Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 03:22, курсовая работа
Наш организм готовится к наступающей извне конфронтации и мобилизует всю свою внутреннюю энергию. Физиологически длительный процесс приводит к непрерывному выделению стрессовых гормонов. Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, меняется ритм дыхания, мышцы обильно снабжаются кровью, весь организм постоянно находится в состоянии боевой готовности. Но мы по-разному реагируем на стрессовые ситуации. Есть люди в высшей степени восприимчивые к стрессам, другие не столь к ним предрасположены.
Введение
Глава 1.Эмоциональная регуляция
1.1 Эмоциональные процессы и управления эмоциями
1.2 Понятие об эмоциях
1.3 Высшие эмоции-чувства, виды эмоций по содержательному своебразию
1.4 "Исходные" эмоции, эмоциональная устойчивость
1.5 Свойства эмоции,конфликтные эмоциональные состояния (стресс,аффект и фрустрация)
Глава 2.Волевая регуляция поведения
2.1 Понятие о воле
2.2 Развитие и формирование волевых действий
2.3 Структура волевой регуляции деятельности
2.4 Сложные волевые действия
Практическая часть
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР
ГОУ СПО «Рыбницкий политехнический техникум»
Курсовая работа
по дисциплинам
«Управленческая психология»
«Управление персоналом»
на тему:
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ
Выполнила студентка РПТ III курса группы № 34
специальности 080501 (0602)
«Менеджмент в сельском хозяйстве»
Григоращук Т. В.
Руководитель курсовой работы:
преподаватель экономических дисциплин
первой квалификационной категории
Косенко Т.С.
Курсовая работа защищена «___»______ 20__ г. с оценкой ____________
г. Рыбница – 2014 - 2015 уч. г.
Введение
Глава 1.Эмоциональная регуляция
1.1 Эмоциональные процессы и управления эмоциями
1.2 Понятие об эмоциях
1.3 Высшие эмоции-чувства, виды эмоций по содержательному своебразию
1.4 "Исходные" эмоции, эмоциональная устойчивость
1.5 Свойства эмоции,конфликтные эмоциональные состояния (стресс,аффект и фрустрация)
Глава 2.Волевая регуляция поведения
2.1 Понятие о воле
2.2 Развитие и формирование волевых действий
2.3 Структура волевой регуляции деятельности
2.4 Сложные волевые действия
Практическая часть
Заключение
Список литературы
С научной точки зрения, стресс является реакцией приспособления организма к экстремальным изменениям окружающей среды.
Наш организм готовится к наступающей извне конфронтации и мобилизует всю свою внутреннюю энергию. Физиологически длительный процесс приводит к непрерывному выделению стрессовых гормонов. Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, меняется ритм дыхания, мышцы обильно снабжаются кровью, весь организм постоянно находится в состоянии боевой готовности. Но мы по-разному реагируем на стрессовые ситуации. Есть люди в высшей степени восприимчивые к стрессам, другие не столь к ним предрасположены. Но, так или иначе, постоянное напряжение не может не сказаться отрицательно на состоянии здоровья. Тот, кто постоянно находится в состоянии напряжения, скорее заболевает, он более восприимчив к инфекционным и простудным заболеваниям.
Если множество различных позитивных и негативных стрессов сменяют друг друга, то тело и дух постоянно напряжены, даже по ночам. Если же это напряжение долго не ослабевает, страдает наше здоровье. Все симптомы возникшей болезни могут получить объяснение исходя из основного нарушения, а именно резкого ослабления иммунной системы в результате стрессов.
Те, кто плохо переносят стресс, нежелательны при приеме на работу. Хотя в ходе первого собеседования вас прямо не спросят о вашем отношении к стрессовым ситуациям, однако зададут вам вопрос - индикаторы стресса или соответствующих симптомов. Эти индикаторы или симптомы варьируют от потери веса или его прибавления, нарушений сна и чувства полной разбитости, расстройства кровообращения и болей в желудке, болей в спине.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Эмоционально-волевая регуляция
1.1 Эмоциональные процессы и управление
эмоциями
Анализируя причины своих неудач или ошибок
или неудач и ошибок подчиненных, руководитель
нередко приходит к выводу, что именно
эмоции помешали справиться с задачей.
Кто-то плохо провел деловую встречу, потому
что сильно нервничал, кто-то стал виновником
дорожного происшествия, так как был совершенно
парализован охватившим его внезапным
страхом, кто-то неудачно выступил публично,
так как не сумел преодолеть волнения.
Эмоции определяются психологами как особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.
Ч. Дарвин утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих потребностей. При этом самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Эмоции являются специфической реакцией организма на изменения во внутренней или внешней среде. Я. Рейковский в связи с этим выделил три основных компонента эмоционального процесса.
Первый — это компонент эмоционального возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для субъекта, это приводит к возникновению (или увеличению) возбужденности, общему изменению скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. Однако в отдельных случаях под влиянием таких событий возбужденность может, напротив, уменьшаться. Это зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей реагирования.
Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциональное событие имеет для субъекта — позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная — когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процесса заключается в побуждении действий, поддерживающих контакт с позитивным событием, отрицательного — в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.
Третий компонент эмоции связан со специфическими качественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (или качество) эмоции. В зависимости от этого компонента эмоциональные реакции или вызванные эмоциями особые формы поведения приобретают специфический характер. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называют стеническими, вторые — астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств психологи связывают со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в так называемой лимбической системе, существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения» и «страдания».
Рейковский Я. подчеркивает, что три выделенных компонента эмоционального процесса характеризуют его как внутреннее состояние, как акт регуляции, а не как поведенческий акт или субъективно переживаемое психические явление.
Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым — приводит к отрицательным эмоциям. Потребностный подход к определению знака эмоции был предложен отечественным психологом C. Самыгиным.
Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, или как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия. Страх может достигнуть такой силы, что нервная система не выдерживает и человек умирает.
Однажды пережитый страх может закрепиться и стать хроническим, навязчивым: руководитель резко высказал свое неудовольствие работнику в присутствии других людей, что настолько сильно повлияло на сотрудника, что он может испытывать панику при известии об очередном совещании. Такое состояние называется фобией.
1.2 Понятие об эмоциях
Эмоции - (от франц.emotion - чувство)- психический процесс импульсивной регуляции поведения,основанный на чувственности отражении потребностной значимости внешних воздействий,их благоприятностит или вредности для жизнедеятельности индивида.
Эмоции двухвалентные - они или положительны или отрицательны - объекты или удовлетворяют или не удовлетворяют соответствующие потребности. Эмоции возникли как приспособительный "продукт" эволюции,биологически обобщенные способы поведения организмовв типичных ситуациях. Положительные эмоции постоянносочетаясь с удовлетворением потребностей,сами становятся настоятельной потребностью.Длительное лишение положиительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.
1.3 Высшие эмоции - чувства, виды эмоции по содержательному своебразию.
В общественно-историческом развитии сформировались спефицические человечкие высшие эмоции - чувства обусловленные социальной сущностью человека,общественными нормамми,потребностями и установками.
По содержательному своеобразию эмоции подразделяются на следующие виды:
Эмоциональный тон ощущения;
Эмоционаотный отклик;
Настроение;
Конфликтные эмоциональные состояния: стресс,аффект,фрустрация.
Высшие эмоции - чувства.
Эмоциональный тон ощущения - это наше отношение к качеству ощущения,психическое отражение потребностных свойств объекта.Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству.Эмоциональная память,эмоциональный опыт человека играют существенную роль в тех случаях,когда надо действовать в условиях дефициита пон
тийной информации.
Эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде. Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимости челловека, его эмоциональным тонусом. Одним из видов эмоционального отклика является синтония - сопережевание эмоционального состояния других людей - важнейшее социальное качество человека. Способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания.
Настроение - ситуативно обусловленное
устойчивое эмоциональное состояния,усиливающие
или ослабляющее психическую деятельность.Настроение
- эмоциональная интеграция жизнеощущений
человека,определяющая общий тонус (строй)
его жистям.терпимость знедеятельности.Настроение,как
и все другие эмоциональные состояния,может
быть положительным или отрицательным,иметь
определенную интенсивность.выраженность,
1.4 "исходные" эмоции
Многообразные условия жизнедеятельности,направления
деятельности индивида развивают различные
стороны его эмоциональности,нравственно-
Владеть своими эмоциями - не значит быть бесчувственным,это означает управление эмоциональными реакциями. Неприятности стойко перреносятся теми,кто не допускает при этом внешних проявлений. Владение своими чувствами - не подавление,а включение их в сложную систему эмоционально-волевой регуляции,придание им целесообразной направленности.
Во множестве эмоциональных проявлений
выделяются 4 исходные эмоции: радость(удовольствие),страх,
Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенныхвоздействиях выражается в стабильности его поведения.устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью (от лат. toleranlia - терпение).
1.5 Свойства эмоции
Эмоции и чувства различаются в зависимости
от их качества (положительные и отрицательные),глубины,
В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то,как относится человек к соответствующему явлению: