сферы ключевых внутренних
и внешних факторов. В целях адекватного
реагирования на изменение состояния
денежно-кредитной сферы и учета возможных
рисков при реализации денежно-кредитной
политики Банк России будет применять
весь спектр инструментов.
Заключение
Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.
Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком Р.Ф., являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.
Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.
Одно
из важнейших направлений
Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения меняет процентную ставку; изменение процентной ставка воздейству-ет на инвестиции, и уровень цен.
Преимущества кредитно-денежной политики состоят в ее гибкости и политической приемлемости. Руководящие кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой -- они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно.. При определенных условиях может возникнуть альтернатива -- использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.
На сегодняшний день направления денежно-кредитной политики России зависят от цен на нефть а при высоких ценах на нефть (которые мы и имеем на сегодняшний день) Россия не только не выиграет, а столкнется с весьма трудно разрешимыми проблемами. ЦБ не сможет скупить всю дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимый уровень увеличения денежной массы. Изымать средства путем увеличения предложения облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы. А значит - либо высокая инфляция, либо существенное укрепления рубля, причем цифры по укреплению рубля называются до 14%, далее может последовать кризисная ситуация.
Однако явных свидетельств того, что банковская система справляется или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет.
Что
нужно, для того чтобы лучше вписаться
в международную систему
Когда речь идет о выделении надзорных функций из круга полномочий Центрального банка Российской Федерации, то, возможно, это окажется целесообразным в будущем, но на сегодня это только ослабляет, а не усиливает возможности, которые имеются у государства по контролю над банковской системой.
Второе,
с моей точки зрения, важное направление
- это сближение системы
В
настоящее время имеющиеся
К
сожалению, и доля кредитов реальному
сектору в обшей структуре активов банков
снизилась, и этот показатель, исчисленный
как процент от ВВП, также снизился и составляет
около 12 %.
Список использованной литературы
1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)».
4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
5. Федеральный закон о бухгалтерском учете.
2. Литература
Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ, 2000.
Борискин А.В. Деньги Кредит Банки/ Е.Ф. Борискин,А.А. Тарабцева. - С-Пб.: СпецЛит, 2000.
Гончаров Д.. О банковской и коммерческой тайне. // Законность. 2000, №1, стр. 52.
Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. Авт.; под ред. Лаврушина О.И.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006.
Деньги. Кредит. Банки. Учебное пособие.- М.: КИОРУС, 2006.
Кожухарь Л.И. Основы общей теории и статистики - М.: Финансы и статистика, 2000.
Лаврушин О.И. Деньги Кредит Банки. - М.: Финансы и статистика, 2001
Медведков С. Экономическая политика и банковская система// Вопросы экономики. - 2005.
Общая теория денег и кредита./Под ред. Жукова Е. Ф. - М.: ЮНИТИ, 2003.
Олейник. О.М. Основы банковского права. Курс лекций. - М.: Юристъ, 2000.
Семенюта О.Г.Основы банковской деятельности в Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
Тагирбеков К.Р. Основы банковской деятельности: учебник для вузов.- М., 2001.
Финансы. Денежное обращение и кредит. Под ред. Г.Б. Полякова. М., 2001.
Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под ред. Дробозиной. М.,
«Финансы», издательское объединение «Юнити», 2000.
Яни П.С. Правоохранительные органы и предприниматель. - Приложение к журналу «Юридический бюллетень предпринимателя». - М.: АО «Бизнес- школа». - 2004.