Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:46, доклад
Как и любые другие нормы права, финансово-правовые нормы представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.
Введение
1.Понятие, признаки и виды финансово-правовых норм, их структура……1
2.Финансовые правоотношения, их особенности, структура и виды……….7
Заключение
Список использованной литературы
Финансово-правовая норма
- установленное государством и обеспеченное
мерами государственного принуждения
правило поведения в
Правило поведения участников
в первую очередь касается собирания,
распределения, перераспределения
и использования денежных фондов,
необходимых государству и
Финансово-правовые нормы
являются первичными элементами, из которых
состоит финансовое право как
отрасль права. Финансово-правовые
нормы не являются простой волей
законодательных и
Как и любые другие нормы права, финансово-правовые нормы представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.
Общие признаки финансово-правовой нормы таковы:
• нормы устанавливаются государством и их исполнение обеспечивается принудительной силой государства;
• норма носит общий характер и относится ко всем участникам финансово-правовых отношений;
• норма возлагает на участников правоотношений обязанности и предоставляет им субъективные права;
• норма всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте - законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.
Содержание финансово-правовых норм имеет различное конкретное выражение в соответствии с финансовыми отношениями, которые они регулируют. Они содержат правила взимания налогов и сборов, формирования и исполнения бюджетов, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов, денежного и валютного обращения и т.д.
Возможно несколько
способов классификации финансово-
Второй вид классификации финансово-правовых норм - в зависимости от их содержания:
Аналогично правам и обязанностям государственных органов в финансовом праве, которые сливаются в едином полномочии, финансовое право объединяет материальные и процессуальные нормы в единую правовую норму в большинстве случаев.
В качестве примера можно привести налоговое законодательство – при установлении налога или сбора одновременно устанавливается ставка налога, налоговая база (материальные нормы) и порядок и сроки уплаты налога (процессуальные нормы).
Подобное объединение
По логической структуре все нормы финансового права состоят из трех основных элементов:
Финансово-правовым санкциям имеют некоторые особенности:
Во-первых, они могут иметь финансовый характер и содержать меры принудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства. К этому виду санкций относятся наложение штрафа, начисление пеней, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в банках. Денежные средства, изъятые в результате применения финансово-правовых санкций, зачисляются в государственный или муниципальный бюджет и отражаются в качестве отдельной статьи классификации доходов бюджетов. Во-вторых, санкции могут носить правовосстановительный характер и обязывать нарушителя восстановить нарушенное им ранее право собственности или выполнить возложенные на него обязанности. Например, наложение штрафа и начисление пени не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить налог. К этому виду санкций относится взыскание в бесспорном порядке бюджетных средств, требования устранения выявленных правонарушений, сокращение или прекращение финансовой помощи из вышестоящего бюджета и т.д.
Возможно одновременное
Финансово-правовые санкции применяются государственными органами и их должностными лицами. К таким органам относятся Министерство финансов, казначейство, налоговая служба, Приднестровский Республиканский банк, таможенная служба. Санкции применяются в административном порядке, без судебного разбирательства. В отдельных случаях используется судебный порядок, через арбитражный суд или суд общей юрисдикции, применения финансово-правовых санкций (при наличии спора, при обжалование действий финансовых органов, при взыскании штрафов и пеней с физических лиц). По направлениям финансовой деятельности можно выделить бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные санкции. Как уже упоминалось, могут быть применены меры дисциплинарного, административного и уголовно-правового воздействия.
Вывод. Финансово-правовые нормы составляют основу финансового права. Их изучение позволит ориентироваться в финансовом законодательстве и понимать суть принимаемых финансово-правовых актов. Однако одних финансово-правовых норм недостаточно для применения финансового законодательства и функционирования финансовой системы страны. Для реализации всего этого необходимы финансовые правоотношения между субъектами финансового права.
Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов (рис. 1).
Для достижения целей, поставленных государством и органами местного самоуправления в области финансовой деятельности необходима правовая урегулированность этих отношений. Урегулированные нормами финансового права, они становятся финансово-правовыми отношениями, возникают на основе норм финансового права, а их участники находятся во взаимной связи через юридические права и обязанности. Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Юридические права и обязанности обеспечивают получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам. Реализация прав и обязанностей гарантируется мерами государственного принуждения.
Особенности финансовых правоотношений:
Рис. 1. Структура финансовых правоотношений
Информация о работе Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения