Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".
сификацию источников внешнего финансирования
дефицита федерального бюджета; 6) классифика-
цию видов государственных внутренних долгов РФ,
субъектов РФ, муниципальных образований; 7) клас-
сификацию.видов государственного внешнего долга
РФ и государственных внешних активов РФ; 8) ве-
домственную классификацию расходов федерально-
го бюджета. Бюджетная классификация, касающаяся
пп. 1, 2, 3,4, 6, является единой и используется при
составлении, утверждении и исполнении бюджетов
всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные (предста-
вительные) органы субъектов РФ и органы местного
самоуправления при
сификаций соответствующих бюджетов вправе про-
изводить дальнейшую детализацию объектов бюд-
жетной классификации, не нарушая при этом общих
принципов построения и единства в бюджетной клас-
сификации РФ. Используется только при составле-
нии, утверждении и исполнении федерального бюд-
жета: ведомственная классификация расходов феде-
рального бюджета, классификация источников внеш-
него финансирования дефицита федерального бюд-
жета и классификация видов государственного внеш-
него долга и внешних активов РФ. Ведомственная
классификация бюджетов субъектов РФ утверждает-
ся законодательными (представительными) органами
субъектов РФ. Ведомственная классификация мест-
ных бюджетов утверждается решениями соответст-
вующих органов местного самоуправления. Класси-
фикация доходов бюджетов РФ является группиров-
кой доходов бюджетов всех уровней и основывается
на законодательных актах РФ, определяющих источ-
ники формирования доходов бюджетов всех уров-
ней, бюджетной системы РФ.
16.Понятие, роль
и правовая форма
Бюджет - это основной финансовый план госу-
дарства или органов местного самоуправления,
роспись доходов и расходов, облеченная в форму
закона.
Бюджет государства и местного самоуправления
играет значительную роль в политической и хозяйст-
венной жизни страны. Под бюджетом государства в
России в связи с федеративным устройством пони-
маются бюджет России (федеральный бюджет) и
бюджеты субъектов РФ. В соответствии с Конститу-
цией РФ федеральный бюджет находится в ведении
Российской Федерации и ему придается высшая
юридическая сила, он утверждается в форме феде-
рального закона. Средства федерального бюджета
должны использоваться с соблюдением норм феде-
рального закона, утвердившего его. На уровне обра-
зований местного самоуправления создаются мест-
ные бюджеты, обеспечивающие финансовыми ре-
сурсами выполнение ими своих задач и функций.
Роль бюджета состоит в том, что он создает фи-
нансовую основу, необходимую для деятельности
государственных органов и органов местного само-
управления. Бюджетные средства предназначены
для: 1)функционирования органов государственно-
го управления; 2) осуществления международной деятельности государства, в том числе реализации
международных договоров, возврата и предостав-
ления кредитов, выполнения международных обя-
зательств по охране окружающей природной среды,
культурных и информационных связей; 3) нацио-
нальной обороны; 4) правоохранительной деятель-
ности и обеспечения безопасности государства;
5) функционирования федеральной судебной систе-
мы; 6) фундаментальных исследований и содейст-
вия научно-техническому прогрессу; 7) развития
промышленности, энергетики и строительства;
8) развития сельского хозяйства, транспорта, до-
рожного хозяйства, информатики, рыночной инфра-
структуры; 9) предупреждения и ликвидации чрез-
вычайных ситуаций; 10) развития образования,
культуры, искусства и средств массовой информа-
ции, здравоохранения; 11) осуществления социаль-
ной политики и т. д.
Вся финансовая система государства функциони-
рует в непосредственной взаимосвязи с бюджетом.
Бюджет определяет, на решение каких задач направ-
лено внимание государства в определенный про-
межуток времени. Именно бюджетом определяется
экономическая политика страны.
16.Понятие, роль
и правовая форма
Система государственных и местных (муниципальных) бюджетов является центральным звеном финансовой системы. Посредством бюджетов образуются денежные фонды государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.
В материальном аспекте как государственный, так и местный бюджет представляют собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т. п. Однако сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств, т. е. в характеристике бюджета как экономического механизма (категории). В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач государственных и муниципальных образований общего значения и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.
С юридической точки зрения бюджет рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления.
В БК РФ установлена основная правовая форма этого акта применительно к бюджетам разных уровней: федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации утверждаются в форме соответствующих законов, местные (муниципальные) – в форме решений представительных органов местного самоуправления, в чем проявляется принцип демократизма в бюджетной деятельности. Названную основную форму дополняют финансово-плановые акты органов исполнительной власти, конкретизирующие бюджет.
БК РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задачи функций государства и местного самоуправления, что не отражает всех особенностей бюджета.
Основная роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач. В то же время и государственный аппарат, и органы местного самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны, т. е. для выполнения задач общего значения в рамках соответствующей территории.
Бюджет является мощным управляющим
механизмом в распоряжении государства,
выступает проводником его
Существует также
Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особые стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в РФ. Бюджет способствует также развитию международных связей России и укреплению ее взаимоотношений с государствами СНГ.
19.Понятие бюджетного процесса и полномочия его основных участников.
Бюджетный процесс - это регламентируемая
нормами права деятельность органов государствен-
ной власти, органов местного самоуправления и участ-
ников бюджетного процесса по составлению и рас-
смотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов
государственных внебюджетных фондов, утвержде-
нию и исполнению бюджетов государственных вне-
бюджетных фондов, а также по контролю за их ис-
полнением.
Полномочия: Органы исполнительной власти,
составляют проект бюджета;
вносят его с необходимыми документами
и материалами на утверждение законодательного
(представительного) органа, представительного
органа местного самоуправления;
исполняют бюджет; осуществляют сбор доходов
бюджета, управление государственным,
муниципальным долгом, ведомственный
контроль за исполнением бюджета;
представляют отчет об исполнении бюджета
на утверждение законодательных (представительных)
органов, представительных органов местного
самоуправления.
Аналогичные полномочия органы исполнительной
власти осуществляют по отношению к государственным
внебюджетным фондам.
ЦБ РФ:
совместно с Правительством РФ разрабатывает
и представляет на рассмотрение Государственной
Думы основные направления денежно-кредитной
политики;
обслуживает счета бюджетов и осуществляет
функции генерального агента по государственным
ценным бумагам РФ.
Органы государственного, муниц
осуществляют контроль за исполнением
соответствующих бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов;
проводят экспертизы проектов указанных
бюджетов, федеральных ирегиональных
целевых программ и иных нормативных правовых
актов бюджетного законодательства РФ,
субъектов РФ, актов органов местного
самоуправления.
Главным распорядителем средств
по искам о возмещении вреда, причиненного
незаконными решениями и действиями (бездействием)
соответствующих должностных лиц и органов,
по ведомственной принадлежности;
искам подведомственных предприятий и
учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной
ответственности.
Главный распорядитель средств
Распорядителем бюджетных средс
Главный распорядитель и распорядитель
бюджетных средств отвечают:
за целевое использование выделенных
в их распоряжение бюджетных средств;
достоверность и своевременное представление
установленной отчетности и другой информации,
связанной с исполнением бюджета;
своевременное составление и представление
бюджетной росписи и лимитов бюджетных
обязательств по подведомственным получателям
и распорядителям бюджетных средств в
орган, исполняющий бюджет;
утверждение смет доходов и расходов подведомственных
бюджетных учреждений;
соответствие бюджетной росписи показателям,
утвержденным законом (решением) о бюджете;
соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных
или муниципальных услуг при утверждении
смет доходов и расходов;
эффективное использование бюджетных
средств;
соответствие иным требованиям законодательства
РФ. , Получателибюджетных сред
Федеральное казначейство России либо
другой орган, исполняющий бюджет совместно
с главными распорядителями бюджетных
средств определяет права бюджетного
учреждения по перераспределению расходов
по предметным статьям и видам расходов
при исполнении сметы.
Бюджетное учреждение при исполнении
сметы доходов и расходов самостоятельно
в расходовании средств, полученных за
счет внебюджетных источников.
Перечень прав и обязанностей получателей
бюджетных средств определен ст. 163 БК
РФ. Получатели бюджетных средств имеют право:
на своевременное получение и использование
бюджетных средств в соответствии с утвержденным
бюджетной росписью размером с учетом
сокращения и индексации;
своевременное доведение уведомлений
о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных
обязательств;
компенсацию в размере недофинансирования.
Получатели бюджетных средств обязаны:
своевременно подавать бюджетные заявки
или иные документы, подтверждающие право
на получение бюджетных средств;
эффективно использовать бюджетные средства
в соответствии с их целевым назначением; %/ своевременно
и в полном объеме возвращать бюджетные
средства, предоставленные на возвратной
основе; i/своевременно и в полном объеме вносить
плату за пользование бюджетными средствами,
предоставленными на возмездной основе;
своевременно представлять отчет
и иные сведения об использовании
бюджетных средств.
Участниками бюджетного процесса выступают
также кредитныеорганизации, ко
17.Бюджетная компетенция РФ, её субъектов и муниципальных образований.
Бюджетные полномочия Российской Федерации
Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти изложены в ст. 7 БК РФ.
Бюджетные полномочия РФ можно разделить на две группы:
1) полномочия, связанные с определением общих принципов и основ организации и функционирования бюджетной системы на всех ее уровнях;
2) полномочия, относящиеся непосредственно к федеральному уровню власти.
К первой группе полномочий относятся, в частности:
1) установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
2) определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
3) установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти бюджетной отчетности;
4) установление порядка разграничения расходных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
5) определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
6) определение порядка установления нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ;
7) определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
8) установление порядка осуществления заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, управления долгом РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного долга РФ; 9) установление бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения.
Ко второй группе полномочий относятся:
1) установление порядка:
а) составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
б) утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
в) осуществления контроля за их исполнением;
г) утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
д) составления отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;