Формы и методы финансовой деятельности государства (правовой аспект)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:46, статья

Краткое описание

В данной статье рассмотрены формы и методы финансовой деятельности государства. Определены виды деятельности, относящиеся к правовой форме финансовой деятельности государства, также рассмотрены методы осуществления финансовой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

doklad_lagay.docx

— 30.11 Кб (Скачать файл)

ПОД-СЕКЦИЯ 34. Финансовое право

 

Лагай Л.В

Менеджер ООО «Ритм 10», п. Пограничный, Приморский край

Пономарев О.В.

преподаватель Дальневосточного федерального университета, г.Владивосток

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены формы и методы финансовой деятельности государства. Определены виды деятельности, относящиеся к правовой форме финансовой деятельности государства, также рассмотрены методы осуществления финансовой деятельности.

 

Ключевые слова/ Keywords: право/ law; финансы/ finance; финансовая деятельность/ financial activities.

 

 Финансовая деятельность государства, по мнению Е. Ю. Грачевой, — это организационная деятельность уполномоченных органов по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства и муниципальных образований на каждом данном этапе общественного развития [2, с.124].

Как отмечает Т.Г. Лукьянова, что финансовая деятельность представляет собой систему разнообразных функций, обусловленных единой целью и задачами формирования, распределения и расходования денежных фондов, включая весь механизм их практической реализации[7, с.12].

Актуальность выбранной темы обусловлена  тем, что государство сталкивается с необходимостью воздействия на различные социально-экономические процессы, на конкретные хозяйствующие субъекты и территориальные образования при помощи регулирования и направления денежных потоков, то есть путем осуществления финансовой деятельности при помощи форм и методов.

Финансовая деятельность государства  осуществляется в двух формах: правовой, которая влечет правовые последствия  и осуществляется на основе юридического оформления, и неправовой, не влекущей правовых последствий.

По мнению Ю. А. Крохиной, правовой формой осуществления государственной финансовой деятельности является однородное по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) функционирование государственных органов по руководству обществом путем принятия правовых актов [6, с.346]. 

К правовой форме финансовой деятельности государства также относятся следующие виды деятельности:

  • издание правовых актов, носящих финансово-правовой характер;
  • издание индивидуальных правовых актов;
  • заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств;
  • реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения, возникающих в процессе правоотношения;
  • привлечение к ответственности лиц, совершающих правонарушения в сфере финансовых правоотношений.

Как отмечает  Ю. А. Крохина федеративное устройство России обусловливает особенности правовой формы ее финансовой деятельности, выражающиеся, в частности, в двухуровневой системе законодательства, определенном соотношении нормативных актов федерального уровня и нормативных актов субъектов РФ по предметам совместного ведения, договорном аспекте разграничения предметов ведения и так далее[6, 370].

Лукьянова Т.Г. согласна с мнением Ю.А. Крохиной и определяет, что организационно-правовая база финансовой деятельности есть проявление системно-структурных начал, основанных на федерализме, разделении властей, предметов ведения и полномочий, а также на иных требованиях конституционного строя России[7, с.14].

При этом важно отметить, что федеративная природа Российского государства придает правовой форме финансовой деятельности как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ объективно необходимую унификацию, выражающуюся в следующем: 

  • правовая форма финансовой деятельности обоих уровней обусловлена реализацией Российской Федерацией и субъектами РФ соответствующей финансовой компетенции; 
  • правовая форма представляет собой однородную по своим внешним признакам и содержанию деятельность уполномоченных государственных органов;
  • правовая форма финансовой деятельности реализуется в рамках специфических правоотношений, имеющих однотипный объектно-субъектный состав каждого территориального уровня; 
  • результаты осуществления финансовой деятельности выражаются в правовых актах, имеющих определенное соподчинение, обусловленное характером взаимоотношений федерального центра и субъектов РФ [6, с.412]. 

 

При исследовании вопроса форм финансовой деятельности государства целесообразно рассмотреть финансово-правовые акты на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Финансовые нормативно-правовые акты - это решения органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятые в определенной форме, в пределах соответствующей компетенции и регулирующие вопросы финансовой деятельности.  Акты федерального уровня принимаются федеральным уровнем государственной власти в пределах своих полномочий. Такие акты имеют официальный характер и обязательную силу, направлены на регулирование финансовой деятельности. Они принимаются по вопросам финансовой деятельности, отнесенным Конституцией РФ к предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Среди финансовых нормативно-правовых актов выделяют законы и подзаконные  акты. В качестве примера можно привести федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [10], федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О  Центральном банке Российской Федерации» [11],  федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [13], федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [12]. К финансовым нормативным актам федерального уровня относятся Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации.

Во исполнение федеральных законов по вопросам финансовой деятельности федеральные органы государственной власти принимают подзаконные акты.

Нормотворчество субъектов РФ в финансовой сфере обусловлено наличием собственной финансовой компетенции. Нормативные финансово-правовые акты субъектов РФ принимаются и по определенным вопросам финансовой деятельности муниципальных образований. 

Систему финансовых нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации  образуют законы и подзаконные акты. Примерами могут служить закон Приморского края от 02.08.2005 г. № 271-КЗ  «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае» [3], закон Приморского края от 28.11.2003 № 82-КЗ «О налоге на имущество организаций» [4], закон Приморского края от 6 ноября 2003 №75-КЗ «О налоге на игорный бизнес» [5].

В целях развития финансовых законов уполномоченными органами государственной власти субъектов  Российской Федерации принимаются  подзаконные финансово-правовые акты нормативного содержания.

Финансово-правовой акт органа местного самоуправления — это публичный, официально обозначенный документ, принятый управомоченным органом местного самоуправления, имеющий юридическую силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование властных отношений.  Акты, принимаемые муниципальными органами, образуют первичный уровень нормативно-правового регулирования финансовых отношений муниципального образования. 

Ведущим финансово-правовым актом  местного самоуправления является устав  соответствующего муниципального образования. Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений относятся к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [14]). Статья 44 Федерального закона РФ № 131-Ф3 определяет основные параметры устава муниципального образования, в числе которых перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения; структура и порядок формирования органов местного самоуправления, порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с БК РФ и др. Статья 52 Закона № 131-Ф3 рассматривает местный бюджет, его формирование, утверждение и исполнение. Проблемы расходов и доходов местного бюджета, поступающих от местных и региональных налогов и сборов, и другие вопросы, финансовой основы осуществления местного самоуправления изложены в ст. 53-65 Закона № 131-Ф3. Нормы, регулирующие финансовую основу муниципального образования, как правило, специально выделены в уставах муниципальных образований [6, с.510].

Одним из важнейших аспектов финансовой деятельности государства являются методы финансовой деятельности - это способы теоретического исследования и практического выполнения органами государственной власти и государственного управления финансовой деятельности государства. Разнообразие методов осуществления финансовой деятельности зависит от многих факторов: от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.      

 Как правило, методы  осуществления финансовой деятельности  делят на две группы: 

  1. методы собирания денежных средств; 
  2. методы распределения и использования.  
          К методам собирания следует отнести следующие методы:
  • налоговый метод – с помощью него государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня;
  • метод добровольных взносов является добровольным в отличие от налогового метода и может выражаться, например, в покупке ценных бумаг, пожертвовании, вкладах в банки и т.д.

При распределении и использовании  государственных денежных средств применяются следующие важнейшие методы:

  • метод финансирования (выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств), этот метод применяется в отношении государственных организаций;
  • кредитование (означает выделение или предоставление денежных средств на условиях возмездности и возвратности), применяться такой метод может и в отношении государственных организаций, и в отношении частных организаций.

Таким образом, формы и методы финансовой деятельности государства имеют  важное  теоретическое  и прикладное значение. Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления выражают юридические формы финансовой деятельности государства и органов местного принимая финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством.

С помощью методов финансового права осуществляется реформирование взаимоотношений субъектов финансового права на основе совокупности или системы целенаправленных средств для дальнейшего развития финансовой деятельности в соответствии с государственным устройством и публичными потребностями общества. 

 

 

Литература (источники)

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 02.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Официальный интернет-портал правовой информации, 03.07.2013. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения 24.07.2013)
  2. Грачева Е. Ю. Финансовое право: учебник для бакалавров. – М.: Проспект. – 2013. – 576 с.
  3. Закон Приморского края от 02.08.2005 № 271-КЗ (ред. от 20.12.2012) «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае» // Ведомости Законодательного Собрания Приморского края, 21.12.2012, № 35
  4. Закон Приморского края от 28.11.2003 № 82-КЗ «О налоге на имущество организаций» // «Ведомости Законодательного Собрания Приморского края», 28.11.2003, № 40
  5. Закон Приморского края от 6 ноября 2003 №75-КЗ «О налоге на игорный бизнес» // «Ведомости Законодательного Собрания Приморского края», 13.11.2003, № 39
  6. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник для вузов. – М.: Инфра-М. – 2011. – 720 с.
  7. Лукьянова Т.Г. Финансовая деятельность государства как правовая категория: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Тюмень, 2008.
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Официальный интернет-портал правовой информации, 03.07.2013. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения 24.07.2013)
  9. Сальникова, Л.В.   Налоговое право России: Учеб. пособие / Л. В. Сальникова, И. Д. Еналеева. - Электронная книга. - М.: Равновесие; : Изд-во Юстицинформ, 2006. – 314 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://oprave.ru/?p=55213 (дата обращения 24.07.2013)
  10. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 28.06.2013) «О банках и банковской деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации, 30.06.2013. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения 24.07.2013)
  11. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Официальный интернет-портал правовой информации, 03.07.2013. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения 24.07.2013)
  12. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О валютном регулировании и валютном контроле» // Официальный интернет-портал правовой информации, 03.07.2013. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения 24.07.2013)
  13. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 28.06.2013) «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.07.2013) // Официальный интернет-портал правовой информации, 24.07.2013. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения 24.07.2013)
  14. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 19.05.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации, 08.05.2013. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения 24.07.2013)

Информация о работе Формы и методы финансовой деятельности государства (правовой аспект)