Финансовая система Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 10:43, реферат

Краткое описание

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев и элементов непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих её осуществлению. Состоит из финансовых институтов (организации, учреждения осуществляющие и регулирующие финансовую деятельности, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов. Финансовая система оперирует разнообразными денежными средствами, включающие все виды денежных агрегатов – количество денег, безналичные формы денег (деньги на счетах аккредитивов, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, векселей, опционов.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат АВДЕЕВА.docx

— 31.27 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Финансовая система Великобритании.

          Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев и элементов непосредственно участвующих в финансовой деятельности  и способствующих её осуществлению. Состоит из финансовых институтов  (организации, учреждения осуществляющие и регулирующие финансовую деятельности, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые  и валютные биржи)  и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов. Финансовая система оперирует разнообразными денежными средствами, включающие все виды денежных агрегатов – количество денег, безналичные формы денег (деньги на счетах аккредитивов, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, векселей, опционов.

           Финансовая система Великобритании включает в себя 4 традиционных звена: государственный бюджет, местные бюджеты,  специальные внебюджетные фонды, финансовые государственных предприятий.

           Государственный бюджет страны состоит из двух частей:

          1) консолидированного фонда, который включает текущие поступления средств и их расходование;

         2) национального фонда займов, куда входят доходы и расходы государства,  связанные с движением капитала.

         Основная часть расходов финансируется из консолидированного фонда (98%), который формируется преимущественно налоговыми поступлениями (95%). К неналоговым поступлениям относят доходы от продажи государственной собственности, административные взыскания и др1.

 

Расходы консолидированного фонда  можно подразделить по функциональному  назначению:

- социальная защита;- здравоохранение;- оборона; - экономические услуги;

- общегосударственные услуги; - охрана правопорядка; - коммунальные услуги; - образование.

 

Доходная  часть национального  фонда займов формируется за счёт процентов, поступающих от корпораций  и местных органов власти как  оплата за кредит, части прибыли  Банка Англии, средств некоторых  специальных фондов. Расходная часть  включает затраты на обслуживание государственного долга и некоторые другие.

        Бюджетный год,  в Великобритании начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта2.

          Местные органы власти в трёх частях Великобритании: Англии, Уэльсе и Шотландии – имеют различную структуру. В Англии двухступенчатая система местных органов власти, включающие графства  и округа сельской местности  и городах.  В 1992г. в Уэльсе и Шотландии была введена одноступенчатая система местных органов управления.

 

После Второй мировой войны  в компетенцию органов местного самоуправления входило финансирование социальных услуг, транспорта, образование, жилищно-коммунального  хозяйства. Позже их полномочия  были значительно  сужены. Местные органы власти утратили право на строительство и приобретение жилья, приватизацию местного транспорта и коммунальных сетей, из-под их контроля выведены некоторые типы образовательных учреждений,  расходные обязательства муниципалитетов существенно сократились. В настоящее время из местных бюджетов финансируется всего 36% всех государственных расходов.

 

Структура расходов местных  органов власти следующая, %:

- социальная защита –  32;

- образование – 28;

- охрана правопорядка  – 12;

- коммунальные услуги  – 5;

- транспорт и коммуникации  – 4;

- другие – 19.

 

Система межбюджетного  выравнивания Великобритании достаточно сложная  и разная во всех составных  частях страны. В то же время финансовая помощь основана на принципах, единых для всей страны. Существует два  основных вида финансовой поддержки  – блок-гранды (которые в Англии и Уэльсе называются грантами для  увеличения доходов) и гранты на специальные  цели. Гранты для увеличения бюджетных  доходов выделяются ежегодно3. Перед определением суммы финансовой помощи центральное правительство, исходя из проекта центрального бюджета и прогноза макроэкономической ситуации, устанавливает расходные нормативы для местных органов власти на планируемый год. Затем объект финансовой поддержки определяется как разница между суммой расходов бюджета муниципального пользования, рассчитанной на основе расходных нормативов, и суммой доходов местного бюджета от закреплённых за ним доходных источников. Если центральное правительство видит приоритетным финансирование какой-либо конкретной статьи местного бюджета, то средства выделяются в рамках гранта, т.е. они могут быть потрачены только на оговоренные цели.

