Внеоборотные активы. Оценка эффективности использования внеоборотных активов и ее влияния на результаты деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Организации осуществляют свои вложения в внеоборотные активы не только путем приобретения основных средств, строительства новых и реконструкции действующих объектов, но и путем приобретения, разработки и изготовления нематериальных активов.
Нематериальные активы - понятие сравнительно новое для Российской Федерации, которое до перехода к рыночной экономике даже не употреблялось, и, соответственно, отсутствовало среди объектов российского бухгалтерского учета.

Содержание

1. Понятие и сущность внеоборотных активов.
1.1 Понятие, состав, классификация нематериальных активов
1.2 Классификация и инвентарный учет основных средств
1.3 Вложения во внеоборотные активы (капитальные вложения)
1.4 Вложения в материальные ценности
1.5 Финансовые вложения
2. Учет внеоборотных активов
2.1 Бухгалтерский учет нематериальных активов
2.2 Бухгалтерский учет основных средств
2.2.1 Учет приобретения основных средств
2.2.2 Учет выбытия основных средств
2.3.Бухгалтерский учет амортизации основных средств и нематериальных активов
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.64 Кб (Скачать файл)

- срок аренды составляет  основную часть срока службы  актива (больше 75 %);

- арендатор имеет возможность  приобрести актив по привлекательной  цене;

- стоимость арендуемого  актива приблизительно равна  общей сумме арендных платежей  за весь период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Финансовые  вложения.

В условиях рыночной экономики  предметом «купли-продажи» могут  быть не только основные средства, материальные оборотные средства, нематериальные активы, но и ценные бумаги, к которым  относятся акции, облигации, казначейские обязательства и т.д.

Организации могут производить  свои вложения, то есть осуществлять инвестиционную деятельность с целью получения  предпринимательского дохода, дивиденда, вкладывая свои средства в ценные бумаги.

Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих условий:

- наличие надлежаще оформленных  документов, подтверждающих существование  права у организации на финансовые  вложения и на получение денежных  средств или других активов,  вытекающее из этого права;

- переход к организации  финансовых рисков, связанных с  финансовыми вложениями (риск изменения  цены, риск неплатежеспособности  должника, риск ликвидности и  др.);

- способность приносить  организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме  процентов, дивидендов либо прироста  их стоимости (в виде разницы  между ценой продажи (погашения)  финансового вложения и его  покупной стоимостью в результате  его обмена, использования при  погашении обязательств организации,  увеличения текущей рыночной  стоимости и т.п.).

К финансовым вложениям организации  относятся: государственные и муниципальные  ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость  погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе  дочерних и зависимых хозяйственных  обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных  организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки  права требования, и пр.

В составе финансовых вложений учитываются также вклады организации-товарища по договору простого товарищества.

К финансовым вложениям организации  не относятся:

- собственные акции, выкупленные  акционерным обществом у акционеров  для последующей перепродажи  или аннулирования;

- векселя, выданные организацией-векселедателем  организации-продавцу при расчетах  за проданные товары, продукцию,  выполненные работы, оказанные услуги;

- вложения организации  в недвижимое и иное имущество,  имеющее материально-вещественную  форму, предоставляемые организацией  за плату во временное пользование  (временное владение и пользование)  с целью получения дохода;

- драгоценные металлы,  ювелирные изделия, произведения  искусства и иные аналогичные  ценности, приобретенные не для  осуществления обычных видов  деятельности.

Активы, имеющие материально-вещественную форму, такие как основные средства, материально-производственные запасы, а также нематериальные активы не являются финансовыми вложениями.

Единица бухгалтерского учета  финансовых вложений выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы  обеспечить формирование полной и достоверной  информации об этих вложениях, а также  надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера финансовых вложений, порядка их приобретения и использования единицей финансовых вложений может быть серия, партия и т.п. однородная совокупность финансовых вложений.

 

 

 

2. Учет внеоборотных активов.

2.1 Бухгалтерский  учет нематериальных активов.

Бухгалтерский учет наличия, движения и использования нематериальных активов осуществляется на двух счетах:

04 «Нематериальные активы»,

05 « Амортизация нематериальных  активов».

Главный счет 04 «Нематериальные  активы» по своему отношению к  балансу является активным и размещается  в 1 разделе актива баланса «Внеоборотные активы» по статье «Нематериальные активы( 04,05)» в остаточной стоимости.

Главный счет 05 «Амортизация нематериальных активов» предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время использования  объектов нематериальных активов организации.

Отражение нематериальных активов  в балансе производится в нетто-оценке, т.е. по остаточной стоимости. Остаточная стоимость равна разнице между  первоначальной стоимостью нематериальных активов и суммой начисленной  по ним амортизации. В бухгалтерском  учете НМА принимаются к учету  по первоначальной стоимости, которая  зависит от способа приобретения объекта. Первоначально все затраты  по приобретению скапливаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Объект готовый к использованию принимается на счете 04 «Нематериальные активы».

Первоначальная стоимость  НМА, приобретенных за плату, определяется как сумма всех фактических расходов на создание и приобретение, за исключением  налога на добавленную стоимость, и  иных возмещаемых налогов.

Помимо понесенных затрат организации необходимо получить документы, подтверждающие право на этот актив (например, свидетельство на товарный знак, патент и др.).

При вносе НМА в счет вклада в уставный капитал, первоначальной стоимостью их признается денежная оценка, согласованная учредителями. В налоговом  учете вклад не является доходом, то есть не подлежит налогообложению  налогом на прибыль.

Первоначальной стоимостью НМА, полученных по договорам дарения, является их рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Сначала их стоимость учитывается  в составе доходов будущих  периодов на отдельном субсчете,затем по мере начисления амортизации по ним стоимость списывается в аналогичной же сумме в состав прочих доходов как внереализационный. Причем для подтверждения рыночной оценки могут использоваться данные изготовителей, сведения об уровне цен организаций Госстатистики, торгинспекций, публикации в средствах массовой информации и спецлитературе, экспертные заключения.

Первоначальная стоимость  безвозмездно полученного НМА определяется исходя из рыночных цен, о не ниже остаточной стоимости по амортизируемому имуществу. В доходы получателя включается большая из этих сумм. Так, если рыночная стоимость передаваемого амортизируемого имущества ниже его остаточной стоимости у передающей стороны, в доходы получателя включается остаточная стоимость. Остаточная стоимость имущества у передающей стороны либо затраты на производство (приобретение) должны быть зафиксированы в документе, на основании которого производится передача.

Первоначальная стоимость  НМА, приобретенного в обмен на другое имущество (оплата не денежными средствами), определяется как стоимость переданных или подлежащих передаче ценностей. (Дт 08 Кт 60). При этом их стоимость определяется исходя их цены, по которой в равных обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

Первоначальная стоимость  НМА не подлежит изменению, кроме  законодательно установленных случаев. Поэтому в бухгалтерском учете  суммовые разницы и проценты по долговым обязательствам любого вида, полученным на приобретение актива, образовавшиеся после ввода в эксплуатацию НМА, относятся в состав внереализационных доходов (расходов).

Стоимость нематериального  актива, который выбывает или не способен приносить организации  экономические выгоды в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие нематериального  актива имеет место в случае:

- прекращения срока действия  права организации на результат  интеллектуальной деятельности  или средство индивидуализации;

- передачи по договору  об отчуждении исключительного  права на результат интеллектуальной  деятельности или на средство  индивидуализации;

- перехода исключительного  права к другим лицам без  договора (в том числе в порядке  универсального правопреемства  и при обращении взыскания  на данный нематериальный актив);

- прекращения использования  вследствие морального износа;

- передачи в виде вклада  в уставный капитал другой организации, паевой фонд;

- передачи по договору  мены, дарения;

- внесения в счет вклада  по договору о совместной деятельности;

- выявления недостачи  активов при их инвентаризации; в иных случаях.

Одновременно со списанием  стоимости нематериальных активов  подлежит списанию сумма накопленных  амортизационных отчислений по этим нематериальным активам (Дт 05 Кт 04).

Доходы и расходы от списания нематериальных активов отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания нематериальных активов относятся на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов и расходов, если иное не установлено нормативными правовыми  актами по бухгалтерскому учету.

Дата списания нематериального  актива с бухгалтерского учета определяется исходя из установленных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету правил признания доходов  либо расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Бухгалтерский  учет основных средств.

Бухгалтерский учет основных средств осуществляется на главном  счете 01 «Основные средства». Этот счет по отношению к балансу является активным и размещается в 1 разделе  актива баланса в остаточной стоимости, а по содержанию относится к группе инвентарных счетов.

По дебету счета учитывается  остаток и поступление, а по кредиту  – списание выбывших основных средств.

Таким образом, главный счет 01 «основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии  и движении принадлежащих организации  на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, а также  в доверительном управлении.

В первоначальную стоимость  ОС в бухгалтерском учете включаются все фактические затраты, осуществленные до момента введения его в эксплуатацию, в том числе и на его доставку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.1 Учет приобретения  основных средств.

 

Фактическими затратами  на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через  которую приобретен объект основных средств;

  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Не включаются в фактические  затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств  общехозяйственные и иные аналогичные  расходы, кроме случаев, когда они  непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением  основных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.2 Учет выбытия  основных средств.

Объекты основных средств  выбывают и списываются с баланса  предприятия в результате продажи, безвозмездной передачи, списания в  случае морального и физического  износа, ликвидации при авариях, стихийных  бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.

Результаты списания выбывших объектов основных средств в бухгалтерском  учете отражаются в развернутом  виде на счете 91 «Прочие доходы и  расходы», по дебету которого учитывается  остаточная стоимость основных средств  и затраты по их выбытию, а по кредиту - сумма выручки от продажи и  другие виды дохода, компенсирующие расходы  предприятия по выбытию основных средств.

Информация о работе Внеоборотные активы. Оценка эффективности использования внеоборотных активов и ее влияния на результаты деятельности предприятия