Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:53, реферат
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права.
Введение
1. Финансы и финансовая система. Единство финансовой системы РФ.
1.1 Понятие финансов.
1.2 Финансовая система РФ, ее состав.
1.3 Единство финансовой системы РФ.
2. Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления.
2.1 Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы.
2.2 Содержание финансовой деятельности государства.
2.3 Принципы.
2.4 Методы финансовой деятельности государства.
3. Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики.
4. Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации.
5. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства.
5.1 Особенность финансовой деятельности.
5.2. Центральный банк РФ (Банк России).
6. Правовые формы финансовой деятельности.
Заключение
Список использованной литературы
3. Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики.
Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планирование должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования мобилизации и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годовое финансовое планирование.
Характеризуя финансовую
деятельность РФ на современном этапе,
важно отметить, что она осуществляется
в условиях экономического сотрудничества
со странами СНГ, в сфере финансов
и денежного обращения
4. Конституционные
основы финансовой
Федеральные государственные
органы и государственные органы
власти субъектов Федерации
Так, в ведении Российской
Федерации находятся: установление
основ федеральной финансовой политики,
финансовое, валютное и кредитное
регулирование, федеральные экономические
службы, включая федеральные банки,
федеральные налоги и сборы, федеральные
фонды регионального развития (ст.
71). К совместному ведению
5. Система и
правовое положение органов
Существует система органов
управления, для которых сама финансовая
деятельность является основной, определяющей
содержание их компетенции. Эта система
финансово-кредитных органов, специально
созданных для управления финансами
и осуществления контроля в этой
сфере как его неотъемлемой функции.
Данные органы охватывают своим воздействием
все звенья финансовой системы -- бюджет,
целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование,
финансы предприятий, организаций, учреждений.
Так, система финансово-кредитных органов
в РФ, в связи с экономическими преобразованиями
существенно перестроена: появились новые
органы (Государственная налоговая служба,
федеральное казначейство, Госстрахнадзор,
коммерческие банки), перестроена структура
Министерства финансов и соответствующих
нижестоящих органов. В единую систему
органов государственного управления
финансами в Российской Федерации входят
Министерство финансов РФ, министерства
финансов республик, финансовые управления
в других субъектах Федерации и органы
федерального казначейства. Кроме того,
в системе органов местного самоуправления
административно-
5.1 Особенность финансовой деятельности.
Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции. Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Президент Российской Федерации
как глава государства
Основными задачами и функциями Управления являются:
- анализ информации и выработка прогнозов по финансово-кредитным проблемам;
- определение приоритетов в расходовании государственных финансовых ресурсов;
- подготовка предложений по формированию основных направлений финансово-кредитного регулирования экономики страны;
- подготовка предложений по проектам законов РФ, указам и распоряжениям Президента РФ, решениям Правительства РФ, касающимся финансово-кредитной системы;
- рассмотрение и подготовка предложений по поступающим на подпись Президенту РФ проектов законов РФ по вопросам финансово-кредитной системы, а в необходимых случаях по реализации права отлагательного вето;
- представление Президенту РФ докладов, аналитических и информационных записей о состоянии и тенденциях развития финансово-кредитных отношений.
Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определенные Федеральным конституционным законом “О правительстве Российской Федерации” (в ред. ФЗ от 31 декабря 1997 г.) В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д. Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции. Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций. Для осуществления финансовой деятельности, в качестве основной функции, были созданы специальные органы государственного управления:
1. Министерство финансов Российской Федерации;
2. Федеральное казначейство Российской Федерации;
3. Государственная налоговая служба Российской Федерации;
4. Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Министерство финансов РФ в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273, является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии не только с другими федеральными органами исполнительной власти, но и с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Основными задачами Министерства финансов РФ являются:
- совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
- разработка проекта федерального бюджета и обеспечения его исполнения; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
- осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ;
- участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней и другие.
Федеральное казначейство Российской Федерации создано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556. Единую централизованную систему органов федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства -- начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ.
В соответствии с Положением
о Федеральном казначействе РФ, утвержденным
постановлением Совета Министров -- Правительства
РФ от 27 августа 1993 г. № 864, единая централизованная
система органов федерального казначейства
состоит из Главного управления федерального
казначейства Министерства финансов РФ
и подчиненных ему
Казначейство информирует
законодательные и
Главные задачи органов казначейства:
- организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;
- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;
- осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;
- управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
- разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов;
- ведение операций по учету государственной казны РФ.
5.2. Центральный банк РФ (Банк России).
Особое положение среди
федеральных органов
Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности членов Совета директоров Банка России;
- представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;