Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 19:22, курсовая работа
В своей курсовой работе я обратилась к теме " государственный кредит, его сущность и формы" неслучайно. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. "В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций".Наиболее характерные черты кредитной сферы - перенасыщение оборота платежных средств, утрата кредитом своего назначения.
Введение………………………………………………………...………………...….3
Глава 1. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита………………………………………………………………………………5
1.1 Сущность и понятие государственного кредита………………………………5
1.2 Виды и формы государственного кредита и займа……………………………8
1.3 Функции и виды государственных ценных бумаг………………………...…15
Глава 2 Основные тенденции развития государственного кредита в Рос-сии….……………………………………………………………………………..…21
2.1 Процесс управление государственным кредитом………...……………….…21
2.2 Рынок государственных ценных бумаг…………………...…….…………….27
2.3 Анализ государственного долга РФ…………………………………………..28
Глава3.Преспективные тенденции развития государственного креди-та………………………………………………………………………………….…34
3.1 Государственный кредит в России………………...…………………….…....34
Заключение………………………………………………………………...………..40
Список литературы……………………………………….………………..….……42
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра финансы и кредит
Курсовая работа
на тему:
« Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции его развития»
Ростов-на-Дону
2012
Введение……………………………………………………….
Глава 1. Экономическое
содержание, функции и формы государственного
кредита……………………………………………………………
1.1 Сущность и понятие
государственного кредита………………
1.2 Виды и формы государственного кредита и займа……………………………8
1.3 Функции и виды
Глава 2 Основные
тенденции развития государственного
кредита в России….…………………………………………………………
2.1 Процесс управление государственным кредитом………...……………….…21
2.2 Рынок государственных ценных бумаг…………………...…….…………….27
2.3 Анализ государственного долга РФ…………………………………………..28
Глава3.Преспективные
тенденции развития государственного
кредита……………………………………………………………
3.1 Государственный кредит в
России………………...…………………….…....
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………….…………
Введение
В своей курсовой работе я обратилась к теме " государственный кредит, его сущность и формы" неслучайно. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. "В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций". Наиболее характерные черты кредитной сферы - перенасыщение оборота платежных средств, утрата кредитом своего назначения. Произошли изменения в структуре кредитных вложений за последние годы. Доля кредитов, предоставляемых на восполнение недостатков бюджетных ресурсов, увеличилась. Все эти факты говорят о том, что необходимо уделять большое внимание проблеме кредита, так как экономическое состояние страны в значительной мере зависит от состояния кредитно-денежной системы. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере. Необходимо проводить реформу всей кредитной системы (и не только), направленную на создание кредитных учреждений на акционерной основе. В нашей стране развились новые формы кредитов, таких как потребительский, коммерческий, различные формы аренды, в частности лизинг. Это ускорило развитие экономики нашей страны, сделало ее более эффективной. Из истории известно, что правительство России еще в начале восемнадцатого века прибегало к услугам. Государственного кредита для покрытия своих расходов. Как раз тогда появились первые государственные займы, хотя существенными и относительно регулярным источником поступлений в казну начали выступать лишь с середины восемнадцатого века. В условиях феодальной России основными внутренними кредиторами были монастыри и церковь. Однако постепенно социальная база государственного кредита расширилась: Заимодателями становились купцы, промышленники, иногда землевладельцы. Правительство брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным имуществом. Однако нередко займы предоставлялись и в принудительном порядке. В это время сформировались следующие формы и виды государственного кредита: государственные займы - внутренние и внешние; выпуск казначейских обязательств; позаимствование средств у казенных банков. Постепенно крупнейшим должником банковской системы становится царское правительство. К 1861 г. Государственный долг составлял внушительную сумму - 1264 млн. рулей. Выплата погашений и процентов по займам достигла 50 млн. рублей или почти 15% бюджетных расходов. История государственного кредита показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита. Испытывая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета[10]. Это является вполне оправданным шагом, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, без ожидания поступления обычных бюджетных доходов.
1. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита
1.1 Сущность и понятие государственного кредита
В настоящее время огромное значение
для нормального
- Во-первых, "государственный кредит отличается от частного участниками сделки". Государство обычно выступает в качестве заемщика, а кредитодателями - различные учреждения, предприятия и частные лица.
