Аспекты привлечения заемных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:18, реферат

Краткое описание

Любые заемные средства (облигации, кредиты, займы и др.) предполагают не только поступления финансовых средств, но и уплату процентов, возвращение основной суммы долга, а также возникновение дополнительных транзакционных издержек, связанных с привлечением заемных источников. Поэтому при оценке количественных показателей доступности мы предлагаем использовать цену источника финансирования (или цену капитала). По определению цена привлечения капитала - это общая сумма средств, которую необходимо уплатить за привлечение и использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты политики предприятия по привлечению средств
1.1 Сущность и значение политики предприятия по привлечению заемных средств
1.2 Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств
Глава 2. Пути совершенствования политики по привлечению заемных средств предприятием
2.1. Зарубежный опыт привлечения заемных средств предприятием
2.2 Современные методы расчета эффективности привлечения заемных средств
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

фин менеджмент.docx

— 56.42 Кб (Скачать файл)

Расчет  полного срока использования  заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов  исходя из целей их использования  и сложившейся на финансовом рынке  практике установления льготного периода  и срока погашения.

Средний срок использования заемных средств представляет собой средний расчетный период, в течение которого они находятся в использовании на предприятии.

Он определяется по формуле:

где ССз - средний срок использования заемных средств; СПз -срок полезного использования заемныхсредств;

ЛП - льготный (грационный) период; ПП - срок погашения.

Средний срок использования заемных средств  определяется по каждому целевому направлению  привлечения этих средств; по объему их привлечения на кратко-и долгосрочной основе; по привлекаемой сумме заемных средств в целом.

Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, может быть оптимизировано также с учетом стоимости  их привлечения.

6. Определение  форм привлечения заемных средств.  Эти формы дифференцируются в  разрезе финансового кредита;  товарного (коммерческого) кредита;  прочих форм. Выбор форм привлечения  заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.

7. Определение  состава основных кредиторов. Этот  состав определяется формами  привлечения заемных средств.  Основными кредиторами предприятия  являются обычно его постоянные  поставщики, с которыми установлены  длительные коммерческие связи,  а также коммерческий банк, осуществляющий  его расчетно-кассовое обслуживание.

8. Формирование  эффективных условий привлечения  кредитов. К числу важнейших из  этих условий относятся:

а) срок предоставления кредита; б) ставка процента за кредит; в) условия выплаты суммы процента; г) условия выплаты основной суммы  долга; д) прочие условия, связанные с получением кредита.

Срок  предоставления кредита является одним  из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью  реализуется цель его привлечения (например, ипотечный кредит - на срок реализации инвестиционного проекта; товарный кредит - на период полной реализации закупленных товаров и т.п.).

Ставка  процента за кредит характеризуется  тремя основными параметрами: ее формой, видом и размером.

По  применяемым формам различают процентную ставку (для наращивания суммы  долга) и учетную ставку (для дисконтирования  суммы долга). Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как  в этом случае расходы по обслуживанию долга будут меньшими.

По  применяемым видам различают  фиксированную ставку процента (устанавливаемую  на весь срок кредита) и плавающую  ставку процента (с периодическим  пересмотром ее размера в зависимости  от измения учетной ставки центрального банка, темпов инфляции и конъюнктуры финансового рынка). Время, в течение которого ставка процента остается неизменной, называется процентным периодом. В условиях инфляции для предприятия предпочтительней является фиксированная ставка или плавающая ставка с высоким процентным периодом.

Размер  ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. По товарному кредиту он принимается  при оценке в размере ценовой  скидки продавца за осуществление немедленного расчета за поставленные товары, выраженной в годовом исчислении.

Условия выплаты суммы процента характеризуются  порядком выплаты его суммы. Этот порядок сводится к трем принципиальным вариантам: выплате всей суммы процента в момент предоставления кредита; выплате  суммы процента равномерными частями; выплате всей суммы процента в  момент уплаты основной суммы долга (при погашении кредита). При прочих равных условиях предпочтительным является третий вариант.

Условия выплаты основной суммы долга  характеризуются предусматриваемыми периодами его возврата. Эти условия  сводятся к трем принципиальным вариантам: частичному возврату основной суммы  долга в течение общего периода  функционирования кредита; полному  возврату всей суммы долга по истечении  срока использования кредита; возврата основной или части суммы долга  с предоставлением льготного  периода по истечении срока полезного  использования кредита. При прочих равных условиях третий вариант является для предприятия предпочтительней.

