Финансовый контроль, осуществляемый налоговыми органами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый контроль выступает формой реализации контрольной функции финансов и не сводится только к обеспечению законности в финансовой сфере. Предполагается наличие обратных связей в форме стимуляции более рационального использования финансовых ресурсов, отлаживания функционирования всей финансовой системы.
Финансовый контроль своей разновидностью имеет налоговый контроль. Налоговый контроль в узком смысле – деятельность, направленная на обеспечение поступления налогов в бюджет государства. В широком смысле это деятельность налоговых органов, а также иных компетентных органов, заключающаяся в проведении мероприятий, связанных с контролем за соблюдением налоговой дисциплины, иначе говоря, за соблюдением правил, установленных налоговым законодательством.

Содержание

Введение …………………………………………………………….…3
Глава I. История развития налогового контроля ……………….…...4
Глава II. Формы налогового контроля …………………………….....7
2.1. выездные налоговые проверки …………………….….8
2.2. камеральные налоговые проверки ……………………11
2.3. встречные налоговые проверки ………………………12
2.4. дополнительные налоговые проверки ……………….13
2.5. повторные выездные налоговые проверки ………….14
2.6. осмотр помещений и территорий ……………………15
2.7. истребование документов ……………………………17
2.8. выемка документов и предметов ……………………18
2.9. объяснения налогоплательщика ……………………..19
2.10. экспертиза и привлечение эксперта ………………..19
Глава III. Некоторые проблемы современной налоговой системы.20
Глава IV. Налоговой контроль в обыденном сознании граждан …22
Заключение …………………………………………………………..25
Список литературы, использованной при подготовке к работе ….27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

 

 

 

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансовое право»

«Финансовый контроль, осуществляемый налоговыми органами»

 

 

Выполнил:

Студент III курса

очной формы обучения

Фомин Алексей Алексеевич

 

 

Научный руководитель:

 

 

Дата представления  работы

«         »________________2005 г. 

 

 

МОСКВА 2005

Содержание:

Введение …………………………………………………………….…3

Глава I. История развития налогового контроля ……………….…...4

Глава II. Формы налогового контроля …………………………….....7

2.1. выездные налоговые проверки …………………….….8

2.2. камеральные налоговые проверки  ……………………11

2.3. встречные налоговые  проверки ………………………12

2.4. дополнительные налоговые  проверки ……………….13

2.5. повторные выездные налоговые  проверки ………….14

2.6. осмотр помещений  и территорий ……………………15

2.7. истребование документов  ……………………………17

2.8.  выемка документов  и предметов ……………………18

2.9. объяснения налогоплательщика  ……………………..19

2.10. экспертиза и привлечение эксперта ………………..19

Глава III. Некоторые проблемы современной налоговой системы.20

Глава IV. Налоговой контроль в обыденном сознании граждан …22

Заключение …………………………………………………………..25

Список литературы, использованной при подготовке к работе ….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Финансовое право –  это отрасль права, предметом  регулирования которой являются общественные отношения, возникающие  в процессе финансовой деятельности государства. Финансовая деятельность представляет собой процесс собирания (мобилизации), распределения или перераспределения, и использования денежных средств. Нормальное функционирование финансовой системы государства, его экономики невозможно без хорошо отлаженной и осуществляемой надлежащим образом финансовой деятельности. Поэтому финансовая деятельность является объектом финансового контроля, особенно значимого в условиях рыночной экономики.

Финансовый контроль - важнейшее средство обеспечения  законности в финансовой и хозяйственной  деятельности. Финансовый контроль –  это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль выступает формой реализации контрольной  функции финансов и не сводится только к обеспечению законности в финансовой сфере. Предполагается наличие обратных связей в форме стимуляции более рационального использования финансовых ресурсов, отлаживания функционирования всей финансовой системы.

Финансовый контроль своей разновидностью имеет налоговый  контроль. Налоговый контроль в узком  смысле – деятельность, направленная на обеспечение поступления налогов в бюджет государства. В широком смысле это деятельность налоговых органов, а также иных компетентных органов, заключающаяся в проведении мероприятий, связанных с контролем за соблюдением налоговой дисциплины, иначе говоря, за соблюдением правил, установленных налоговым законодательством.

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

Истории известны многие формы и методы взимания налогов  и контроля за ним. Многие правители  осуществляли сбор налогов лично. В  древней Руси пополнение казны происходило посредством взимания дани, которая была прообразом прямых налогов. Взималась дань «полюдьем» при объезде подвластных территорий князем или княжеской дружиной.

Со временем сбор налогов  стал поручаться специально назначаемым  органам или чиновникам. Упоминание о них можно найти в Законах Хаммурапи (Древний Вавилон) и Законах Ману (древнеиндийское государство). Первоначально эти органы не были упорядоченной системой и в них не существовало четкого разграничения полномочий сборщиков налогов.

В некоторых государствах сбор налогов поручался органам местного самоуправления. В Римской империи взиманием налогов занимались общины1. Золотая орда собирала дань с подвластных земель сначала с помощью баскаков -  уполномоченных хана, а впоследствии поручила власти на местах – русским удельным князьям, которые собирали дань на своей территории, а затем передавали ее великому князи для отправления в Орду.

Истории известны случаи, когда функции сбора подати выполнялись  священнослужителями: первосвященник древнееврейского храмового государства уплачивал требуемую сумму в пользу Римской империи, которую затем взимал с отдельных налогоплательщиков.

На ранних этапах развития многие государства взимали налоговые  платежи через откупщиков – особых лиц, назначаемых ответственными за сбор налогов на определенной территории на определенное время. Откупщики как правило собирали налоги за определенный период наперед. В европейских государствах существовала практика формирования личной материальной заинтересованности откупщиков в поступлении платежей в полном объеме.

Институт откупщиков со временем отжил себя. Это было во многом следствием коррупции, злоупотребления  властью и постепенным выходом  из под контроля государства. Откупщики нередко становились жертвами народных восстаний. Все это привело к тому, что в государствах начали формироваться специальные государственные органы или чиновники, функции которых были аналогичны функциям современных налоговых органов: контроль за сбором налогов откупщиками и должностными лицами на местах, взимание отдельных налогов, исчисление сумм платежей применительно к каждому налогоплательщику или группам налогоплательщиков.

В древнерусских княжествах косвенные налоги собирались специально назначенными чиновниками – осьменниками, таможенниками, мытниками, пошлинниками и др.

К XIV в. Складывается система кормлений: как вознаграждение за хорошую службу княжеские слуги получали права на управление той или иной территорией, с которой они, соответственно и собирали налоговые платежи.

После объединения русских  земель (конец XV в.) большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, но наряду с ним существовали и приказы , специализировавшиеся на сборе определенных видов налогов, а также местные приказы, собиравшие налоги с подведомственных им территорий.

В начале XVIII в. Наблюдалась децентрализация налоговых органов. Губернские учреждения получили значительные полномочия по сбору налогов. Петр I, по инициативе которого произошла эта реорганизация, считал, что такое устройство прекратит дробление губернских податных учреждений и облегчит личное наблюдение его доверенных лиц за взиманием налоговых платежей2.

В 1719 г. был утвержден  регламент Камер-коллегии, обязанности  которой состояли в «надзирании  и правлении над окладными  и неокладными приходами», поэтому именно этот государственный орган можно считать прообразом Федеральной Налоговой Службы.

В 1780 г. учреждена экспедиция о государственных доходах, которая  не имела значения самостоятельного ведомства и подчинялась канцелярии генерал-прокурора. В 1802 г. создано министерство финансов, структурным подразделение которого с 1811 г. был Департамент податей и сборов, взимавший прямые и косвенные налоги с населения, и, занимавшийся впоследствии проведением переписей населения.

