Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 06:25, реферат

Краткое описание

Выбранная тема является актуальной, так как финансовый контроль является важнейшей функцией государственного управления. Он содействует успешной реализации бюджетной и налоговой политики, соблюдению законности и целесообразности, созданию условий для сохранения и укрепления финансовой безопасности государства. Необходимость финансового контроля обусловлена сущностью финансов, которые обеспечивают эффективную систему прямой и обратной связи в экономических процессах, и представляют механизм воздействия на производственные и распределительные отношения.

Содержание

Введение 3
Понятие государственного финансового контроля. Его цели и задачи 5
Функции государственного финансового контроля 8
Органы государственного финансового контроля РБ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
Список используемых источников: 14

Вложенные файлы: 1 файл

реф.docx

— 37.81 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Оглавление

Введение 3

Понятие государственного финансового контроля. Его цели и задачи 5

Функции государственного финансового контроля 8

Органы государственного финансового контроля РБ 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

Список используемых источников: 14

 

 

Введение

 

Выбранная тема является актуальной, так как финансовый контроль является важнейшей функцией государственного управления. Он содействует успешной реализации бюджетной и налоговой политики, соблюдению законности и целесообразности, созданию условий для сохранения и укрепления финансовой безопасности государства. Необходимость финансового контроля обусловлена сущностью финансов, которые обеспечивают эффективную систему прямой и обратной связи в экономических процессах, и представляют механизм воздействия на производственные и распределительные отношения.

Финансовый контроль предопределяется сущностью финансов как системы денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием совокупного продукта и национального дохода. В процессе финансового контроля анализируется деятельность субъектов хозяйствования, учреждений, органов власти и управления.

Функциональное назначение контроля заключается, прежде всего

в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении

формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики и, в конечном счете, в создании условий для стабильного развития государства.

Основная цель контроля - объективно изучить фактическое  положение дел на проверяемом объекте и выявить или предупредить отрицательные моменты, негативно влияющие на исполнение управленческих решений. Особое место финансового контроля в общей системе контроля как одного из элементов системы управления обусловлено, во-первых, его спецификой, выражающейся в контрольной функции самих финансов, во-вторых, ролью финансовых отношений в рыночной экономике. Поскольку финансы пронизывают все общественное производство, все уровни хозяйствования, они являются универсальным орудием контроля.

Объектом финансового контроля являются распределительные

процессы формирования и  использования финансовых ресурсов всех

уровней управления.

 

Понятие государственного финансового  контроля. Его цели и задачи

 

Государственный финансовый контроль — система действий государственных контрольных органов, функциональными обязанностями которых является выявление нарушений в процессе управления государственными финансовыми ресурсами на стадии рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также разработка превентивных мероприятий по их предотвращению.

Он состоит из двух этапов:

1) описательного (сбор фактов и их первоначальная группировка),

2) логико-аналитического.

Государственный контроль преимущественно  осуществляется государственными органами контроля и управления, а также  органами законодательной власти.

 

Основным назначением государственного финансового контроля является целевое и эффективное использование финансовых ресурсов государства, эффективное использование государственной собственности.

Для анализа сущности государственного финансового контроля

значимыми являются следующие  положения:

1. Финансовый контроль  является одной из разновидностей  деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Осуществление финансового  контроля есть форма государственного регулирования определенных финансово-производственных

отношений.

3. Финансовый контроль  действен, когда он взаимосвязан  со всеми функциями финансов и системой управления.

4. Финансовый контроль  — способ соблюдения нормативно-правовых норм хозяйствующими субъектами.

Правильное понимание  сущности и значения финансового  контроля важно в силу многих причин. Финансы успешно функционируют только в том случае, когда они хорошо организованы и управляемы, нацелены на достижение конкретных задач развития экономики и повышения жизненного уровня населения. Невозможно добиться укрепления финансовой дисциплины без строгого и эффективного финансового контроля. Особую значимость он приобретает в рыночной экономике, когда проявляются неизвестные ранее изощренные приемы финансовых нарушений, которые подлежат искоренению путем использования всего инструментария финансового

контроля.

 

Целями финансового контроля являются:

    • обеспечение проведения единой финансовой и денежной политики, законности, целесообразности и эффективности использования финансовых ресурсов и собственности;
    • защита финансовых интересов;
    • недопущение нецелевого и неэффективного использования государственных ресурсов и их хищения.

 

                   Задачи государственного финансового контроля:

  • правильность формирования и исполнения бюджета и внебюджетных фондов;
  • проверка состояния целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности;
  • правильность ведения бухгалтерского учета и достоверность отчетности;
  • контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности.

 

       Этот перечень не исчерпывает всех задач финансового контроля,

тем более что эти задачи уточняются и изменяются вместе с  изменениями

финансового законодательства.

