Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 13:01, курсовая работа
Целью работы является анализ структуры и динамики прибыли организации и разработка мероприятий, направленных на увеличение прибыли. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы формирования и планирования прибыли в организации.
2) Проанализировать экономическую и финансовую деятельность ООО «Калина».
3) Обосновать резервы увеличения прибыли от реализации продукции (работ, услуг) в ООО «Калина».
4) Показать перспективность применения метода планирования прибыли, основанного на эффекте операционного рычага.
Введение
1. Теоретические основы анализа структуры и динамики прибыли
1.1 Прибыль: сущность, функции, виды
1.2 Методы анализа прибыли
2. Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Калина»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Калина»
2.2 Анализ структуры и динамики прибыли ООО «Калина»
3. Мероприятия по увеличению прибыли в ООО «Калина»Заключение
Заключение
Список литературы
Приложения
Натуральный операционный левередж — это отношение выручки от продаж базисного периода, уменьшенной на переменные затраты того же периода, к базисной прибыли от продаж, или отношение маржинальной прибыли к прибыли от продаж в базисном периоде.
С помощью показателя натурального операционного левереджа рассчитывается плановая прибыль от продаж при условии изменения в плановом периоде только натурального объема продаж.
В реальных условиях, как правило, происходит одновременное изменение и цен, и натурального объема продаж, причем оба фактора могут действовать и в одном направлении, и в противоположных направлениях. Необходимо использовать оба вида операционного левереджа для планирования финансового результата от продаж именно при таких условиях. [17]
Темп изменения прибыли от продаж в плановом периоде по сравнению с базисным тогда будет определяться по формуле:
, (6)
где ∆П — прирост (уменьшение) прибыли от продаж;
Иц — изменение цен на реализуемую продукцию в плановом периоде по сравнению с базисным (в долях единицы и соответственно со знаками «+» или «–»);
Ин — изменение натурального объема продаж (аналогично величине «Иц»).
Формула (6) позволяет решать следующие задачи в процессе планирования финансового результата от продаж:
Таким образом, операционный левередж — инструмент, позволяющий оперативно реагировать на динамику спроса и принимать решения, связанные с изменениями финансового результата от продаж. [11]
Однако применение методов маржинального анализа ограничено рядом условий, в числе которых:
Литвин М.И. предлагает использовать факторную модель прогнозирования прибыли от продаж, которая имеет следующий вид [18]:
PSp = PSb ± DS ± DN ± DVC ± DFC ± DP, (7)
где PSp — прогнозируемая прибыль;
PSb — прибыль базисного периода;
DS — влияние изменения объема продаж;
DN — влияние структурного (ассортиментного) сдвига в объеме продаж;
DVC — влияние изменения
DFC — влияние изменения
DP — влияние изменения продажных цен на продукцию организации.
1. Фактор влияния объема продаж на прибыль (DS) может быть рассчитан по формуле:
DS = DTs*OL*PSb, (7.1)
где DTs — прогнозируемый прирост выручки от продаж;
OL — операционный рычаг;
PS — прибыль от продаж в базовом периоде.
2. Влияние фактора структурных сдвигов в объеме продаж (DN) определяется по формуле:
DN = Sb*Tb*DMPn, (7.2)
где Sb — выручка от продаж в базовом периоде;
Tb — прогнозный темп роста выручки от продаж;
DMPn — изменение коэффициента
маржинального дохода из-за
3. Влияние на прибыль фактора переменных расходов (DVC) определится как:
DVC = Sb x Ts x VCn x VCp, (7.3)
где: VCn — коэффициент переменных расходов с учетом структурных сдвигов (1 – MPn);
VCp — прогноз снижения переменных расходов (с обратным знаком).
4. Влияние на прибыль фактора постоянных расходов (DFC) определяется прямым счетом, но с обратным знаком.
5. Влияние на прибыль фактора цен (DP) определится по формуле:
DP = Sb* Tb*Pp, (7.4)
где Pp — прогнозируемое изменение цен на продаваемую продукцию
Основным видом деятельности ООО «Калина» является производство и реализация дверных блоков из древесины. Осуществляет свою деятельность данная фирма с 2000 года. Выпускаемые двери привлекательны в основном для массового потребителя столярных изделий с высоким уровнем качества и приемлемой ценой. Основные объекты комплектации – это стройки департаментов образования (школы, ВУЗы, дошкольные учреждения), здравоохранения (поликлиники, больницы), культуры и массового жилищного строительства.
