Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 16:48, курсовая работа
Основной целью работы является исследование финансовой деятельности государства, как особого вида государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Показать необходимость и сущность финансов.
2. Дать определение понятию и раскрыть роль и задачи финансовой деятельности государства.
3. Рассмотреть принципы финансовой деятельности государства.
4. Охарактеризовать методы осуществления финансовой деятельности государства.
5. Раскрыть правовые формы финансовой деятельности.
Введение.............................................................................................................3
1 Общая характеристика финансовой деятельности государства................5
1.1 Финансы, их необходимость и сущность..................................................5
1.2 Понятие, роль и задачи финансовой деятельности государства............9
2 Основные принципы и методы осуществления финансовой деятельности государства.........................................................................................13
2.1 Принципы финансовой деятельности государства................................13
2.2 Методы осуществления финансовой деятельности государства..........18
2.3 Правовые формы финансовой деятельности..........................................21
Заключение.......................................................................................................24
Библиографический список литературы.......................................................27
Таким образом, оно изобрело
инструмент своего общественного
Рассчитывая предполагаемое количество и объем доходов, которые должны поступить в бюджет, государство в то же время не может не рассчитать предполагаемые затраты на предстоящий период. Оно должно проследить и за поступлениями доходов, и за совершением расходов, а для этого необходимо иметь единый плановый акт в государстве - бюджет.
Это объединенные в систему плановые акты государства, которые лежат в основе всего остального финансового планирования: смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и организаций, общего баланса доходов и расходов населения, денежного баланса - наличной и безналичной массы денег, обслуживающих обращение, и т.д.
Имеется отдельный план
по доходам государства и
Таким образом, принцип плановости является неотъемлемым условием всей финансовой деятельности государства.
Принцип самостоятельности и государственной поддержки местного самоуправления. Он основывается на положении ст. 132 Конституции РФ. Органы местного самоуправления руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.[9]
2.2. Методы осуществления
финансовой деятельности
Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы:
- методы мобилизации фондов денежных средств;
- методы распределения
и перераспределения фондов
Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:
а) налоговый метод (метод установления налогов) - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты;
б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др. В литературе их принято называть «социальными» налогами;
в) в отличие от налогового метода, которому свойственны в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольного привлечения денежных средств - покупка государственных ценных бумаг, приобретение облигаций, пожертвований, вклады в банки и т.д.;
г) метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.);
д) с помощью метода страхования образуются страховые фонды;
е) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение.
Ко второй группе - методам распределения фондов денежных средств относятся:
а) финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;
б) кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;
в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;
г) осуществление расчетов между различными субъектами.
Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.
Абсолютно на всех этапах используется метод расчетных операций (безналичный денежные расчеты и платежи наличными денежными средствами).
Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, экономических отношений принято называть финансовым институтом, к которым относятся, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита. В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов (групп экономических отношений) образует финансовую систему:
1. Государственные финансы включают в себя бюджетную систему государственные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и другие), государственный кредит.
2. Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объединяет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.
3. Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.
4. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, предпринимательских рисков, перестрахование.
5. Местные финансы. Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.[7]
2.3 Правовые формы финансовой деятельности
Формы финансовой деятельности выражаются в деятельности государственных органов в образовании, распределении денежных средств. По своему характеру они могут быть правовыми и неправовыми.[3]
Правовые формы выражаются в установлении или применении норм права. Неправовые формы создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности. Неправовые формы проявляются в проведении совещаний в аппарате государственного органа, разъяснение, производство финансово-технических операций. К неправовым формам относятся финансово-экономический анализ, подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности. Конкретные формы финансовой деятельности зависят от того, какими органами она осуществляется. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий они регулируют общественные отношения в сфере образования, распределения и использования фондов денежных средств, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. Таким образом, финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Эти акты устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы, служат основанием для возникновения, изменения, прекращения конкретных правоотношений. Все финансово-правовые акты можно классифицировать по различным основаниям:
1. По юридическим свойствам:
а) нормативные (устанавливают общие правила);
б) индивидуальные (конкретизируются общие правила, установленные в нормативных актах, т.е. являются актами применения норм права).
2. По юридической природе:
а) законодательные (финансово-правовые акты, законы, принимаемые ГД, одобряемые Правительством, подписанные Президентом, а также законы субъектов РФ по вопросам финансовой деятельности);
б) подзаконные (принятые на основе Закона и во исполнение Закона).
3. По органам, их издающим:
а) Парламент и другие представительные органы власти;
б) Указы Президента;
в) Постановления Правительства, министерств, ведомств;
г) Приказы, инструкции, разъяснения ведомственного характера.
4. В зависимости от характера предписания, содержащегося в финансово-правовом акте:
а) финансово-плановые;
б) разовые.
Финансовые акты - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период (т.е. являются планом по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов). Чтобы финансово-плановый акт вызывал юридические последствия, как любой финансово-правовой акт, он должен быть утвержден компетентным (полномочным) органом в установленном порядке.
К финансово-плановым актам относятся:
- бюджеты (федеральный, региональный и местные),
- бюджеты государственных внебюджетных фондов,
- финансово-кредитные кассовые планы банков,
- финансовые планы страховых компаний,
- составляются финансовые
планы и сметы органов
Заключение
Цель данного исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме: «Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы его осуществления» можно сделать ряд выводов:
Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов.
В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в данной сфере следующие три основные задачи:
1. Планового собирания
и распределения денежных
2. Экономического стимулирования общественного производства в целях его развития и интенсификации.
3. Контроля за законным
и целесообразным
Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Неотъемлемым элементом каждой из них являются функции контроля.
Финансовая деятельность
государства и органов местного
самоуправления основана на определенных
принципах, то есть основополагающих правилах
и требованиях, выражающих ее наиболее
существенные особенности и
Среди основных принципов можно выделить следующие: принцип приоритета публичных интересов, принцип федерализма, принцип законности принцип гласности, принцип плановости, принцип самостоятельности и государственной поддержки местного самоуправления.
Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы, с учетом приоритетности финансируемых мероприятий.
Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы мобилизации фондов денежных средств и методы распределения и перераспределения фондов денежных средств.
Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды: налоговый метод (метод установления налогов), метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др., метод добровольного привлечения денежных средств - покупка государственных ценных бумаг, приобретение облигаций, пожертвований, вклады в банки и т.д., метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.), метод страхования, эмиссия денег.
Информация о работе Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления