Банковская система как объект банковского контроля и надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 02:50, курсовая работа

Краткое описание

Объектом написания работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ.
Предметом – правовые нормы, которые определяют механизм реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
В связи с изложенным, основной целью работы является исследование теоретико-правовых основ банковского надзора и контроля со стороны Центрального банка РФ (ЦБ РФ), и выявление путей по совершенствованию механизма реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 127.10 Кб (Скачать файл)

В частности, предупредительные меры воздействия могут применяться:

  • при ухудшении показателей деятельности кредитной организации, если установленные Банком России обязательные нормативы деятельности или иные требования, определяющие предельные уровни рисков, принимаемых кредитной организацией, выполняются либо имеют место незначительные нарушения этих требований, не свидетельствующие о развитии процессов, угрожающих финансовому состоянию кредитной организации, интересам ее кредиторов и вкладчиков;
  • если по данным отчетности кредитной организации и другой информации о ее деятельности имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения финансового состояния кредитной организации;
  • при несоблюдении требований федеральных законов и нормативных актов Банка России в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширения деятельности, в частности:
  • при несоблюдении кредитной организацией требований Банка России:

Содержание предупредительных мер воздействия включает:

  • доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;
  • изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
  • предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);
  • установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

К принудительным мерам воздействия относятся [13; с.61]:

  • штрафы;
  • требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению;
  • требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации в соответствие с пунктом 3 статьи 12 Закона о банкротстве кредитных организаций [4];
  • требование о реорганизации кредитной организации, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации;
  • ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;
  • запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года;
  • запрет на открытие филиалов на срок до одного года;
  • требование о замене руководителей кредитной организации;
  • назначение Временной администрации по управлению кредитной организацией;
  • отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Применяемые к кредитной организации принудительные меры воздействия, как правило, оформляются в виде предписания.

На основании таблицы 2.1 можно сделать вывод о том, что по результатам проверок по совокупности выявленных нарушений ЦБ РФ в 2013 году к кредитным организациям были применены различные меры воздействия: предупредительные— доведение до сведения руководства информации о недостатках в деятельности кредитной организации (в 339 случаях); принудительные - предъявление требований об устранении выявленных нарушений (в 229 случаях); штрафы наложены в 170 случаях; введены ограничения либо запреты на осуществление отдельных видов банковских операций в 252 случаях; лицензии отозваны у 7 кредитных организаций.

 

Таблица 2.1 «Меры воздействия по совокупности выявленных нарушений ЦБ РФ» [17;18]

Меры

2011

2012

2013

Темп роста 2013 года к 2012 году

1.Предупредительные

      503

      392

      339

86,5

2. Принудительные

- требования об устранении

- штрафы

- ограничения, запреты на  осуществления банковских операций

- отзыв лицензии

 

861

514

 

156

 

59

 

      344

      252

 

       41

 

       44

 

      229

     170

 

     252

 

      7

 

66,6

67,5

 

614,6

 

15,9


 

Сравнивая 2012 и 2013 год, можно определить, что динамика предупредительных и принудительных мер отрицательная, кроме ограничений и запретов на осуществление банковских операций. В этом случае наблюдается резкий рост показателя.

Если рассматривать динамику за три года, то количество предупредительных и принудительных мер в целом снизилось. Резко уменьшилось количество требований об устранении, уменьшилось количество штрафов, с 2011 по 2012 год количество ограничений и запретов уменьшилось на 115, а в 2013 году увеличилось на 211. Количество кредитных организаций у которых была отозвана лицензия уменьшилось.

 

 

2.4 Проверка отчетности, предоставляемой банками в зарубежных странах

 

Второй этап надзорной деятельности — дистанционный (документарный) надзор, или проверка отчетности, предоставляемой банками. Постоянный контроль за деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство. Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Как правило, ежемесячно или ежеквартально должны составляться отчеты о соблюдении экономических нормативов и предоставляться в течение месяца, следующего за отчетным. Несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии у банка проблем. Примерно 1 раз в год внешний аудитор должен проверять ежемесячные и ежеквартальные финансовые отчеты, по которым он делает заключения.

Важнейшими показателями финансового состояния банка, зависящего от внутрибанковской системы управления, являются:

  • достаточность капитала (отношение собственных средств к ликвидным активам);
  • качество его активов с точки зрения риска ликвидности;
  • доходность, или прибыльность (уровень прибыли на 1 акцию или 1 занятого);
  • ликвидность (способность банка своевременно оплачивать свои обязательства) соотношение ликвидности и прочих активов.

В 1974 г. в связи с растущей интернационализацией деятельности кредитно-финансовых учреждений, необходимости обеспечения стабильности всей мировой банковской системы, требующими координации действий национальных надзорных органов, был создан Международный комитет по банковскому надзору. В Комитет входят 9 европейских стран, а также США, Канада и Япония, представленные центральными банками и другими надзорными органами. Целью Комитета являются создание международной системы всеобъемлющего банковского надзора, а непосредственной задачей — развитие сотрудничества в разработке банковских нормативов и создание единых норм.

В 1988 г. Комитет разработал первое международное соглашение по стандартам достаточности капитала для банков, которое было взято за основу многими странами. Например, при определении достаточности капитала в его составе стали выделять капитал первого уровня, или основной, и капитал второго уровня, или дополнительный. Основной капитал включает полностью оплаченный акционерный капитал (обыкновенные акции) и публикуемые резервы — учредительскую прибыль от продажи акций по цене выше номинала; дополнительные средства, вносимые акционерами; нераспределенную прибыль предыдущих лет (после выплаты налогов и дивидендов акционерам).

В состав дополнительного капитала входят отраженные в отчете о прибылях и убытках, но непубликуемые резервы, размер которых утвержден органами банковского надзора; общие резервные отчисления на покрытие убытков будущих периодов; резервы на переоценку активов; долгосрочные (не менее чем на 5 лет) субординационные долговые обязательства банка. Субординационные долговые обязательства, эмитируемые банком субординационные ценные бумаги, являющиеся бессрочным долговым обязательством и одновременно — свидетельством участия в капитале, — обращаются на рынка ценных бумаг, котируются на бирже в разряде обычных облигаций.

Финансовое состояние банка во многом определяется качеством его активов. Глубокий анализ качества активов, выявление невозвращаемых или завышенных по стоимости их элементов могут быть осуществлены в процессе инспектирования на месте. Однако представляемая банком отчетная документация может использоваться как показатель состояния его активов, и на ее основе в некоторой мере можно оценить кредитный риск, или риск неуплаты по кредиту, со стороны заемщика.

Поскольку уровень риска непосредственно зависит от степени концентрации ссуд, во многих странах введены ограничения на размер предоставляемых ссуд одному клиенту или группе связанных между собой заемщиков. Так, в Италии банки и банковские группы имеют право предоставлять одному заемщику или группе связанных между собой заемщиков ссуду в размере не более 25 % собственных средств банков. Совокупная величина крупных кредитов (каждый из которых составляет не менее 10 % собственных средств банка или банковской группы) не может превышать размер собственных средств более чем на 80 %.  Помимо этого установлено ограничение на выдачу ссуд связанным между собой лицам (основным держателям акций, располагающие более 15 % акционерного капитала банка, и компаниям, в капитале которых участие банка превышает 20 %) в пределах 20 % собственных средств банков. Банки, входящие в состав банковской группы, не относящейся к категории связанных между собой юридических лиц.

От качества активов в существенной степени зависит доход банка, поскольку сомнительные или безнадежные кредиты означают для него прямые потери. В связи с этим банки должны иметь резервы на покрытие подобных ссуд: при занижении суммы резервных отчислений оказывается завышенной стоимость активов банка, что искажает показатель достаточности капитала. При оценке величины созданных банком резервов центральный банк проверяет резервную политику соответствующего банка, методы и систему наблюдения за кредитным риском и взыскания долгов, структуру задолженности, а также практику получения залога. С целью уменьшения странового риска Банк Англии в 1987 году установил лимиты на предоставление ссуды заемщикам из разных стран с учетом их финансово-экономического положения, что дает банкам возможность довольно объективно оценивать достаточность резервов, создаваемых под ссуды, по каждой стране.