           Третьим звеном финансовой системы являются специальные фонды. Их более 80. ведущее место занимает фонд национального страхования. Он создается за счёт взносов населения, государственных предприятий  и дотаций правительства. Аккумулированные  средства идут на выплату пенсий, пособий по безработице и болезни.

            Кроме фонда национального страхования, в финансовую систему Великобритании входят пенсионные фонды государственных предприятий, уравнительный валютный фонд, фонды гарантий экспортных кредитов. Эти фонды создаются за счёт средств и дотаций предприятий и осуществляют расходы в соответствии со своим функциональным назначением.

           Государственные предприятия  Великобритании делятся на 3 вида: государственные корпорации, смешанные предприятия  и ведомственные.  Государственные корпорации  в большинстве своём функционируют  в национализированных отраслях промышленности. Деятельность государственных предприятий Великобритании отвечает стратегическим интересам государства и не всегда основывается на рыночных механизмах, вследствие чего они, как правило, убыточны.

 

 

 

 

Глава 2. Особенности финансовой системы Великобритании.

            Хотя финансовую систему Соединенного Королевства по типу относят к «основанным на рынке ценных бумаг» (market-based), по соотношению «активы банков/ВВП» она превосходит Германию и Японию – страны с банковскими финансовыми системами. Причиной этого является то, что в Лондоне находятся 254 иностранных банка (больше, чем где-либо в мире), на которые в 2007 году приходилось 58% банковских активов. Деятельность иностранных банков в Лондоне связана в основном с международными операциями, а не с кредитованием английских заемщиков. В целом более трети всех кредитов банков (английских и иностранных) в Лондоне приходится на иностранных заемщиков4.

            В зависимости от направления деятельности английские банки делятся на коммерческие и инвестиционные. Впрочем, крупнейшие английские банки можно назвать универсальными, поскольку они образуют группы, в составе которых имеются организации, работающие во всех сегментах. Время, когда английские банки специализировались только на классических банковских операциях, осталось далеко в прошлом. Вместе с тем следует подчеркнуть, что все же работа с ценными бумагами и производными осуществляется не непосредственно коммерческим банком, входящим в ту или иную банковскую группу, а его дочерним подразделением (инвестиционным, управляющим активами или предоставляющим брокерские услуги). В Англии для небанковских профессиональных участников обычно используется термин broker-dealer или stockbroker.

            Важнейшей группой финансовых учреждений в Великобритании являются страховые компании, пенсионные фонды и институты коллективного инвестирования. Страховой сектор Великобритании – крупнейший в Европе и третий в мире после США и Японии. Доля Великобритании в общем объеме собранных премий составила в 2006 году 11%. Как и в США, большое развитие в Великобритании получили пенсионные фонды, более 60% активов которых вложено в акции (даже больше, чем в США).

            Среди институтов коллективного инвестирования (инвестиционных фондов) преобладают паевые фонды (unit trusts) и появившиеся в последние 10 лет инвестиционные компании открытого типа (open-end investment companies). По оценкам IFSL, общий объем активов под управлением английских управляющих (пенсионными фондами, страховыми резервами, активами институтов коллективного инвестирования) в конце 2006 года составлял 3,8 трлн. ф. ст. (7,46 млрд. долл.), при этом примерно 30% (1,1 трлн. ф. ст.) активов принадлежало иностранным инвесторам.

            Отрасль отличается относительно высоким уровнем концентрации: на долю 10 основных управляющих приходится половина всех активов, находящихся в доверительном управлении. Крупнейшим игроком выступает Barclays Global Investors, под управлением которого более 1,6 трлн. долл. активов5.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Великобритания - последствия экономического кризиса.

