Шпаргалки по Правоведению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:06, шпаргалка

Краткое описание

Государство имеет свои специфические черты, отличающие ее от всех других форм объединения людей (рода, семьи), институтов и организаций (партий, движений и т.п.).
1. Отделение публичной власти от общества , ее несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцев. Это отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления. Осуществление публичной власти требует определенной организации - специального аппарата (чиновников, судей, армии и т.п.). Современное государство сочетает профессиональный аппарат управления с представительной системой, которая формируется через выборы.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры правоведение необходимо.docx

— 460.06 Кб (Скачать файл)

Характеристика норм права будет  дана в отдельном разделе.

Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль - род общественных отношений.

Таким образом, для деления права  на отрасли используются главным  образом два критерия - предмет  и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.

Несколько близких по характеру  регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.

Метод правового регулирования - это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.

Методы правового регулирования  характеризуются тремя обстоятельствами: а) порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений; б) средствами их обеспечения (санкциями); в) степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов. В  соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового  регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (его еще  называют авторитарным, властным) основан  на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом  жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, - гражданин  и административный орган. Этот метод  характерен для уголовного, административного, налогового права.

Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность  выбрать вариант поведения или  дополнительно своим соглашением  урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

Среди отраслей права выделяют и  комплексные отрасли, которые для  регулирования общественных отношений  используют комбинирование различных  методов и имеют сложный, многоаспектный предмет регулирования. Например, к  комплексным отраслям относят в  настоящее время аграрное право. В его предмет включаются земельные, имущественные, трудовые, а также  организационно-управленческие отношения  в сфере сельскохозяйственной деятельности. А поскольку предмет включает разнородные общественные отношения, то в этой отрасли применяется  как императивный, так и диспозитивный  методы, а также дополнительный метод - координации в организационно-управленческих отношениях.

Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России. Источниками права в России являются законы и подзаконные акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры, акты органов конституционного контроля и признаваемые российским правом обычаи.

Законы

В системе федеральных нормативных  актов России Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, далее  по юридической силе следуют федеральные  конституционные законы и федеральные  законы, законами также являются Законы РФ о поправках к Конституции РФ.

Конституция

Конституция РФ закрепляет широкий  круг прав и свобод человека, соответствующий  современным мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких  прав и свобод человека относятся, в  частности, право каждого человека на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной  жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести. Сегодня мы живем  по Конституции 1993 г., принятой 12 декабря. Это основной документ государства, т. к. в нём сосредоточены основные права, свободы и обязанности  граждан РФ. До 1993 г. наша страна жила по Конституции 1978 года, которая закрепляла полное господство государства и  КПСС над обществом. С началом  перестройки в 1985 г. начались изменения. В 1990 г. была принята декларация о  государственном суверенитете РСФСР (Российской Советской Федеративной Социалистической Республики). Был  утвержден пост Президента России в 1991г., первым стал занимать этот пост Ельцин Б. Н. Происходили изменения в  жизни общества, которые требовали  наличие Конституции, т. е. документа, который регулировал отношения  между людьми, сдерживал отступления  за рамки возможного граждан. После  тотального контроля над обществом  КПСС (Коммунистической Партии), становится свободно: появляются партии и общественные объединения, гражданские свободы, возрастает информированность общества о его жизни. В декабре 1993 г. на референдуме (путем всеобщего, общероссийского  голосования) была принята Конституция. Данный документ имеет следующую структуру: 1. Преамбула – это торжественная, вступительная часть, в которой собравшийся на референдум народ, клянется перед мировым сообществом в сохранении русской культуры, почитании и сохранении истории, обеспечении процветания и благополучия России. 2. Конституция содержит два раздела. Первый раздел – собственно Конституция, состоит из 9 глав, которые посвящены основным положениям жизни государства: «Права и свободы человека», «Федеративное устройство», «Президент», «Местное самоуправление» (т.е. управление субъектами федерации на местах), «Конституционный строй и его особенности» и др. Второй раздел посещен «Заключительным и переходным положениям».

