Финансы и финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 10:21, лекция

Краткое описание

Финансы представляют собой сложное и многоплановое явление. Впервые термин финансы (от латинского finantia – наличность, доход) появился в Западной Европе в XVII в., хотя сами финансовые отношения возникли значительно раньше. В современном понимании финансы- совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расщиренного воспроизводства. Главное назначение финансов- денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, обеспечивающих потребности государства в денежных средствах, а также контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Содержание

Понятие финансов, их функции и роль.
Принципы и методы осуществления государством финансовой деятельности.
Система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

фин. право Лекция 1-12.doc

— 678.00 Кб (Скачать файл)

2. Стадия составления проекта бюджета.

Бюджетный процесс предполагает последовательное прохождение определенных стадий, первой из которых выступает составление проектов бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.

Проекты бюджетов составляются с целью определения объемов денежных средств, необходимых:

– для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь и органов местного управления и самоуправления;

– экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц.

Составление проектов бюджетов – исключительная компетенция Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов и местными финансовыми органами.

При составлении проекта бюджета учитываются как достигнутые результаты, так и задачи, стоящие перед обществом в данный момент и в будущем. С целью определения перспектив и возможностей экономического развития Республики Беларусь Министерством экономики, Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому (бюджетному) году, разрабатываются параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, которые предоставляются на рассмотрение Правительства Республики Беларусь. После их одобрения Правительством данные документы предоставляются Президенту Республики Беларусь для рассмотрения. Прогнозные показатели, содержащиеся в этих документах, в дальнейшем используются при составлении проектов бюджетов различных уровней.

Статистическую информацию, необходимую для разработки прогнозов социально-экономического развития страны, подготовки проектов бюджетов, Министерству финансов и местным исполнительным и распорядительным органам предоставляет Министерство статистики и анализа Республики Беларусь и его органы. Также необходимую информацию для подготовки проекта республиканского бюджета предоставляет Национальный банк Республики Беларусь.

На основе имеющихся отчетных данных и прогнозных показателей развития республики Министерством финансов и местными финансовыми органами, соответственно, определяются прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов.

3.Стадии рассмотрения и утверждения  бюджета.

Проекты республиканского и консолидированного бюджета Республики Беларусь вносятся на рассмотрение Правительства Республики Беларусь, а проекты местных бюджетов – на рассмотрение местных исполнительных и распорядительных органов. Наряду с проектами бюджетов на рассмотрение данных органов вносятся также и предложения по сбалансированности бюджетов.

После рассмотрения и одобрения Правительством Республики Беларусь проекты республиканского и консолидированного бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год передаются на рассмотрение Президента Республики Беларусь, который, как правило, до 1 октября года, предшествующего очередному финансовому (бюджетному), вносит в Парламент Республики Беларусь проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год со следующими приложениями – пояснительная записка к проекту бюджета;

– основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый (бюджетный) год;

– проект консолидированного бюджета Республики Беларусь на планируемый финансовый (бюджетный) год;

– основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета с местными бюджетами;

– оценка ожидаемого исполнения республиканского и консолидированного бюджета за финансовый (бюджетный) год, предшествующий планируемому;

– прогнозные расчеты по доходам и расходам республиканского бюджета на планируемый финансовый (бюджетный) год.

Поскольку большое значение для формирования части бюджета играют налоги, то в случае необходимости внесения изменений и дополнений в акты законодательства Республики Беларусь, которыми регулируются порядок налогообложения, Президент Республики Беларусь одновременно с проектом закона о бюджете, либо ранее, вносит в Парламент Республики Беларусь проекты соответствующих законов.

Проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год рассматривается Парламентом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Относительно местных бюджетов, то процедура следующая, рассмотрев их проекты и нормативы отчисления от республиканских налогов и других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты, соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют соответствующим местным Советам депутатов:

– проект местного бюджета с выделением доходов и расходов в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;

– предложения о нормативах отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты и о размере оборотной кассовой наличности по бюджету;

– проект решения местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год;

– прогноз консолидированного бюджета административно-территориальной единицы.

Закон о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и решения местных Советов депутатов об утверждении соответствующих бюджетов должны быть приняты в установленном порядке до 1 января очередного финансового (бюджетного) года, причем утверждение местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.

В случае не утверждения республиканского и (или) местных бюджетов до начала финансового (бюджетного) года Правительство Республики Беларусь и (или) местные исполнительные и распорядительные органы имеют право в течении каждого месяца до утверждения соответствующих бюджетов расходовать средства в размере одной трети плановых ассигнований четвертого предыдущего финансового (бюджетного) года в приделах поступающих доходов. Таким образом, в данном случае объемы выделяемых средств определяются двумя факторами: плановыми ассигнованиями предыдущего периода и реально поступающими в текущем периоде.

4. Исполнение бюджета.

Реализация бюджета как основного финансового плана формирования и использования денежных средств, происходит в процессе его исполнения. Исполнение соответствующих бюджетов обеспечивают Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы. Исполнить бюджет – это значит своевременно и в полном объеме получить все запланированные доходы и использовать полученные средства в установленных целях и объемах. Исполнение республиканского и местных бюджетов осуществляется на основании закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, иных нормативных актов Республики Беларусь и решений местных Советов депутатов в соответствии с бюджетной росписью республиканского и местных бюджетов, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. При этом средства республиканского и местных бюджетов аккумулируются на соответствующих счетах Министерства финансов и местных финансовых органов, которые обеспечивают учет всех операций по исполнению соответствующих бюджетов.

