Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:05, курсовая работа
Цель курсовой работы: провести анализ финансового состояния предприятия.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы анализа финансового состояния предприятия.
Провести анализ финансового состояния предприятия ОАО «НК «Роснефть».
Разработать направления по улучшению финансового состояния предприятия.
Введение…………………………………………………………………..4
1. Комплексная диагностика деятельности ОАО «НК «Роснефть»………………………………………………………………………6
1.1. Характеристика ОАО «НК «Роснефть»……………………………6
1.2. Оценка основных результатов деятельности ОАО «НК «Роснефть» за 2009-2011 гг……………………………………………………………………9
1.3. Разработка основных документов финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами……………………………..12
2. Анализ динамики капитала ОАО «НК «Роснефть», вложенного в активы…………………………………………………………………………..14
2.1. Оценка динамики и структуры актива……………………………14
2.2. Анализ эффективности использования капитала, вложенного в активы…………………………………………………………………………..17
2.3. Анализ структуры иммобилизованных активов и амортизационной политики ОАО «НК «Роснефть»…………………………………………….19
2.4. Анализ оборотного капитала и финансово-эксплуатационных потребностей…………………………………………………………………..21
2.5. Выводы по разделу………………………………………………..22
3. Анализ собственных и заемных средств организации и эффекта финансового рычага…………………………………………………………..26
3.1. Анализ состава собственных средств ОАО «НК «Роснефть»….26
3.2. Оценка политики привлечения заемных средств………………..29
3.3. Анализ действия эффекта финансового рычага…………………31
3.4. Выводы по разделу………………………………………………..33
4. Оценка результатов хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «НК «Роснефть»……………………………………………………………….35
4.1. Анализ добавленной стоимости…………………………………..35
4.2. Оценка результата текущей хозяйственной (операционной) деятельности ОАО «НК «Роснефть»…………………………………………37
4.3. Анализ результата финансовой деятельности……………………38
4.4. Оценка результата хозяйственно-финансовой деятельности….39
4.5. Сводная оценка результатов деятельности и анализ свободных средств………………………………………………………………………….41
4.6. Выводы по разделу………………………………………………..43
5. Разработка рекомендаций по составу финансовых ресурсов для маркетингового проекта ОАО «НК «Роснефть»……………………………47
Заключение………………………………………………………………50
Литература……………………………………………………………….53
За 2010 год выручка от реализации нефти в странах СНГ составила 1 363 млн долл. США, увеличившись на 3,8% по сравнению с 2009 годом, что в основном было вызвано ростом цен на 29,5%, имевшим положительное влияние на выручку в размере 311 млн долл. США. Снижение объемов реализации на 19,8% привело к сокращению выручки на 261 млн долл. США.
Реализация нефти на внутреннем рынке
Выручка от реализации нефти на внутреннем рынке в четвёртом квартале 2011 года составила 26 млн долл. США, увеличившись на 52,9% по сравнению с третьим кварталом 2011 года. Рост объема реализации на 78,4% в совокупности с ростом средней цены на 0,5% привели к увеличению выручки на 9 млн долл. США.
Реализация нефти за 2011 год снизилась на 62,8% по сравнению с 2010 годом. Сокращение выручки было вызвано снижением объема реализации на 75,3% (негативный эффект в размере 202 млн долл. США), и было частично компенсировано ростом средних цен на 55,4% (положительный эффект на выручку в размере 33 млн долл. США). Сокращение объемов объясняется уменьшением свободных продаж нефти, в связи с поставкой нефти в адрес ОАО «АК «Транснефть».
Выручка от реализации нефти на российском внутреннем рынке за 2010 год составила 269 млн долл. США, увеличившись на 100,7% по сравнению с 2009 годом. Увеличение выручки было вызвано увеличением объемов реализации на 78,1% (позитивный эффект в размере 104 млн долл. США), а также ростом средних цен на 12,8% (положительный эффект на выручку в размере 31 млн долл. США).
Расчет доходности
на средний задействованный
Расчет доходности на средний собственный капитал (ROAE)
Анализ банкротства начинается с установления факторов, следствием которых оно может быть, степени их влияния на результаты деятельности организации. Используя действующие рекомендации, студент оценивает структуру баланса и делает вывод о признании ее удовлетворительной или неудовлетворительной, а также реальных возможностях утраты и восстановления платежеспособности. Расчет Z-счета Альтмана и его динамика на протяжении анализируемых периодов позволяют не только определить вероятность банкротства, но и показать ее изменение. Метод Альтмана имеет три модификации, наиболее известна из которых пятифакторная модель, предложенная в 1968 г. Она позволяет оценить организацию как потенциального банкрота или нет (не банкрота). Z-счёт Альтмана представляет собой аддитивную функцию от ряда показателей, характеризующих экономический потенциал фирмы и результаты ее деятельности, с учетом полученных эмпирически их весовых коэффициентов:
(6)
где показатели К1, К2, К3, К4 и К5 рассчитываются по следующим алгоритмам:
В таблице 10 представлены интервалы, в зависимости от которых определяется степень вероятности банкротства.