- Во-вторых, "заемщик и
кредиторы в сфере
- В-третьих, так как ссудная
сделка сопровождается
В сфере государственного кредита центральное правительство, а также местные органы власти традиционно выступают в качестве заемщиков, привлекая денежные средства для покрытия бюджетных дефицитов. Главной формой привлечения денежных средств является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценных бумаг. Облигация представляет собой обязательство эмитента, который должен впоследствии возместить владельцу ценной бумаги сумму основного долга и процента. Владельцы свободных денежных средств, покупая облигации, выступают фактическими кредиторами государства. В отличие от банковского кредита, кредиторами выступают не только банки, но и страховые компании, предприятия и частные лица. Нужно отметить, что половина активных операций страховых компаний развитых стран приходится на покупку ценных бумаг. В настоящее время государство стало выступать в качестве кредитора, оказывать кредитную помощь тем отраслям, в развитии которых заинтересовано национальное хозяйство в целом. Финансирование жилищного строительства, создание инфраструктуры, экспортного производства осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким использованием привлеченных средств. Причины активного участия государства как кредитора различны: нежелание частного капитала развивать отрасли инфраструктуры из-за отсутствия или недостатка высокой прибыли, оказание помощи национальным экспертам в борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке. Волынский отмечает, что "сочетание кредитора и заемщика в лице современного государства может рассматриваться как новое явление в кредитно-финансовой сфере". Движение капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов, называют международным кредитом. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные и региональные организации[11].Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что государственный кредит отличается от частного по форме предоставления денежных средств и по участникам сделки.
Государственный кредит выражает отношения в денежной форме между государством с одной стороны, и физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет государственным в том случае, когда в качестве участника ссудной сделки выступают центральное правительство или местные органы власти. В этом смысле его можно сравнить с другими формами кредита, в первую очередь с банковским, где обязательным участником ссудной сделки является банк. По утверждению В.С. Волынского: нельзя смешивать такие понятия, как частный и государственный кредит. Он выделяет следующие различия между этими формами кредита: во-первых, "государственный кредит отличается от частного участниками сделки". Государство обычно выступает в качестве заемщика, а кредитодателями - различные учреждения, предприятия и частные лица. Во-вторых, "заемщик и кредиторы в сфере государственного кредита могут меняться местами. "В-третьих, так как ссудная сделка сопровождается покупкой облигаций и казначейских векселей, которые имеют свой рыночный курс, продаются на рынке ценных бумаг, то "государственный кредит представляет собой не просто форму движения ссудного капитала, а базируется на сочетании ссудного и фиктивного капитала". В то же время сходство данных форм кредита связано с тем, что они имеют единый источник образования[6]. В сфере государственного кредита центральное правительство, а также местные органы власти традиционно выступают в качестве заемщиков, привлекая денежные средства для покрытия бюджетных дефицитов. Главной формой привлечения денежных средств является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценных бумаг. Облигация представляет собой обязательство эмитента, который должен впоследствии возместить владельцу ценной бумаги сумму основного долга и процента. Владельцы свободных денежных средств, покупая облигации, выступают фактическими кредиторами государства. В отличие от банковского кредита, кредиторами выступают не только банки, но и страховые компании, предприятия и частные лица. Нужно отметить, что половина активных операций страховых компаний развитых стран приходится на покупку ценных бумаг. В настоящее время государство стало выступать в качестве кредитора, оказывать кредитную помощь тем отраслям, в развитии которых заинтересовано национальное хозяйство в целом. Финансирование жилищного строительства, создание инфраструктуры, экспортного производства осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким использованием привлеченных средств. Причины активного участия государства как кредитора различны: нежелание частного капитала развивать отрасли инфраструктуры из-за отсутствия или недостатка высокой прибыли, оказание помощи национальным экспертам в борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке[9]. Волынский отмечает, что "сочетание кредитора и заемщика в лице современного государства может рассматриваться как новое явление в кредитно-финансовой сфере". Движение капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов, называют международным кредитом. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные и региональные организации. Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что государственный кредит отличается от частного по форме предоставления денежных средств и по участникам сделки.
1.2 Виды и формы государственного кредита и займа
Государственный кредит может
иметь две формы: сберегательное дело
и государственные займы. Сберегательное
дело принадлежит к государственному
кредиту если привлеченные средства направляются
в доходы бюджета. Однако, как правило,
сберегательные банки, независимо от формы
собственности действуют на коммерческой
основе и мобилизированные средства формируют
их кредитные ресурсы[1]. Часть этих ресурсов
может направляться на приобретение государственных
ценных бумаг и таким образом принадлежать
к государственному кредиту. Государственные
займы являются основной формой государственного
кредита. По правовому оформлению подразделяют
государственные займы, которые предоставляются
на основании правительственных соглашений
и обеспечиваются выпуском ценных бумаг.
Соглашениями оформляются, как правило,
кредиты от правительств и других государств,
международных организаций и финансовых
институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются
средства на финансовом рынке. Оформление
государственных займов может осуществляться
двумя видами ценных бумаг облигациями
и казначейскими обязательствами (векселями).
Облигации представляют собой долговое
обязательство государства, по которому
в установленные сроки возвращается долг
и выплачивается доход в форме процента
или выигрыша. Они могут быть обезличенными
(для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми
(под конкретные проекты). Облигация имеет
номинальную стоимость обозначенную
сумму долга и курсовую цену, по которой
она продается и перепродается в зависимости
от ее доходности, надежности и ликвидности.