В исполнении бюджетов принимают участие республиканские и местные государственные органы, предприятия, организации, учреждения, физические лица. Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, иные республиканские органы государственного управления, местные, исполнительные и распорядительные, финансовые и налоговые органы, организации и индивидуальные предприниматели обеспечивают поступления предусмотренных в бюджете налогов, других обязательных платежей и эффективное расходование бюджетных средств, в соответствии с их целевым назначением.

Важнейшую роль в формировании доходной части бюджетов играют, прежде всего, Министерство по налогам и сборам и Государственный таможенный комитет. Их главная задача состоит в том, чтобы создать условия для своевременного поступления в бюджет всех запланированных налогов, сборов и таможенных платежей.

Непосредственное исполнение бюджетов осуществляет Главное государственное казначейство Министерства финансов в соответствии с бюджетной росписью, которая составляется на основе утвержденных законом Республики Беларусь или постановлениями местных Советов, показателей бюджетов. Бюджетная роспись является основным документом, в соответствии с которым осуществляется исполнение бюджетов по доходам и расходам, и представляет собой поквартальное распределение доходов и расходов бюджета, источников покрытия дефицита бюджета соответствии с бюджетной классификацией.

В основе исполнения бюджетов всех уровней лежит принцип единства кассы, который означает, что зачисление всех поступающих доходов, их аккумуляция, хранение и выдача осуществляются с единого счета в конкретном кредитном учреждении. Зачисленные на единый счет средства выделяются с этого счета при наличии утвержденных планов и смет бюджетных учреждений, организаций и поступают в распоряжение их руководителей, которые выступают в качестве распорядителей бюджетных средств.

Таким образом, распорядители бюджетных средств – это должностные лица, которым закон предоставляет право распоряжаться выделенными из бюджета денежными средствами.

К главным распорядителям бюджетных средств относятся руководители министерств, ведомств, управлений (отделов) исполкомов местных Советов депутатов, нацеленные правам не только расходовать выделяемые средства на содержание возглавляемых ими учреждений, но и распределять их между подчиненными им и (или) входящими в их состав предприятиями, учреждениями и организациями.

К распорядителям бюджетных средств относят руководителей подчиненных органов подведомственных организаций и учреждений, которые должны использовать выделенные ассигнования частично на собственные нужды, а частично перераспределить между находящимися в их подчинении организациями и учреждениями, если таковые есть. Руководители конкретных учреждений выступают получателями бюджетных средств и используют их в соответствии с утвержденными сметами.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 1998 г. № 565 «О переходе на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета и создании территориальных органов государственного казначейства» и постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 6 июля 2000 г. № 72 «Об утверждении положения о порядке исполнения местных бюджетов через территориальные органы государственного казначейства» Республика Беларусь перешла на казначейскую систему исполнения бюджета. В этой связи изменился порядок исполнения республиканского и местных бюджетов по расходам.

Выделение бюджетных средств получателям осуществляется со счетов Главного государственного казначейства и его территориальных органов по схеме: Министерство финансов – территориальный орган государственного казначейства – потребитель бюджетных средств вместо старой схемы: Министерство финансов – главный распорядитель бюджетных средств – распорядитель бюджетных средств – получатель бюджетных средств.

Выделенные бюджетные ассигнования юридические лица имеют право использовать только в текущем финансовом (бюджетном) году. По окончании счетного периода неиспользованные бюджетные средства, находящиеся на счетах этих юридических лиц, должны быть ими перечислены в установленном порядке в доход соответствующего бюджета.

В течение финансового (бюджетного) года в доходную и расходную части бюджетов могут вноситься изменения. Уменьшение или увеличение величины расходов и доходов республиканского бюджета производится Парламентом Республики Беларусь или по его поручению Президентом Республики Беларусь, местных бюджетов – соответствующими местными Советами депутатов.

Министерство финансов и соответствующие местные финансовые органы имеют право в процессе исполнения бюджета вносить изменения в квартальные назначения и статьи расходов соответствующих бюджетов в пределах утвержденных годовых ассигнований по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации и ведомственной классификации расходов бюджета.

В процессе исполнения бюджета могут возникать различные отношения между звеньями бюджетной системы. В случаях возникновения временных кассовых разрывов при исполнении местных бюджетов по ходатайству местных исполнительных и распорядительных органов из вышестоящих бюджетов могут быть выданы займы и ссуды, которые должны быть возвращены в установленные сроки в пределах текущего финансового (бюджетного) года. При принятии актов законодательства Республики Беларусь или решений местных Советов депутатов, вызывающих увеличение расходов или уменьшение доходов нижестоящих бюджетов, им возмещаются средства из вышестоящих бюджетов.

Уполномоченными органами осуществляется постоянный контроль за исполнением бюджетов всех уровней.

Контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется Президентом, Правительством и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, а за исполнением местных бюджетов – органами Комитета государственного контроля и соответствующими местными исполнительными распорядительными органами вышестоящего уровня. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению республиканского бюджета возложен на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, местные финансовые, налоговые и таможенные органы, местных бюджетов – на местные финансовые и налоговые органы.

Информация о работе Финансы и финансовая деятельность государства