Таблица 10
Степень вероятности банкротства
Значения Z-счета |
Вероятность банкротства |
1,8 и меньше |
Очень высокая |
от 1,81 до 2,7 |
Высокая |
от 2,71 до 2,9 |
Существует возможность |
3,0 и выше |
Очень низкая |
Пример расчета Z-счета Альтмана показан в таблице 4.3.
Таблица 4.3
Расчет Z-счета Альтмана
Показатели |
Годы | ||
2009 |
2010 |
2011 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
0,91 |
0,8 |
0,75 |
|
0,91 |
0,82 |
0,79 |
|
0,54 |
0,53 |
0,48 |
|
0,08 |
0,06 |
0,05 |
|
1,03 |
1,01 |
0,96 |
Z-счёт |
5,1 |
4,8 |
3,6 |
На протяжении рассматриваемого периода значения Z-счета Альтмана превышали 3 и вероятность банкротства крайне низка.
Помимо рассмотренного формализованного способа, позволяющего оценить фирму как финансово-несостоятельную, используются дополнительные признаки [10,стр. 88], дающие возможность прогнозировать вероятность потенциального банкротства. В их состав включены:
Для установления путей улучшения сложившейся ситуации возможно использование матрицы финансовых стратегий, предлагаемой Е.С. Стояновой, которая позволяет дать прогноз “критического пути” организации, предельных значений риска и порога возможностей.
Далее приводится краткая характеристика маркетингового проекта, который предполагается разрабатывать и/или внедрять в организации, включая его основные стоимостные параметры.
Следующим шагом является определение коэффициента устойчивого роста организации за счет внутренних источников, размеров собственных средств, которые могут быть направлены на финансирование маркетингового проекта, а также потребности в дополнительном привлечении финансовых средств за счет заемных источников, включая виды и формы последних.
Наиболее распространенным недостатком данного раздела является неполная и недостоверная оценка реальной возможности банкротства организации из-за формального подхода к ее определению, а также отсутствие расчетов сумм собственных и заемных средств, которые фирма реально в состоянии использовать для финансирования маркетингового проекта.
При выполнении курсовой работы была рассмотрена методология и практика анализа финансового состояния предприятия.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Финансовое состояние компании в кризисном положении требует от менеджеров проведения ряда эффективных мероприятий. Антикризисное управление позволяет произвести переход от спада к развитию, а в дальнейшем - к ростовому темпу экономики. В условиях экономического кризиса в компании снижаются показатели и коэффициенты платежеспособности, рентабельности, оборота, финансовой устойчивости и т.п.
На основании выявленных проблем в деятельности ОАО «НК «Роснефть» одним из основных и наиболее радикальных направлений улучшения финансового состояния является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности и экономической эффективности его деятельности, а именно:
- рост
объемов производства
- повышение
цен (увеличение качества
- ускорения
оборачиваемости капитала и
- повышения рентабельности и обеспечения безубыточности работы фирмы;
- реализация продукции на более выгодных рынках сбыта.
В настоящий момент анализируемое предприятие располагает необходимыми материальными и трудовыми ресурсами. Финансовые ресурсы появятся, если предприятие предпримет ряд мер по улучшению управления оборотным капиталом, а именно: ускорение оборачиваемости готовой продукции (мероприятия в области сбыта продукции), сокращение дебиторской задолженности (возвращение средств в оборот), материальных запасов.
Для инвестирования в наиболее выгодные проекты, возможно, использовать кредиты банков. Но для этого надо улучшить показатель абсолютной платежеспособности, то есть внести изменения в процесс управления денежными средствами.
Для того чтобы
научиться управлять процессом
изменения дебиторской
Анализ ликвидности показал низкий уровень этого показателя. Это значит, что предприятию необходимо наладить процесс по определению оптимального уровня денежных средств, то есть необходимо поддерживать достаточно высокий уровень ликвидности, но в то же время учитывать, что свободные денежные средства (неивестированные) практически не приносят доход. Поэтому необходимо соблюдать следующие требования:
Экономический эффект от предложенных мероприятий будет связан с тем, что у предприятия появятся дополнительные денежные средства которые могут быть вложены в производственный процесс, что соответственно приведет к росту выручки и прибыли предприятия.
В заключение следует отметить, что если руководство ОАО «НК «Роснефть» примет предложенные мероприятия, то компания имеет неплохой шанс не только сохранить основную долю объемов производства, но и улучшить свои финансовые результаты.