Величина капитала банка, качество его активов непосредственно связаны с доходностью (или прибыльностью) банка. При анализе рентабельности банка органы надзора прежде всего проверяют достоверность документального оформления доходов, правильность формирования резервов на покрытие возможных убытков, начисления процентов, уплаты налогов и выплаты дивидендов, качество доходов по источникам их происхождения и регулярности поступления. На базе отчетной документации доходность может быть определена как отношение чистой прибыли после налогообложения до выплаты дивидендов к общей сумме активов.

Для расчетов по текущим обязательствам банки должны иметь наличность или другие ликвидные активы в достаточном объеме. Поэтому весьма важно, чтобы структура банковских депозитов была различной по срокам и размерам. Во многих странах органы надзора устанавливают показатели ликвидности, отражающие требования по поддержанию банками определенного соотношения между ликвидными активами и величиной депозитов с разбивкой по их видам. Такими показателями могут быть соотношения между представленными кредитами и депозитами;  ликвидными активами и депозитами (или суммой депозитов и кредитов, полученных в центральном банке или в других банках); стабильными депозитами (то есть теми, которые замещаются на прогнозируемый срок) и общей суммой депозитов.

Анализ финансового состояния банка на базе изучения его периодической отчетной документации позволяет сделать вывод и о внутрибанковской системе управления и контроля, степени компетентности его руководящего звена. На основе оценок различных аспектов деятельности банка делается общее заключение о его финансовом положении, формулируются рекомендации или решения о необходимости принятия соответствующих мер.

В США 3 органа, контролирующие банковскую деятельность, в течение долгого времени применяли собственные системы оценки финансового положения банков. С 1978 г. внедрена единая оценочная система CAMEL, составленная по заглавным буквам основных критериев банковского надзора:

  • С — capital adeguacy (достаточности капитала). Система определяет, каким капиталом располагает банк для защиты вкладчиков, а соответственно — достаточности его величины;
  • A — asset guality (качество активов), определяет степень "возвратности активов" и внебалансовых статей, а также финансовое воздействие проблемных кредитов;
  • M — management (качество управления).

Система оценивает качество банковского менеджмента на основе результатов работы, устоявшейся политики, глубины контроля, соблюдения законов и инструкций. Это самый главный элемент международной системы оценки CAMEL. Поскольку этот вопрос в данной дипломной работе не может быть подробно рассмотрен, остановимся на его основных направлениях, применяемых в практике высокоразвитых стран.

Для того чтобы получать доход и проводить продуманную политику, необходимо, в первую очередь, определить "здоровье банка", а это можно сделать только путем правильно организованной системы управления. Управление в банковской деятельности включает следующие основные направления: планирование деятельности банка, управление кредитными рисками, финансовое управление, управление человеческими ресурсами, система контроля за исполнением управленческих решений. Качество менеджмента можно оценить только на основе оценки всей финансовой отчетности и определения результатов деятельности.

  • E — earnings (доходность или прибыльность), определяет достаточность доходов для будущего роста банка;
  • L — liguiditi (ликвидность). Система определяет, достаточно ли ликвиден банк, чтобы выполнить обычные и неожиданные обязательства.

В соответствии с этой рейтинговой системой общая оценка состояния банка (от 1 — прочное состояние — до 5 — неудовлетворительное состояние) является средней арифметической из баллов, определяемых по 5 вышеназванным критериям. Предварительная рейтинговая оценка дается в процессе документарного надзора, а окончательная — лишь после завершения инспекции на месте. Общий рейтинг достаточно точно отражает положение банка и предопределяет необходимость принятия надзорным органам надлежащих мер по отношению к данному банку. Систему CAMEL стали применять и надзорные органы других стран.

Информация о работе Банковская система как объект банковского контроля и надзора