Данный документ закрепляет особенности  Конституционного строя, т.е. те черты, , то что, гарантирует Конституция  в качестве исполнения на практике. Наше государство является: 1. Демократическим, т.е. основным источником власти является народ. Это проявляется в наличии  прямых, всенародных выборов, в которых  обязан участвовать каждый гражданин  нашей страны, т. е. каждый имеет доступ к управлению делами государства. Государственная  власть наделяет граждан правами ( на жизнь, свободу, собственность и  др.), свободами (слова, совести, вероисповедания  и др.) , но и обязанностями ( платить  налоги, получить среднее образование, для юношей воинская обязанность, охрана исторических и культурных памятников, охрана окружающей среды и др.). 2. Федеративным, т.к. территория состоит  из 89 субъектов, каждый из которых находится  в равном положении перед центральной  властью. 3. Правовым. Над гражданами стоят не правители, а законы. Все  перед законом равны и несут  одинаковую ответственность за содеянные  нарушения, не зависимо от положения. 4. Социальным. Проводимая в государстве  политика направлена прежде всего на благополучие граждан, развитие и поднятие уровня образования, здравоохранения, стремление к тому, что бы эти  сферы стали бесплатными и  качественными. Включаются такие пункты как охрана труда и здоровья, поддержка  семьи, материнства, отцовства и  детства и др. 5. Гуманистическим. Высшей ценностью в государстве  является человек, его права, свободы  и благополучие. Если ранее, во главу  угла ставилось построение светлого коммунистического будущего, то Конституция 1993г. в центре ставит человека, признание, соблюдение, защита его прав и свобод – обязанность государства. 6. Светским. В нашем государстве отсутствует  государственная религия, т.к. оно  многонационально и её установление привело бы к ущемлению религиозных  прав других, малых народов, проживающих  на территории нашей станы.

Федеральные конституционные законы

Это основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в  Конституции РФ. Федеральный Конституционный  Закон РФ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа  членов Совета Федерации и не менее 1/2, голосов от общего числа депутатов  Государственной Думы. Принятый закон  в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Согласно Конституции РФ, принимаются  по следующим вопросам: порядок принятия нового субъекта в состав РФ; изменение  статуса субъекта РФ; установление Государственного флага, герба и  гимна РФ, их описания и порядок  официального использования; порядок  деятельности Правительства РФ; установление судебной системы РФ; полномочия, порядок  образования и деятельности Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ; режим чрезвычайного  и военного положения, порядок созыва Конституционного Собрания.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа её депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. При этом закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа его членов либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации и несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В этом случае федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон  в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон  и обнародует его. Но в отношении  федеральных законов Президент  РФ обладает правом отлагательного вето, и он может отклонить принятый федеральный закон. В этом случае Государственная Дума и Совет  Федерации в установленном порядке  вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен  в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные законы делятся на кодификационные законы (кодексы) и обычные (некодификационные) законы. Кодекс — это закон интегративного характера, который содержит внутренне согласованный комплекс общих принципов и конкретных норм, необходимых для целостной и единообразной правовой регуляции всех основных отношений в определенной области общественной жизни. Как правило, кодексы носят отраслевой характер и включают в себя совокупность принципов и норм одной отрасли права(например, Гражданский кодекс)

Основную массу федеральных  законов составляют обычные (некодификационные) законы, регулирующие отдельные, наиболее важные общественные отношения (или  определенную взаимосвязанную совокупность таких отношений). К таким законам  относятся, например, Закон РФ «Об  общественных объединениях» (от 14 апреля 1995 г.), Закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (от 5 сентября 1997 г.) и др.

Отросли права

Конституционное право России

Конституционное право — совокупность норм права, регулирующих отношения  в сфере основ государственного и общественного строя, правового  положения личности, организации  системы органов публичной власти.

Гражданское право

Гражданское право в России — отрасль права, регулирующая имущественные, а также личные неимущественные общественные отношения на основе принципов равенства,неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.[1]

Административное право Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Во многих странах  именуется управленческим правом.

В дореволюционной  России данная отрасль права именовалась  также полицейским правом. Как  отмечал В. Ф. Дерюжинский, «полицейское право принадлежит к кругу  наук о государстве и предметом  своим имеет изучение так называемого  внутреннего управления».

Уголовное право.Уголовное право — отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Финансовое право.Фина́нсовое пра́во — отрасль юридической науки, а также отрасль права, предметом которой являются общественные отношения, связанные с образованием и расходованием публичных финансов (финансов государства и местного самоуправления), необходимых для реализации публичных функций.

Налоговое право.Налоговое право — отрасль российского права, регулирующая властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.[2]

Трудовое право.Трудовое право — отрасль российского права, предметом которой является регулирование трудовых отношений между работником и работодателем и других, связанных с трудовыми отношениями. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим трудо-правовые отношения в России является Трудовой кодекс РФ.

10.Правовые отношения: понятие, структура и виды

Правоотношение  — урегулированное нормами  права  волевое  общественное отношение,  выражающееся  в  конкретной  связи   между   управомоченными   и  обязанными  субъектами   —   носителями   субъективных   юридических   прав, обязанностей, полномочий и ответственности —  и обеспечиваемое  государством.

Информация о работе Шпаргалки по Правоведению