Прочие  условия, связанные с получением кредита, могут предусматривать  необходимость его страхования, выплаты дополнительного комиссионного  вознаграждения банку, разный уровень  размера кредита по отношению  к сумме заклада или залога и т.п.

9. Обеспечение  эффективного использования кредитов.

Критерием такой эффективности выступают  показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала.

10. Обеспечение  своевременных расчетов по полученным кредитам. С целью этого обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.

 

Глава 2. Пути совершенствования политики по привлечению  заемных средств предприятием.

2.1 Зарубежный  опыт привлечения заемных средств предприятием.

Одной из задач управления формированием  заемного капитала является выбор таких  источников финансирования, которые  лучше всего соответствуют особенностям коммерческой организации в плане  осуществления эффективных операций по привлечению дополнительных средств. В этой связи мы рассмотрим зарубежный опыт организации займовых операций и выделим наиболее существенные факты, которые имеют значение при  управлении финансовыми потоками.

Заем  может быть получен путем обычной  открытой подписки или посредством  частного размещения среди ограниченного  круга финансовых институтов. Один из важных видов частных займов - банковские ссуды на срок, период погашения  которых колеблется от 1 до 8 лет, что  меньше, чем срок действия большинства  облигаций. Другая форма частных  займов в зарубежной практике -- проектное финансирование, составляющее весьма привлекательную часть рынка заемного капитала. Понятие "проектное финансирование" вызывает в воображении картину многомиллионных займов для разработки полезных ископаемых в экзотических уголках мира.

В странах  с развитой рыночной экономикой существует огромный рынок стандартных долгосрочных облигаций частного размещения, очень  схожих с облигациями открытой подписки, о которой пойдет речь далее, но опять  же с позиций выявления особенностей регулирования финансовых потоков. Выбор между частным размещением  или открытой подпиской отчасти  определяется соответствующими расходами  на эмиссию, поскольку открытая подписка предполагает более высокие расходы  и более низкую ставку процента. Однако решение коммерческой организации  будет зависеть не только от одних  расходов на эмиссию. Существуют три  других аспекта, по которым облигация  частного размещения отличается от своего собрата, размещенного путем открытой подписки.

Во-первых, для частного размещения займа в  одном или двух финансовых институтах может оказаться достаточно выписки  простого векселя. Это обычная долговая расписка ( IOU- "я вам должен"), налагающая определенные обязательства на заемщика. При открытой же подписке необходимо позаботиться о представительстве интересов облигационеров на переговорах, процедуре выплаты процентов и погашения основной суммы долга. В этом случае оформление контракта бывает значительно сложнее.

Во-вторых, облигации открытой подписки - это  высоко стандартизированные документы. Так оно и должно быть, поскольку  коммерческие организации постоянно  их покупают и продают, не проверяя условия сделок в соглашении. Но это совсем не обязательно при  частном размещении, когда облигации  не продаются на регулярной основе; их покупателями и держателями являются крупные институты, которые имеют  все возможности для выявления  каких-либо необычных характеристик  облигации. Более того, поскольку  частное размещение предполагает более  низкие постоянные издержки эмиссии, обычно к нему прибегают небольшие коммерческие организации, т. е. как раз те, кто  в наибольшей степени нуждается  в заемном капитале специального назначения.

Любое облигационное соглашение призвано защищать интересы кредиторов, поэтому  оно налагает на заемщика определенные обязательства. При частном размещении такие ограничения могут быть чрезвычайно строгими. Например, для  выпуска дополнительного облигационного займа может потребоваться согласие уже существующих облигационеров. Это легко сделать при частном размещении, когда число заимодателей ограничено одним или двумя. Однако это практически невозможно при публичном. Поэтому открытое размещение займа предполагает менее строгие ограничения.

Коммерческая  организация в западной практике регулирования финансовых потоков  и управления заемным капиталом  может выпустить облигации в  обращение либо на внутреннем рынке, либо за рубежом, например, в виде эмиссии  иностранных облигаций.

В этом случае она размещает облигации  на иностранном рынке капитала точно  также как любая местная компания. Облигации, конечно, должны быть деноминированы в местной валюте, а их эмиссия  должна соответствовать национальным правилам. Для американских заемщиков  наиболее важное значение в качестве рынков размещения иностранных облигаций приобрели Швейцария и Япония.