Разница между курсовой ценою и номинальной
стоимостью представляет собой курсовую
разницу[10]. Казначейские обязательства
(векселя), имеют характер долгового обязательства,
направленного только на покрытие бюджетного
дефицита. Выплата дохода осуществляется
в форме процентов[11]. Казначейскими обязательствами,
как правило, оформляются займы (иногда
среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне и долгосрочные.
В зависимости от места размещения займов
их подразделяют на внутренние финансовом
рынке (представляются юридическими и
физическими лицами данной страны и нерезидентами) - и внешние - поступают извне
от правительств, юридических и физических
лиц, других государств, международных
организаций и финансовых институтов.
По праву эмиссии подразделяют государственные
и местные займы. Государственные займы
выпускаются центральными органами управления.
Поступления по ним направляются в государственный
бюджет. Местные займы выпускаются местными
органами управления и направляются в
соответствующие местные бюджеты. По признаку
характера использования ценных бумаг
бывают рыночные и нерыночные займы. Облигации
(казначейские обязательства) рыночных
займов свободно покупаются, продаются
и перепродаются на рынке ценных бумаг.
Нерыночные займы не допускают выхода
ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы
не могут их перепродавать. В зависимости
от установления обеспеченности государственные
займы подразделяются на залоговые и без
залоговые. Залоговые займы отражают один
из основных принципов кредитования материальной
обеспеченности[4]. Залоговые займы обеспечиваются
государственным имуществом или конкретными
доходами. Без залоговые не имеют конкретного
материального обеспечения. Их надежность
определяется авторитетом государства.
В зависимости от срока погашения задолженности
подразделяют краткосрочные (срок погашения
до одного года), среднесрочные (от 1 до
5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет)[5].По характеру
выплаты дохода государственные займы
подразделяются на процентные, выигрышные
и дисконтные (с нулевым купоном).По процентным
займам доход устанавливается в виде заемного
процента. При этом может устанавливаться
как твердо фиксированная на весь период
займа ставка, так и плавающая, то есть
такая, которая изменяется в зависимости
от различных факторов, прежде всего спроса
и предложения на кредитном рынке. Выплаты
процентного дохода осуществляется на
купонной основе. Она может проводиться
ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально.
При выигрышных займах выплата дохода
осуществляется на основании проведения
тиражей выигрышей. Доход таким образом,
получают не все кредиторы, а только, те
чьи облигации выиграли. Дисконтные займы
характерны тем, что государственные ценные
бумаги приобретаются с определенной
скидкой, а погашаются по номинальной
стоимости. Данная разница представляет
доход кредитора. На таких ценных бумагах
отсутствуют купоны, поэтому их еще называют
облигациями с нулевым купоном. По характеру
погашения задолженности разделяются
два варианта: одноразовая выплата и выплата
частями. при погашении частями может
применяться три варианта. Первый - займ
погашается равными частями на протяжении
нескольких лет. Второй - займ погашается
постоянно возрастающими суммами. Третий
- постоянно сумма уменьшается. Второй
вариант применяется тогда, когда предусматривается
в перспективе ежегодное повышение доходов
государства, третий - напротив, когда
доходы будут уменьшаться либо увеличиваться
государственные расходы. В зависимости
от обязательств государства по погашению
долга различают займы с правом и без права
долгосрочного погашения. Право долгосрочного
погашения дает возможность государству
учитывать ситуацию на финансовом рынке.
Государственный кредит требует особенного
контроля[15].Этот контроль распространяется
как на привлечение заемных средств, так
и на их погашение. Привлечение займов
должно основываться на двух принципах:
минимизация стоимости займа и установление
стабильности государственных ценных
бумаг на финансовом рынке. Выпуск государственных
займов основывается на следующих условиях:
Наличие кредиторов, у которых есть временно
свободные средства; Доверие кредиторов
государству; заинтересованность кредиторов
в предоставлении займов государству;
возможность государства своевременно
и полностью возвратить долг и выплатить
доход. Источниками погашения государственных
займов могут выступать: доходы от инвестирования
заемных средств в высокоэффективные
проекты; дополнительные поступления
от налогов; экономия средств от сокращения
расходов; эмиссия денег; привлечение
средств от новых займов (рефинансирование
долга)[13]. Таким образом, государственный
кредит представляет собой совокупность
достаточно разнообразных форм и методов
финансовых отношений. Такой подход направлен
на создание благоприятных условий для
привлечения средств как для государства,
так и для ее кредитов. В условиях развитых
товарно-денежных отношений государство
может привлекать к покрытию своих расходов
свободные финансовые ресурсы хозяйственных-структур-и-