 

 

 

 

 

 

Функции государственного финансового  контроля

 

Общeпринятыe функции государствeнного финансового контроля в мировой практикe:

  • контроль эффективности использования государственной и муниципальной собственности, проведения ее приватизации, национализации;
  • контроль источников поступления бюджетных средств;
  • контроль расходования бюджетных ресурсов;
  • контроль за использованием государственных и муниципальных

внебюджетных фондов;

  • контроль за обращением средств бюджета, государственных и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных кредитно-финансовых организациях;
  • контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций; пресечение финансовых злоупотреблений.

Степень использования функций  государственного финансового контроля предусматривается законодательными и нормативно-правовыми актами о соответствующих органах контроля.

 

 

Органы  государственного финансового контроля РБ

 

В Беларуси большое значение придается совершенствованию государственного контроля. По этой причине реорганизуются прежние и создаются новые органы, которые осуществляют финансовый контроль. В 1994г. создана служба контроля администрации Президента, а в 1997г. – Комитет государственного контроля. Упразднены в эти годы Контрольная палата, Департамент экономического контроля при Совете Министров.

Комитет государственного контроля является высшим специализированным органом финансового контроля. В Конституции РБ сказано, что этот орган осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Функции комитета:

    • осуществление контроля за исполнением законодательных актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;
    • расходование средств государственного бюджета, выделяемых на выполнение государственных социально – экономических программ;
    • инвестиционная деятельность органов государственного управления и хозяйствующих субъектов;
    • использование исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютных ресурсов;
    • движение валютных средств на территории Республики Беларусь.

Широкими полномочиями в области  финансового контроля наделено Министерство финансов, которое осуществляет контроль за:

    • исполнением республиканского бюджета;
    • соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;
    • своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов;
    • выполнением требований прямых финансовых законов;
    • состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.

Осуществляя эти и другие контрольные  функции, Министерство финансов применяет  предусмотренные законами и Положением о Министерстве финансовые санкции  и административные штрафы к нарушителям  государственной финансовой дисциплины. Аналогичные функции на местном  уровне реализуют областные финансовые управления, районные и городские  финансовые отделы.

В системе Министерства финансов исключительно  контрольными функциями занимается Главное контрольно-ревизионное  управление и его органы на местах.

 

 

Основными задачами ГКРУ являются:

    • осуществление контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства;
    • целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по всем направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, а также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций; проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета;
    • проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных учреждений;
    • анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государственный материальных и денежных ресурсов.

К специализированным органам государственного финансового контроля относится  Государственный налоговый комитет, преобразованный из Главной государственной налоговой инспекции при Совете Республики Беларусь. Его главной задачей является осуществление в пределах в пределах своей компетенции контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Практически все функции, права и обязанности налоговых органов сконцентрированы в области контроля. Для их реализации Государственный налоговый комитет имеет свои органы на областном, городском и районном уровнях.

Значительный объем контрольных  полномочий присутствует в деятельности Национального банка, Государственного комитета по ценным бумагам, комитета по надзору за страховой деятельностью.

Современные условия вызывают необходимость  одновременного укрепления государственного финансового контроля в сочетании  с применением хозрасчетных форм его организации, адекватным рыночным методом хозяйствования. В этих целях  в республике создана система  органов независимого финансового  контроля - аудит. Аудиторская деятельность (аудит)- независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью  оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, направленная на защиту интересов собственников, оказание помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности.

Аудиторы оказывают предприятиям услуги, предусмотренные Законом  об аудиторской деятельности.

Регулирование аудиторской деятельности в республике принадлежит Министерству финансов, которое выдает специалистам после аттестации соответствующей  комиссией лицензии на занятие аудиторской  деятельностью, контролирует соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями  порядка осуществления аудиторской  деятельности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, государственный финансовый контроль играет важную роль в обеспечении функционирования государства. Одновременно ГФК может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.

Используя экономическую теорию, он выполняет жизненно важную роль в обеспечении практическими рекомендациями систем управления производством, распределением и потреблением. Выявляя диспропорции и негативные явления в обществе, он способствует их устранению и предупреждению повторения, рациональной организации производственных отношений и оптимальному использованию производительных сил.

 

«Настоящим подтверждаю, что данное эссе является итогом моей самостоятельной работы и содержит мои собственные рассуждения  и мысли. Прямое и косвенное (краткий  пересказ) заимствование чужих мыслей обозначено сносками. О последствиях плагиата предупреждена.

 

 

Список используемых источников:

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 г.)
  2. Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит. М., 2003. 302 с.
  3. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности « Финансы и кредит»/ Под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд.,перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с.

Информация о работе Государственный финансовый контроль