Целью деятельности ООО «Калина» является производство данной продукции и удовлетворение существующего спроса на нее на рынке г. Шумерля, Чувашской Республики и других регионов, и соответственно, получение прибыли в процессе этой деятельности.
Производственная фирма ООО «Калина» является обществом с ограниченной ответственностью (ООО). ООО – это организационно-правовая форма предприятия. Под ООО понимается объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности, имеющее уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами, и несущее ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Участники ООО несут ответственность в пределах своих вкладов.
В ООО «Калина» создан уставный фонд, размер которого составляет 8 тыс. руб. Имущество общества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников, и принадлежит его участникам на праве долевой собственности. Число участников ООО «Калина» составляет 2 физических лица.
Высшим органом управления ООО «Калина» является собрание участников. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение порядка покрытия убытков и др.
Исполнительным органом ООО «Калина» является генеральный директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение имуществом, найм и увольнение персонала.
Основными источниками информации для оценки деятельности и проведения анализа финансовых результатов рассматриваемой организации являются документы финансовой отчетности: форма №1 «Бухгалтерский баланс» (Приложение 1); форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 2).
Здесь следует отметить, что сбор информации о деятельности организации представляет определенные трудности, т.к. специалисты, боясь утечки конфиденциальной информации, неохотно идут на контакт.
Основные экономические характеристики организации представлены в таблице 1.
Количество работников организации с 2010 по 2012 год уменьшилось с 82 человек до 76. Несмотря на это производительность труда в 2012 году возросла на 30 % по сравнению с 2010 годом и составила 754 руб./чел. Это свидетельствует о более рациональном использовании рабочей силы.
Таблица 1
Экономическая характеристика ООО «Калина»
№ п/п |
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. в % к | |
2010 г. |
2011 г. | |||||
1 |
Среднегодовая численность работников, чел. |
82 |
78 |
76 |
92,68 |
97,43 |
2 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (ОПФ), тыс. руб. |
1255 |
1564 |
2174 |
173,23 |
139,00 |
3 |
Среднегодовая стоимость оборотных фондов, тыс. руб. |
4708 |
4672 |
5181 |
110,05 |
110,89 |
4 |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) |
48357 |
38517 |
57337 |
118,57 |
148,86 |
5 |
Производительность труда, руб./чел. |
590 |
494 |
754 |
127,93 |
152,78 |
6 |
Фондоотдача, руб. (на 100 руб.) |
3853,15 |
2462,72 |
2637,4 |
68,45 |
107,09 |
7 |
Материалоотдача, руб. (на 100 руб.) |
1027,12 |
824,42 |
1106,68 |
107,74 |
134,24 |
8 |
Полная себестоимость, тыс. руб. |
45307 |
36251 |
54126 |
119,47 |
149,31 |
9 |
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), тыс.руб. |
3051 |
2265 |
3211 |
105,24 |
141,76 |
10 |
Прибыль балансовая, тыс. руб. |
2990 |
2210 |
3126 |
104,55 |
141,45 |
11 |
Рентабельность производства продукции, % |
6,73 |
6,25 |
5,93 |
- 0,8 п.п. |
- 0,32 п.п. |
12 |
Рентабельность продаж, % |
6,31 |
5,88 |
5,6 |
- 0,71 п.п. |
- 0,28 п.п. |
13 |
Рентабельность производственно-хозяйственной деятельности, % |
50,14 |
35,44 |
42,5 |
- 7,64 п.п. |
+ 7,06 п.п. |
Прибыль от реализации продукции в 2011 году снизилась по сравнению с 2010 годом с 3051 тыс. руб. до 2265 тыс. руб. , но в 2012 увеличилась на 40 % и стала равной 3211 тыс.руб.. Спад в 2011 году обусловлен сокращением заказов на дверные блоки, ведущих к снижению объемов реализации.
Несмотря на рост прибыли рентабельность продукции снизилась с 6,73 % до 5,93 %, то есть сократилась отдача с одного рубля затрат на производство. Связано данное изменение с неоднородным ростом цены и себестоимости произведенной продукции.
Рентабельность продаж имеет такую же тенденцию. И если в 2010 году – она составляет 6,31 %, то в 2012 уменьшается на 0,71 процентных пункта и становится равной 5,6 %., изменяется сумма прибыли с рубля продаж. Эффективность коммерческой деятельности снижается.
Рентабельность производственно-хозяйственной деятельности находится на достаточно высоком уровне и характеризует прибыль, полученную с рубля вложенных основных производственных и оборотных средств. В 2010 году она составляла 50,14 %, в 2011 – 35,44 %, в 2012 – 42,5 %. Данный показатель отражает эффективность использования основных и оборотных фондов, которые характеризуются высокой фондоотдачей (2637,4 руб./100 руб.) и материалоотдачей (1106,68 руб./100 руб.).
Однако высокие экономические характеристики не всегда обеспечивают достаточную ликвидность и платежеспособность организации. Поэтому вычислим коэффициенты, характеризующие финансовое состояние фирмы (см. Таблицы 2, 3, 4).
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения. Группировка актива и пассива баланса ООО «Калина» представлена в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительный аналитический баланс, тыс. руб.
Активы |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Пассивы |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
А1 |
432 |
574 |
1 089 |
П1 |
1 794 |
1 824 |
2 708 |
А2 |
2 750 |
2 156 |
2 446 |
П2 |
0 |
0 |
0 |
А3 |
1 473 |
1 960 |
2 136 |
П3 |
0 |
0 |
0 |
А4 |
2 679 |
3 007 |
4 765 |
П4 |
5 540 |
5 872 |
7 728 |
Баланс |
7 334 |
7 697 |
10 436 |
Баланс |
7 334 |
7 696 |
10 436 |
Баланс считается абсолютно ликвидным, если соблюдаются следующие условия: А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4.
Таблица 3
Анализ ликвидности баланса за 2010 – 2012 гг.
Условие |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
А1 ≥ П1 |
- |
- |
- |
А2 ≥ П2 |
+ |
+ |
+ |
А3 ≥ П3 |
+ |
+ |
+ |
А4 ≤ П4 |
+ |
+ |
+ |
У ООО «Калина» не соблюдено первое неравенство. Это свидетельствует о том, что у организации недостаточно абсолютно ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств, в нашем случае кредиторской задолженности. Однако стоит отметить, что эта недостача может быть покрыта быстрореализуемыми активами.
Таблица 4
Показатели платежеспособности организации
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,24 |
0,31 |
0,40 |
Коэффициент промежуточного покрытия |
1,77 |
1,50 |
1,31 |
Коэффициент текущей ликвидности |
2,59 |
2,57 |
2,09 |
Коэффициент абсолютной ликвидности имеет тенденцию к увеличению с 2010 года по 2012. В 2010 году он составлял 0,24, а в 2012 – 0,40. Эта динамика положительна. Оптимальное значение данного показателя > 0,2 – 0,25. Если в 2010 г. Организация могла погасить в ближайшее время до 24 % краткосрочной задолженности, в 2011 – 31 %, а в 2012 – 40 %.
Коэффициент промежуточного покрытия показывает способность организации погасить срочные обязательства при проведении своевременных расчетов с дебиторами. Допустимое значение – 0,7 – 0,8, желательно - >1,5. У нас он в 2010 году составил 1,77, а к 2012 снижается до 1,31. И хотя данный показатель находится на достаточно высоком уровне, организации необходимо обратить внимание на отрицательную тенденцию.
Нормальное значение коэффициента текущей ликвидности ≥ 2. Значение данного показателя в 2010 году – 2,59, в 2011 – 2,57, в 2012 – 2,09. Это говорит о том, что организация при условии мобилизации всех оборотных средств сможет погасить все свои краткосрочные обязательства, но следует иметь в виду, что в 2012 году значение коэффициента текущей ликвидности приближается к нижней границе нормального, не стоит допускать дальнейшего его снижения.
Информация о работе Анализ структуры и динамики прибыли организации