На местах налоговую  политику государства проводили казенные палаты, подчинявшиеся министерству финансов. В казенных палатах с 1885 г. существовали должности податных инспекторов. Их функции заключались в контроле за правильным взиманием налогов на своих участках и в руководстве деятельностью уездных податных присутствий.

В 1918 г. финансовые органы царской России были упразднены Декретом СНК, а сбор налогов передан в  ведение создаваемых финансовых отделов губернских и уездных  исполкомов.

В 1921 г. в составе Наркомфина образуется управление налогами и государственными доходами, при этом должности податных инспекторов при уездных отделах были ликвидированы, а контроль за взиманием налогов поручен финансовым инспекторам, переданным в подчинение губернским финансовым отделам.

В 1930 г. в системе районных и городских финансовых отделов создаются налоговые инспекции, позже переименованные в управления, отделы и инспекции государственных доходов. Основная работа по обеспечению доходов бюджета и контролю за поступлением налогов выполнялась городскими и районными инспекциями.

Переход России к рыночной экономике вызвал необходимость  реорганизации налоговых органов, и в 1990 г . была образована Главная  государственная налоговая инспекция  Минфина СССР, а в 1991 г. – Государственная  налоговая служба – отдельный и независимый от Минфина России орган исполнительной власти федерального уровня. В 1998 г. Госналогслужба России переименована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а позже. в Федеральную Налоговую Службу.

ФОРМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

В качестве одного из главных условий проведения налогового контроля выступает постановка налогоплательщика на учет в налоговом органе. Постановке на учет в налоговом органе подлежит каждое лицо, признанное налогоплательщиком, независимо от обстоятельств, при которых возникла налоговая обязанность. Порядок и место постановки на учет определены главой 14 НК РФ. Налогоплательщики обязаны самостоятельно осуществить постановку на учет в налоговых органах посредством подачи заявления на соответствующем бланке. На завершающем этапе постановки на учет налогоплательщику присваивается идентификационный номер, единый по всем налогам на всей территории Российской Федерации. Налогоплательщику не может быть безосновательно отказано в постановке на учет.

Встав на учет в налоговых органах, налогоплательщик становится объектом налогового контроля.

В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее  – НК РФ), налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов  в пределах своей компетенции  посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим кодексом. Ниже каждая из этих форм будет рассмотрена подробнее.

 

Выездные налоговые  проверки.

Выездная налоговая  проверка налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), его филиала  или представительства проводится на основании решения руководителя налогового органа.

Решение должно содержать  следующие сведения: наименование налогового органа; номер решения и дату его  вынесения, наименование налогоплательщика (налогового агента или плательщика  сбора) или Ф.И.О. индивидуального  предпринимателя, в отношении которого назначается проверка; идентификационный номер налогоплательщика, период его финансово-хозяйственной деятельности, либо его филиала или представительства, за который производится проверка; вопросы проверки (ее предмет); Ф.И.О., должности и классные чины лиц, входящих в состав проверяющей группы; подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина. Если в период с момента вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки (постановления о проведении повторной выездной налоговой проверки) до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководитель (его заместитель) налогового органа, проводящий проверку, может вынести решение (постановление) о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки.

Выездной налоговой  проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно  предшествовавшие году проведения проверки. Не существует давностных ограничений при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика. Который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

Выездная налоговая  проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводится как по одному, так и по нескольким видам налогов.

Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключение из этого правила составляют случаи, когда такая проверка осуществляется в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора – организации, а также в порядке контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Решение руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о назначении повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа оформляется в виде мотивированного постановления с указанием обстоятельств, явившихся основаниями для назначения вышеуказанной проверки. При этих обстоятельствах выездная налоговая проверка может проводиться независимо от времени осуществления предыдущей проверки.

Информация о работе Финансовый контроль, осуществляемый налоговыми органами