            Для банковской системы Великобритании финансовый кризис 2011 года стал серьезным испытанием на прочность. Негативные тенденции множились с чрезвычайной быстротой. По данным Банка Англии, обязательства британских банков по ипотечным облигациям и займам составляли примерно 150 миллиардов фунтов стерлингов. Уже в начале кризиса ставка по кредитам заемщикам, которых считали рискованными, значительно выросла. Это вызвало мгновенное недовольство граждан, и правительство было вынуждено договариваться с банкирами: теперь клиенты, не способные вовремя оплачивать кредит, получают отсрочку.

С другой стороны, для поддержки  нуждающихся банков. правительство  выделило специальную кредитную  линию в размере 200 миллиардов фунтов стерлингов Также правительство  приняло решение провести частичную  национализацию 8 крупнейших банков. Для  реализации этого плана было выделено 500 миллиардов фунтов стерлингов. Кризис затронул в первую очередь крупнейшие банки страны6. Так из-за финансового кризиса Royal Bank of Scotland получил убытки свыше 690 миллионов фунтов стерлингов. Акционеры решили участвовать в предложенной правительством схеме рекапитализации с участием госкапитала – его сумма составила 57%. Более того, банку пришлось установить льготный период для неплательщиков. До конца года не забирать жилье у заемщиков, чья просрочка не превышает полугода. Акционеры другого крупнейшего банка отказались от финансовой помощи государства. И как следствие - передачи государству значительной части акций. Решено было увеличить капитал за счет частных ближневосточных инвесторов.

В начале декабря Банк Англии в целях скорейшего восстановления своей экономики понизил учетную  ставку на 1% , ставку НДС - на 2,5% с 1 декабря этого года. Эта мера поможет стимулировать потребительский спрос, считают аналитики.

Малый бизнес тоже получит  поддержку – государственные  средства составят 4 миллиарда фунтов. С 2011 года планируется увеличение подоходного  налога для состоятельных британцев, зарабатывающих свыше 150 тысяч фунтов стерлингов в год с 40% до 45%. 400 тыс. жителей Великобритании принесут в  бюджет более 2 миллиардов фунтов стерлингов.

Меры, предпринятые правительством для поддержки финансовой системы  Великобритании, безусловно, помогут  пережить столь сложную экономическую  ситуацию и сохранить целостность  экономики страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Гончаренко И. А. Механизм разрешения налоговых споров в Великобритании и ЕС. М.: «Норма». 2001.
  2. Иванов. С.А. Налоговое право. Курс лекций. Учебное пособие. М.: «Книжный мир». 2010.
  3. Польская Н. М. Великобритания.  М.: «Мысль». 1999.
  4. Рябинчук П.Г. Понятие, существенные элементы и существенные условия строительного контракта по праву Великобритании // Правоведение. 2011. № 1.
  5. Смирнов В. П. Банковская система Великобритании // Банковское дело. 1995. №9.
  6. Шувалова Е.Б. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие. М.: «Дашков и К». 2011.

1Смирнов В. П. Банковская система Великобритании // Банковское дело. 1995. №9. С. 24.

2 Шувалова Е.Б. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие. М.: «Дашков и К». 2011. С. 152.

3 Иванов. С.А. Налоговое право. Курс лекций. Учебное пособие. М.: «Книжный мир». 2010. С. 85.

4 Польская Н. М. Великобритания.  М.: «Мысль». 1999. С. 187.

5 Рябинчук П.Г. Понятие, существенные элементы и существенные условия строительного контракта по праву Великобритании // Правоведение. 2011. № 1. С. 218-227.

6 Гончаренко И. А. Механизм разрешения налоговых споров в Великобритании и ЕС. М.: «Норма». 2001. С. 45.

 


Информация о работе Финансовая система Великобритании