Иностранные облигации выпускаются для размещения в конкретной стране и должны отвечать требованиям национального законодательства. Вместе с тем существует международный  рынок долгосрочных займов, известный  как рынок еврооблигаций.

Еврооблигациями называют такие облигации, которые  международный синдикат подписчиков  продает одновременно в нескольких странах. Хотя еврооблигации продаются  по всему земному шару, их подписчики и дилеры базируются в Лондоне. В  их число входят также лондонские отделения коммерческих и инвестиционных банков США, Европы и Японии.

Контракт  на частное размещение может быть оформлен в виде простого векселя  или долговой расписки. Контракт при  открытой подписке облигационного займа  в США принимает форму соглашения, или трастового договора, между заемщиком  и трастовой компанией, которая, как представитель облигационеров, обязана следить за соблюдением условий соглашения, управлять фондом погашения и отстаивать интересы держателей облигаций в случае неплатежеспособности заемщика.

Экземпляр соглашения о выпуске облигационного займа входит в пакет регистрационных  документов, имеет официальный статус и является типичным образцом юридической  казуистики. Его основные положения  приводятся в проспекте эмиссии.

Проспект  послужит иллюстрацией некоторых особенностей облигационного контракта с точки  зрения регулирования финансовых потоков  коммерческой организации. Но просмотр даже такого сокращенного варианта заставляет задуматься - не слишком ли в нем  много неясностей и невразумительных положений. Как и большинство  юридических документов, он отражает уже имеющиеся условия и содержит гарантии от уже существующих опасностей, но ничто в нем не подскажет  вам возможные упущения или особые обстоятельства.

Иногда  облигации продаются со скидкой (дисконтом) по отношению к номинальной  стоимости, и коммерческая организация  получает значительную выгоду в форме  приращения капитала и интенсивных  финансовых потоков. По облигациям с  нулевым купоном проценты не выплачиваются  вовсе, и выгода заключается лишь в росте цены.

В США  оговорка о плавающей ставке применялась  крайне редко до 1974 г., когда компания Citicorp выпустила векселя на сумму 850 млн. дол. с оговоркой о плавающей процентной ставке. Эти векселя имели для компании особую привлекательность. Поскольку это был долгосрочный заем банковской холдинговой компании, то на условия предложения не распространялось Правило " Q ", устанавливающее для банков потолок процентных ставок по срочным депозитам. В конце концов, это правило было отменено, но к тому времени банки и промышленные компании обнаружили другие привлекательные черты плавающей процентной ставки.

Регулярная  выплата процентов для коммерческой организации является своеобразной "скачкой с препятствиями". Если коммерческая организация хоть раз не выплатит проценты по займу, кредитор может потребовать возврата всех денег, не дожидаясь ухудшения  ситуации. Таким образом, выплата  процентов призвана защитить кредиторов. Тем самым финансовые потоки в  рамках реализации кредитно-займовых отношений очень жестко регламентированы.

Почти все долговые обязательства, выпускаемые  промышленными и финансовыми  организациями, являются необеспеченными  облигациями. Долгосрочные необеспеченные облигационные выпуски обычно называются дебентурами; краткосрочные -- векселями. В ряде случаев другая коммерческая организация может выдать гарантию под необеспеченный заем, а многие частные займы размещаются под гарантию руководства организации. Личное благосостояние менеджера в этом случае не имеет значения, гарантия служит важным сигналом уверенности менеджера в перспективах своей фирмы и действует как прекрасный побудительный мотив.

Как и большинство облигационных  займов предприятий коммунального  хозяйства и железнодорожных  коммерческих организаций, эмиссия  облигаций является обеспеченной. А  это означает, что при неуплате долга кредитор или доверенное лицо получат соответствующую долю активов. Если их окажется недостаточно для  удовлетворения претензий, то оставшаяся сумма задолженности будет выплачена  в обычном порядке, как по любому необеспеченному займу.

Подавляющее большинство обеспеченных займов состоит  из ипотечных облигаций. Некоторые  из таких займов бывают закрытыми, что  означает, что подданную закладную  не может быть выпущено дополнительное количество облигаций. Однако, как правило, не существует особых ограничений на количество облигаций, под которые  предоставляется обеспечение (тогда  ипотечный заем называется открытым): или же устанавливается лимит, который еще не достигнут (в таком случае говорят, что ипотечный заем лимитирован и открыт).

Информация о работе Аспекты привлечения заемных средств