Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:16, доклад
Государство не может реализовать свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, не располагая финансовыми ресурсами, а также не осуществляя соответствующий контроль за законным их формированием и расходованием. Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам.
Государство не может реализовать свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, не располагая финансовыми ресурсами, а также не осуществляя соответствующий контроль за законным их формированием и расходованием. Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Названная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных,
трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение расточительности, бесхозяйственности. Контрольная функция финансов проявляется через многогранную деятельность государственных органов и органов
местного самоуправления. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, т.е. в процессе
создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.
Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствую-
щих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных
средств, правильности и эффективности их использования. Финансовый контроль выступает важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.
Целью финансового контроля является укрепление финансовой дисциплины. Финансовая дисциплина достигается путем соблюдения:
— требований федерального законодательства и законодательства РФ, нормативных правовых актов местного самоуправления;
— требований, основанных на законе подзаконных нормативных правовых актов;
— законных и обоснованных
предписаний органов
Независимость проведения финансового контроля должна быть обеспечена: 1) финансовой самостоятельностью контрольного органа; 2) более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля; 3) закреплением в Конституции их статуса.
Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации. Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие
более прикладной характер, в том числе: результативность, четкость и логичность предъявляемых контролерами требований; неподкупность субъектов контроля; обоснованность
и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность; презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях
лиц; согласованность действий различных контролирующих органов и др. Классификация финансового контроля в теории финансового права проводится по разным основаниям (рис. 5).
В зависимости от времени проведения финансовый контроль подразделяется на:
— предварительный — осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финаново-плановых актов, при приеме заявок и т.д.;
— текущий — происходит повседневно при проведении
финансовых операций;
— последующий — проводится после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он подразделяется на:
— государственный;
— ведомственный;
— производственный;
— общественный;
— аудиторский.
Государственный контроль проводится органами государственной власти (Президентом РФ и Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, Минфином России, ФНС России и др.). Главная цель — обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств. Ведомственный контроль осуществляется контрольно-
ревизионными управлениями,
другими структурами
Объект контроля — хозяйственная и финансовая деятельность. Общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач. Аудиторский контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами. Ведущую роль в осуществлении финансового контроля играет государственный контроль. Большое значение для его развития имеет Указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 ≪О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации≫. Данным Указом установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денеж-ного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых
и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законо-
дательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, ЦБ РФ, Минфин России, ФНС России, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, ФТС России, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные
органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым про-
ведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета. Государственный контроль проводят также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти
субъектов РФ. Финансовый контроль осуществляется различными методами. Принято различать следующие методы финансового контроля: ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др.
Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта. Обследование отдельных сторон финансовой деятельности обычно происходит с применением таких приемов, как анкетирование и опрос. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.Основной формой финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она осуществляется на месте и основывается на
проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. В настоящее время единого нормативного акта, в котором регулировались бы все вопросы назначения и проведения ревизии, нет.
Возникающие при этом отношения регулируются различными нормативно-правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 11.01.1995 №4-ФЗ ≪О Счетной палатеРоссийской Федерации≫; постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 ≪О Министерстве финансов Российской Федерации≫ и постановлением Правительства РФ от
07.04.2004 № 185 ≪Вопросы
Министерства финансов
Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)≫, письмо ЦБ РФ от 07.12.1994 № 24 ≪О Методических рекомендациях об организации проведения документальных ревизий учреждений системы Центрального банка Российской Федерации≫. Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется в содержании; порядке
ее назначения уполномоченными
государственными органами (например,
на основании мотивированного
фина России в субъектах РФ; контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств. Как правило, ревизии осуществляется на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых пред-
приятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов; про-
водить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии; получать от должност-
ных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др. Ревизии подразделяются на несколько видов. По содержанию ревизии различают документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя про-
верку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей. По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые.
В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной
сфере осуществляются не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере — не реже одного раза в' два года. По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.
По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, сводящиеся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности. По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридические
значение. Он подписывается
лицами, производившими ревизию, а также
руководителем и главным
цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных