Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:46, статья
В данной статье рассмотрены формы и методы финансовой деятельности государства. Определены виды деятельности, относящиеся к правовой форме финансовой деятельности государства, также рассмотрены методы осуществления финансовой деятельности.
ПОД-СЕКЦИЯ 34. Финансовое право
Лагай Л.В
Менеджер ООО «Ритм 10», п. Пограничный, Приморский край
Пономарев О.В.
преподаватель Дальневосточного федерального университета, г.Владивосток
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены формы и методы финансовой деятельности государства. Определены виды деятельности, относящиеся к правовой форме финансовой деятельности государства, также рассмотрены методы осуществления финансовой деятельности.
Ключевые слова/ Keywords: право/ law; финансы/ finance; финансовая деятельность/ financial activities.
Финансовая деятельность государства, по мнению Е. Ю. Грачевой, — это организационная деятельность уполномоченных органов по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства и муниципальных образований на каждом данном этапе общественного развития [2, с.124].
Как отмечает Т.Г. Лукьянова, что финансовая деятельность представляет собой систему разнообразных функций, обусловленных единой целью и задачами формирования, распределения и расходования денежных фондов, включая весь механизм их практической реализации[7, с.12].
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что государство сталкивается с необходимостью воздействия на различные социально-экономические процессы, на конкретные хозяйствующие субъекты и территориальные образования при помощи регулирования и направления денежных потоков, то есть путем осуществления финансовой деятельности при помощи форм и методов.
Финансовая деятельность государства осуществляется в двух формах: правовой, которая влечет правовые последствия и осуществляется на основе юридического оформления, и неправовой, не влекущей правовых последствий.
По мнению Ю. А. Крохиной, правовой формой осуществления государственной финансовой деятельности является однородное по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) функционирование государственных органов по руководству обществом путем принятия правовых актов [6, с.346].
К правовой форме финансовой деятельности государства также относятся следующие виды деятельности:
Как отмечает Ю. А. Крохина федеративное устройство России обусловливает особенности правовой формы ее финансовой деятельности, выражающиеся, в частности, в двухуровневой системе законодательства, определенном соотношении нормативных актов федерального уровня и нормативных актов субъектов РФ по предметам совместного ведения, договорном аспекте разграничения предметов ведения и так далее[6, 370].
Лукьянова Т.Г. согласна с мнением Ю.А. Крохиной и определяет, что организационно-правовая база финансовой деятельности есть проявление системно-структурных начал, основанных на федерализме, разделении властей, предметов ведения и полномочий, а также на иных требованиях конституционного строя России[7, с.14].
При
этом важно отметить, что федеративная
природа Российского
При исследовании вопроса форм финансовой деятельности государства целесообразно рассмотреть финансово-правовые акты на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.
Финансовые нормативно-правовые акты - это решения органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятые в определенной форме, в пределах соответствующей компетенции и регулирующие вопросы финансовой деятельности. Акты федерального уровня принимаются федеральным уровнем государственной власти в пределах своих полномочий. Такие акты имеют официальный характер и обязательную силу, направлены на регулирование финансовой деятельности. Они принимаются по вопросам финансовой деятельности, отнесенным Конституцией РФ к предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Во исполнение федеральных законов по вопросам финансовой деятельности федеральные органы государственной власти принимают подзаконные акты.
Нормотворчество субъектов РФ в финансовой сфере
обусловлено наличием собственной финансовой
Систему финансовых нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации образуют законы и подзаконные акты. Примерами могут служить закон Приморского края от 02.08.2005 г. № 271-КЗ «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае» [3], закон Приморского края от 28.11.2003 № 82-КЗ «О налоге на имущество организаций» [4], закон Приморского края от 6 ноября 2003 №75-КЗ «О налоге на игорный бизнес» [5].
В целях развития финансовых
законов уполномоченными
Финансово-правовой акт органа местного
самоуправления — это публичный, официально
обозначенный документ, принятый управомоченным
органом местного самоуправления, имеющий
юридическую силу, выражающий властные
веления и направленный на регулирование
властных отношений. Акты, принимаемые
муниципальными органами, образуют первичный
уровень нормативно-правового
Ведущим финансово-правовым актом
местного самоуправления является устав
соответствующего муниципального образования.
Принятие устава муниципального образования
и внесение в него изменений и дополнений
относятся к исключительной компетенции
представительного органа муниципального
образования (п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального
закона РФ от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
[14]). Статья
44 Федерального закона РФ № 131-Ф3 определяет
основные параметры устава муниципального
образования, в числе которых перечень
вопросов местного значения;
Одним из важнейших аспектов финансовой деятельности государства являются методы финансовой деятельности - это способы теоретического исследования и практического выполнения органами государственной власти и государственного управления финансовой деятельности государства. Разнообразие методов осуществления финансовой деятельности зависит от многих факторов: от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.
Как правило, методы
осуществления финансовой
При распределении и использовании государственных денежных средств применяются следующие важнейшие методы:
Таким образом, формы и методы финансовой деятельности государства имеют важное теоретическое и прикладное значение. Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления выражают юридические формы финансовой деятельности государства и органов местного принимая финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством.
С помощью методов финансового права осуществляется реформирование взаимоотношений субъектов финансового права на основе совокупности или системы целенаправленных средств для дальнейшего развития финансовой деятельности в соответствии с государственным устройством и публичными потребностями общества.
Литература (источники)
Информация о работе Формы и методы финансовой деятельности государства (правовой аспект)