Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:29, доклад
Важным аспектом при регулировании развития региона является его финансовая составляющая, поскольку любые действия будут предприниматься лишь при условии оплаты связанных с ними расходов. Наиболее значимыми компонентами являются специально организуемые фор¬мирование и распределение финансовых потоков между уровнями и единицами территориальной структуры государства, а также специально создаваемые условия для роста финансового потенциала региона. Среди инструментов государственного регулирования регионального развития прямого и косвенного воздействия особое место занимают финансово-экономические инструменты.
Естественно,
что существующую модель бюджетного
федерализма практически никто
не рассматривает как
Если
проанализировать действие механизм финансового
взаимодействия Центра и регионов в 90-е
годы ХХ века, следует отметить следующее.
Через федеральный бюджет РФ в 1995-1998 гг.
на нерыночной основе между регионами
перераспределялось до 10% ВВП (исключая
расходы на оборону и поддержание правопорядка,
где, кстати, также есть региональная составляющая).
Столь масштабное перераспределение финансовых
ресурсов вряд ли можно считать положительным
даже для переходной экономики. Оно искажает
действие рыночных механизмов на региональном
и национальном уровнях. В то же время
необходимо совершенствовать существующую
систему финансового взаимодействия Центра
и регионов (поскольку полностью отказаться
от такого перераспределения пока нельзя,
но можно попытаться свести его к минимуму).
[1] Бюджетная система государства считается вертикально сбалансированной, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом из уровней власти в целом достаточен для осуществления их функций. Под горизонтальной сбалансированностью понимается общее соответствие доходов расходам в бюджетах отдельных регионов и территорий на соответствующих уровнях власти. При этом проблемы вертикального и горизонтального выравнивания бюджета свойственны практически всем странам. Они возникают в связи с многоуровневой структурой бюджетной системы, состоящей из центрального, региональных и местных бюджетов.
[2] К 2002 г. общая сумма долга Калининградской области (вместе с процентами) составила 2,3 млрд. руб., тогда как на его обслуживание в областном бюджете было зарезервировано всего 32 млн. руб. Эксперт, Северо-запад, № 9, 04.03.2002.
[3] Если в 1994 г. область покрывала за счет федеральных поступлений 18% бюджетных расходов, а в конце 90-х годов - не менее 25%, то в проекте бюджета на 2003 г. этот показатель возрос до 37,8 %. В 2003 г. область привлекала в бюджет 3163 млрд. руб. в виде собственных доходов и 2030 млрд. в виде финансовой помощи Центра для покрытия расходов в объеме 5360 млрд. руб. - Эксперт, Северо-запад № 9, 4.03.2002; Росбалт, 12.11.2002; 3.12.2002.
[4] В 1997 г. на трансфертном
довольствии находилось 108 млн. человек,
то есть 72 % населения страны, причем в
число реципиентов входили практически
все национальные субъекты Федерации,
кроме Башкирии, включая нефтегазовые
«житницы» - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий
АО.
++++++++++++++++++++++++++++++
Согласно пп. «ж» п.1 ст.20 Федерального Закона N 2118-1, транспортный налог является региональным налогом. Это означает, что право установления и введения транспортного налога на территориях субъектов РФ отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ. Следовательно, транспортный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта РФ, где принят закон соответствующего субъекта РФ о введении в действие транспортного налога. Пархачева М.А., Шаронова Е.А. Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами. СПб, 2003. С. 18
Налогоплательщиками данного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей. (Ст. 357 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и др. самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.2. М.:ИКФ Омега-Л, 2002. (Ст. 358 НК РФ).
Внесены изменения в статью 359 с 2005 года, в соответствии с которыми Налоговая база по воздушным транспортным средствам с реактивным двигателем определяется исходя из тяги реактивного двигателя, измеряемой в килограмм-силах. Налоговая ставка составляет 20 рублей с каждого килограмма силы тяги. Об изменениях законодательства за 2005 год //www.nalog.ru
С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» №131-ФЗ от 20.10.2005, согласно которому Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации, вводя транспортный налог, не будут определять форму отчетности. Закон устанавливает отчетный период по транспортному налогу для налогоплательщиков - организаций (ст.360 НК РФ), обязанность и порядок уплаты ими авансовых платежей (ст. 362 НК РФ) по транспортному налогу.
Для организаций не может быть установлен срок уплаты налога ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ, то есть 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С начала текущего года также вступил в силу и следующий Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов» №168-ФЗ от 20.12.2005, по которому дополняется перечень транспортных средств (ст. 258 НК РФ) не подлежащего налогообложению для судов, зарегистрированных в Реестре. Перечень законов Российской Федерации, принятых в 2005 году, по вопросам законодательства о налогах и сборах и вступивших в силу с 1 января 2006 года // www.nalog.ru
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, указанных в таблице 1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2006) //www.nalog.ru
При сравнении старых и новых ставок налога можно заметить, что:
- в среднем
в 2 раза увеличены налоговые
ставки по грузовым
- по
автобусам с мощностью
- по
мотоциклам и мотороллерам
- по
легковым автомобилям
Такое значительное увеличение базовых ставок объясняется следующим. Дело в том, что в п.5 ст.6 Закона N 1759-1 была предусмотрена норма, согласно которой увеличение (уменьшение) ставок налога относительно ставок, указанных в ст.6 Закона N 1759-1, или полное освобождение отдельных категорий физических лиц и организаций от уплаты налога является прерогативой законодательных органов власти субъектов Российской Федерации и устанавливалась ими в законах, действующих в отдельных регионах. Используя свое право на установление собственных налоговых ставок без каких-либо
Таблица 1
Базовые ставки транспортного налога Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2006) //www.nalog.ru
N п/п |
Наименование объекта налогообложения | Налоговая ставка (руб.) |
|
Ставки, устанавливаемые с каждой лошадиной силы | |||
Автомобили легковые с мощностью двигателя: | |||
1 | до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно | 5 | |
2 | свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 7 | |
3 | свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 10 | |
4 | свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 15 | |
5 | свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) | 30 | |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя: | |||
6 | до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно | 2 | |
7 | свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно | 4 | |
8 | свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт) | 10 | |
Автобусы с мощностью двигателя: | |||
9 | до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно | 10 | |
10 | свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт) | 20 | |
Грузовые автомобили с мощностью двигателя: | |||
11 | до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно | 5 | |
12 | свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 8 | |
13 | свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 10 | |
14 | свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 13 | |
15 | свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) | 17 | |
Другие транспортные средства: | |||
16 | другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) | 5 | |
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя: | |||
17 | до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно | 5 | |
18 | свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт) | 10 | |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя: | |||
19 | до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно | 10 | |
20 | свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) | 20 | |
Яхты и другие парусно - моторные суда с мощностью двигателя: | |||
21 | до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно | 20 | |
22 | свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) | 40 | |
Гидроциклы с мощностью двигателя: | |||
23 | до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно | 25 | |
24 | свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) | 50 | |
Воздушные суда, имеющие двигатели: | |||
25 | Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) | 25 | |
Ставки, устанавливаемые с каждой регистровой тонны валовой вместимости | |||
26 | Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость | 20 | |
Ставки
с единицы транспортного |
|||
27 | Водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (кроме указанных в строке 27) | 200 | |
Информация о работе Государственное регулирование в региональной экономической политике