Финансы и финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:15, реферат

Краткое описание

Финансовое право охватывает своим воздействием определенный специфический круг общественных отношений, которые обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет финансы и в связи с этим осуществляет финансовую деятельность. Финансы (фр. finances, от лат. finantia — доход) — денежный доход, т. е. финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — строго определенная экономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями, особый товар, служа¬щий всеобщим эквивалентом.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (13).docx

— 23.90 Кб (Скачать файл)

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

 

 

 

Вы не можете скачивать  файлы с нашего сервера

 

 

1 Понятие и функции  финансов

 

Финансовое право охватывает своим воздействием определенный специфический  круг общественных отношений, которые  обусловлены тем, что государство  для выполнения своих задач применяет  финансы и в связи с этим осуществляет финансовую деятельность.

Финансы (фр. finances, от лат. finantia — доход) — денежный доход, т. е. финансы  непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Однако финансы  отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги — строго определенная экономическая категория с четко  выраженной сущностью и функциями, особый товар, служа¬щий всеобщим эквивалентом.

Финансы — определенные экономические отношения, возникающие  в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным либо безналичным путем.

Как в экономической, так  и в юридической литературе понятие  «финансы» рассматривается в  двух аспектах.

По материальному содержанию финансы представляют собой денежные формы государства, его территориальных  подразделений, предприятий, организаций.

Как экономическая категория  финансы — совокупность экономических  отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования  фондов денежных средств в целях  выполнения задач и функций государства.

Различают финансы государственные (публичные) и частные.

Роль финансов заключается  в том, что с их помощью осуществляется денежное обеспечение функционирования государства путем образования  денежных фондов, а также контроль за рациональным и целевым распределением и использованием средств этих фондов.

Потребность в урегулировании функционирования финансов дает основание  говорить, что финансы — категория  правовая.

Финансы как категория  экономическая подчинены объективным  закономерностям развития экономики.

Финансы — экономико-правовая категория, порождающая особую группу денежных отношений, возникающих в  процессе распределения части валового внутреннего продукта и национального  дохода, в связи с чем у государства  и субъектов хозяйствования образуются денежные фонды, используемые на соответствующие  цели.

Совокупность денежных фондов образует финансовые ресурсы.

Выделяют две основные функции финансов: распределительную  и контрольную.

1. Распределительная функция  связана с распределением валового  внутреннего продукта и его  основной части — национального  дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансовые отношения возникают  на стадиях распределения и перераспределения  национального дохода. Первичное  распределение осуществляется по месту  создания национального дохода, т. е. в сфере материального производства. Рас¬пределение происходит посредством  финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых  государством: ставок, норм, тарифов, платежей, отчислений и т. д. В результате первичного распределения национального дохода формируются фонды государства  и местных бюджетов, внебюджетные фонды, денежные фонды предприятий (среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: заработная плата рабочих, служащих, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства).

Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития отдельных  приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. В связи  с этим необходимо дальнейшее распределение  или перераспределение национального  дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход  не создается (образование, здравоохранение  и др.), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием  наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, многодетных  семей и др.). Распределение и  перераспределение происходит на основании  воли государства выраженной в нормативных  правовых актах.

2. Контрольная функция  за¬ключается в контроле над  законным и своевременным формированием  и расходованием средств по  целевому назначению.

Финансовый контроль охватывает как производственную сферу, где  создаются доходы, так и непроизводственную, где доходы не создаются.

Целью финансового контроля является рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов и реализуется:

• в процессе производства, распределения и использования  валового внутреннего продукта и  национального дохода;

• при взимании налогов  и неналоговых доходов государства;

• при расходовании централизованных и децентрализованных государственных  денежных фондов, которые должны расходоваться  объективно и строго по целевому назначению.

Функции финансов имеют интегративный  характер, т. е. осуществляются одновременно во времени, так как каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с  другой — контроль за этим распределением.

 

2 Финансовая система Республики  Беларусь

 

Финансовая система представляет собой совокупность звеньев взаимосвязанных  между собой и выполняющих  общие для них задачи, определяемые финансовой политикой.

Финансовая политика —  совокупность мероприятий, вырабатываемых и осуществляемых органами государственной  власти и управления.

Она проводится в жизнь  через звенья и элементы финансовой системы.

Финансовая система рассматривается  в двух аспектах:

• как совокупность различных  сфер финансовых отношений в рамках страны (экономический аспект);

• как совокупность государственных  органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции  финансовую деятельность (институциональный  аспект).

Органы, осуществляющие финансовую деятельность, подразделяют на две  группы:

1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность  в связи с выполнением своих  основных функций и задач (министерства, государственные комитеты, иные  государственные организации подчиненные  правительству Республики Беларусь);

2) государственные органы, для которых финансовая деятельность  является основной, они специально  созданы для осуществления финансовой  деятельности и финансового контроля (Министерство финансов Республики  Беларусь, Министерство по налогам  и сборам Республики Беларусь, Комитет государственного контроля  Республики Беларусь, Государственный  таможенный комитет Республики  Беларусь, Национальный банк Республики  Беларусь, Фонд социальной защиты  населения Министерства труда  и социальной защиты Республики  Беларусь).

