Волевая регуляция поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 03:22, курсовая работа

Краткое описание

Наш организм готовится к наступающей извне конфронтации и мобилизует всю свою внутреннюю энергию. Физиологически длительный процесс приводит к непрерывному выделению стрессовых гормонов. Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, меняется ритм дыхания, мышцы обильно снабжаются кровью, весь организм постоянно находится в состоянии боевой готовности. Но мы по-разному реагируем на стрессовые ситуации. Есть люди в высшей степени восприимчивые к стрессам, другие не столь к ним предрасположены.

Содержание

Введение
Глава 1.Эмоциональная регуляция
1.1 Эмоциональные процессы и управления эмоциями
1.2 Понятие об эмоциях
1.3 Высшие эмоции-чувства, виды эмоций по содержательному своебразию
1.4 "Исходные" эмоции, эмоциональная устойчивость
1.5 Свойства эмоции,конфликтные эмоциональные состояния (стресс,аффект и фрустрация)
Глава 2.Волевая регуляция поведения
2.1 Понятие о воле
2.2 Развитие и формирование волевых действий
2.3 Структура волевой регуляции деятельности
2.4 Сложные волевые действия
Практическая часть
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_na_temu_Emotsionalnaya_volevay.docx

— 49.78 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР

 

ГОУ СПО «Рыбницкий политехнический техникум»

 

 

 

 

 

Курсовая    работа

 

по дисциплинам

«Управленческая  психология»

«Управление персоналом»

 

на тему:

 

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

 

Выполнила студентка   РПТ   III курса   группы № 34   

специальности 080501  (0602)

 «Менеджмент в сельском хозяйстве»

Григоращук Т. В.

Руководитель курсовой работы: 

преподаватель экономических дисциплин

первой квалификационной категории

    Косенко Т.С.

 

 

 

Курсовая  работа защищена  «___»______ 20__ г.     с оценкой    ____________

 

 

 

 

 

г. Рыбница – 2014 - 2015  уч. г.

 

                                       

 

 

 

                                           СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1.Эмоциональная регуляция

1.1 Эмоциональные процессы и управления эмоциями

1.2 Понятие об эмоциях

1.3 Высшие эмоции-чувства, виды эмоций по содержательному своебразию

1.4 "Исходные" эмоции, эмоциональная устойчивость

1.5 Свойства эмоции,конфликтные эмоциональные состояния (стресс,аффект и фрустрация)

 Глава 2.Волевая регуляция поведения

2.1 Понятие о воле

2.2 Развитие и формирование волевых действий

2.3 Структура волевой регуляции деятельности

2.4 Сложные волевые действия

Практическая часть

Заключение

Список литературы

 

 

                                                        ВВЕДЕНИЕ 

С научной точки зрения, стресс является реакцией приспособления организма к экстремальным изменениям окружающей среды.

Наш организм готовится к наступающей извне конфронтации и мобилизует всю свою внутреннюю энергию. Физиологически длительный процесс приводит к непрерывному выделению стрессовых гормонов. Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, меняется ритм дыхания, мышцы обильно снабжаются кровью, весь организм постоянно находится в состоянии боевой готовности. Но мы по-разному реагируем на стрессовые ситуации. Есть люди в высшей степени восприимчивые к стрессам, другие не столь к ним предрасположены. Но, так или иначе, постоянное напряжение не может не сказаться отрицательно на состоянии здоровья. Тот, кто постоянно находится в состоянии напряжения, скорее заболевает, он более восприимчив к инфекционным и простудным заболеваниям.

Если множество различных позитивных и негативных стрессов сменяют друг друга, то тело и дух постоянно напряжены, даже по ночам. Если же это напряжение долго не ослабевает, страдает наше здоровье. Все симптомы возникшей болезни могут получить объяснение исходя из основного нарушения, а именно резкого ослабления иммунной системы в результате стрессов.

Те, кто плохо переносят стресс, нежелательны при приеме на работу. Хотя в ходе первого собеседования вас прямо не спросят о вашем отношении к стрессовым ситуациям, однако зададут вам вопрос - индикаторы стресса или соответствующих симптомов. Эти индикаторы или симптомы варьируют от потери веса или его прибавления, нарушений сна и чувства полной разбитости, расстройства кровообращения и болей в желудке, болей в спине.

                  ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Эмоционально-волевая регуляция

 
1.1 Эмоциональные процессы и управление эмоциями

 
Анализируя причины своих неудач или ошибок или неудач и ошибок подчиненных, руководитель нередко приходит к выводу, что именно эмоции помешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел деловую встречу, потому что сильно нервничал, кто-то стал виновником дорожного происшествия, так как был совершенно парализован охватившим его внезапным страхом, кто-то неудачно выступил публично, так как не сумел преодолеть волнения.

Эмоции определяются психологами как особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.

Ч. Дарвин утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих потребностей. При этом самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Эмоции являются специфической реакцией организма на изменения во внутренней или внешней среде. Я. Рейковский в связи с этим выделил три основных компонента эмоционального процесса.

Первый — это компонент эмоционального возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для субъекта, это приводит к возникновению (или увеличению) возбужденности, общему изменению скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. Однако в отдельных случаях под влиянием таких событий возбужденность может, напротив, уменьшаться. Это зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей реагирования.

Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциональное событие имеет для субъекта — позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная — когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процесса заключается в побуждении действий, поддерживающих контакт с позитивным событием, отрицательного — в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент эмоции связан со специфическими качественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (или качество) эмоции. В зависимости от этого компонента эмоциональные реакции или вызванные эмоциями особые формы поведения приобретают специфический характер. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называют стеническими, вторые — астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств психологи связывают со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в так называемой лимбической системе, существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения» и «страдания».

Рейковский Я. подчеркивает, что три выделенных компонента эмоционального процесса характеризуют его как внутреннее состояние, как акт регуляции, а не как поведенческий акт или субъективно переживаемое психические явление.

Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым — приводит к отрицательным эмоциям. Потребностный подход к определению знака эмоции был предложен отечественным психологом C. Самыгиным.

Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, или как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия. Страх может достигнуть такой силы, что нервная система не выдерживает и человек умирает.

Однажды пережитый страх может закрепиться и стать хроническим, навязчивым: руководитель резко высказал свое неудовольствие работнику в присутствии других людей, что настолько сильно повлияло на сотрудника, что он может испытывать панику при известии об очередном совещании. Такое состояние называется фобией.

 

1.2 Понятие об эмоциях

 

Эмоции - (от франц.emotion - чувство)- психический процесс импульсивной регуляции поведения,основанный на чувственности отражении потребностной значимости внешних воздействий,их благоприятностит или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции двухвалентные - они или положительны или отрицательны - объекты или удовлетворяют или не удовлетворяют соответствующие потребности. Эмоции возникли как приспособительный "продукт" эволюции,биологически обобщенные способы поведения организмовв типичных ситуациях. Положительные эмоции постоянносочетаясь с удовлетворением потребностей,сами становятся настоятельной потребностью.Длительное лишение положиительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.

 

1.3 Высшие эмоции - чувства, виды эмоции по содержательному своебразию.

 В общественно-историческом развитии сформировались спефицические человечкие высшие эмоции - чувства обусловленные социальной сущностью человека,общественными нормамми,потребностями и установками.

По содержательному своеобразию эмоции подразделяются на следующие виды:

   Эмоциональный тон ощущения;

   Эмоционаотный отклик;

   Настроение;

   Конфликтные эмоциональные состояния: стресс,аффект,фрустрация.

   Высшие эмоции - чувства.

 

Эмоциональный тон ощущения - это наше отношение к качеству ощущения,психическое отражение потребностных свойств объекта.Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству.Эмоциональная память,эмоциональный опыт человека играют  существенную роль в тех случаях,когда надо действовать в условиях дефициита пон

тийной информации.

 

Эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде. Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимости челловека, его эмоциональным тонусом. Одним из видов эмоционального отклика является синтония - сопережевание эмоционального состояния других людей - важнейшее социальное качество человека. Способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания.

 

Настроение - ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояния,усиливающие или ослабляющее психическую деятельность.Настроение - эмоциональная интеграция жизнеощущений человека,определяющая общий тонус (строй) его жистям.терпимость знедеятельности.Настроение,как и все другие эмоциональные состояния,может быть положительным или отрицательным,иметь определенную интенсивность.выраженность,напряженность и устойичвость.

 

1.4 "исходные" эмоции

Многообразные условия жизнедеятельности,направления деятельности индивида развивают различные стороны его эмоциональности,нравственно-эмоциональный облик личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения.В процессе жизнедеятельности, на основе внешних условий и генетических предпосылок у челловека формируются устойчивые эмоциональные качества - эмоциональные особенности и свойства личности. К эмоциональным особенностям личности относятся его эмоциональная реактивность,возбудимость,аффектированность,стабильность, общий эмоциональный тонус, сила эмоциональных реакций и их внешняя выраженность - экспрессивность. Эти свойства в значительной мере обусловлены типом высшей нервной деятельности индивида. Человек приучается сдерживать непосрественные эмоциональные проявления прибегает к их маскировке и имитации,формирует эмоциональную устойчивость,толерантность - способность к перенесению трудностей. Возможны и проявления эмоциональной аномалии - асинтонности (эмоциональной бесчувственности). Эмоциональность личности,ее речевые,мимические,пантомимические проявления свидетельствуют о ее ценностях ориентациях и динамических деятельности.Эмоциональные качества определяют психический облик индивида - образуют эмоциональный тип личности.Различают натуры эмоциональные,сентиментальные,страстные и фригидные (холодные). Эмоциональность личности связана с ее нранственным,духовным потенциалом.Владение эмоциями - одно из достоинств человека.

 

Владеть своими эмоциями - не значит быть бесчувственным,это означает управление эмоциональными реакциями. Неприятности стойко перреносятся теми,кто не допускает при этом внешних проявлений. Владение своими чувствами - не подавление,а включение их в сложную систему эмоционально-волевой регуляции,придание им целесообразной направленности.

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются 4 исходные эмоции: радость(удовольствие),страх,гнев и удивление.Большинство же эмоций имеет смешанный характер,так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей.

 

Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенныхвоздействиях выражается в стабильности его поведения.устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью (от лат. toleranlia - терпение).

1.5 Свойства эмоции

Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные),глубины,интенсивности.продолжительности и влияния на деятельность.

В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то,как относится человек к соответствующему явлению:

Информация о работе Волевая регуляция поведения