 

Изначально финансовая система  подразделяется на два основных звена: централизованные (общегосударственные  финансы) и децентрализованные (финансы  предприятий, организаций и учреждений).

Финансово-кредитная система  Республики Беларусь состоит из бюджетной  системы, банковской системы, а также  финансовых средств внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций  и граждан.

Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:

1) бюджетную систему, состоящую  из государственного, или республиканского (его средства расходуются на  мероприятия, имеющие обще государственное  значение, а его доходная часть  формируется главным образом  за счет налогов), и местных  бюджетов (совокупность областных  городских, районных бюджетов  и бюджетов сельских поселковых  советов, все они самостоятельны);

2) государственные целевые  бюджетные фонды, государственный  внебюджетные фонды (Фонд социальной  защиты населения, Фонд поддержки  предпринимателей), целевые бюджетные  и внебюджетные фонды местных  Советов депутатов Республики  Беларусь;

3) бюджет свободных экономических  зон;

4) бюджет союза Республики  Беларусь и Российской Федерации;

5) финансы субъектов хозяйствования  и отраслей (денежные фонды, создаваемые  в целях обеспечения непрерывного  производства и удовлетворения  некоторых социальных потребностей  работников, составляющие основу  финансовой системы, так как  здесь формируется преобладающая  часть финансовых ресурсов);

6) имущественное и личное  страхование, страхование ответственности  (финансовое право изучает обязательное  страхование);

7) государственный кредит (кредитные отношения, при которых  заемщиком выступает государство,  а кредиторами — организации  и физические лица Республики  Беларусь, иностранные физические  и юридические лица, международные  организации, другие государства)  и банковский кредит (Национальный  банк Республики Беларусь и  иные банки, небанковские кредитно-финансовые  организации).

 

3 Понятие и содержание  финансовой деятельности государства

 

Существует множество  определений понятия «финансовая  деятельность».

Финансовая деятельность — осуществление государством функций  по планомерному образованию, распределению  и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально  экономического развития, обеспечения  обороноспособности и безопасности страны.

Финансовая деятельность — деятельность государства в  лице уполномоченных государственных  органов по образованию, распределению  и использованию фондов денежных средств, обеспечивающих динамическое развитие и эффективное функционирование этого государства.

Финансовая деятельность (организационно-правовой аспект) протекает  как деятельность органов государственной  власти и управления.

В процессе финансовой деятельности государствами решаются следующие  задачи:

1) мобилизации денежных  средств:

а) учет возможности получения  средств;

б) увеличение денежных средств, поступающих в бюджет;

в) учет и возможности  налогоплательщиков;

г) установление особого  порядка взимания налогов и сборов;

д) изыскание иных средств  мобилизации денег;

2) распределение и использование  денежных средств:

а) учет объектов использования  денежных средств и их нужд;

б) определение размера  каждой потребности;

в) определение размеров и сроков использования денежных средств;

г) определение правового  положения распределителей бюджетных  средств;

д) строгий учет и отчетность в использовании денежных средств;

е) обеспечение сохранности  денежных средств;

ж) выявление резервов расходования денежных средств.

Финансовая деятельность как управляющая система проявляется  в различных методах (конкретные приемы и способы, посредством которых  государство осуществляет формирование, распределение и использование  денежных фондов, входящих в состав финансовой системы).

Методы мобилизации включают в себя:

1) обязательные платежи  (налоги, сборы (пошлины), платежи  по обязательному страхованию).

Данный метод тесно  связан с институтом государственного принуждения; посредством данного  метода государство осуществляет концентрацию денежных средств в обязательном и установленном законом порядке, в установленный срок, в бюджет соответствующего уровня;

2) добровольные платежи  (лотереи, вклады в банк, государственный  заем (покупка и продажа государственных  ценных бумаг), пожертвования юридических  и физических лиц).

Методы распределения  и использования включают:

1) финансирование (выделение  государством денежных средств  из бюджета для выполнения  юридическими лицами своих задач  на условиях безвозмездности,  безвозвратности и целевого использования);

2) кредитование (отпуск банками  и банковскими организациями  денежных средств юридическим  и физическим лицам на условиях  возвратности, возмездности, срочности  и целевого назначения).

В настоящее время бюджетным  законодательством предусмотрена  возможность выделения средств  из бюджета на условиях возвратности и возмездности, т. е. бюджетный заем.

Государственные организации  получают денежные средства путем финансирования и кредитования, а коммерческие —  путем кредитования;

3) производство расчетов  с вкладчиками банковских учреждений;

4) выплата страхового  возмещения;

5) осуществление валютных  операций.

Мобилизация, распределение  и использование денежных средств  осуществляется в безналичном порядке  либо наличными денежными средствами.

Необходимо обратить внимание на субъекты, которые принимают участие  в мобилизации денежных средств  в доход государства, к которым  относятся:

1) высшие представительные  и исполнительные органы государственной  власти (руководят финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют государственное  страхование, валютно-денежное обращение,  таможенное регулирование и эмиссию).

Информация о работе Финансы и финансовая деятельность государства