Государственный финансовый контроль: сущность, основные виды и органы осуществляющие его

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:06, реферат

Краткое описание

Государственный финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, то есть в процессе образования, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств.

Эффективный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества и правового государства. Такой контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, что, в свою очередь, предполагает ответственность государственной власти за проводимую в стране политику. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства и целесообразности деятельности всех государственных и местных органов власти.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОС. ФИН. КОНТРОЛЬ.docx

— 20.80 Кб (Скачать файл)

Государственный финансовый контроль: сущность, основные виды и органы осуществляющие его

1.Государственный финансовый  контроль: сущность, основные виды.

Государственный финансовый контроль представляет собой один из видов  государственного контроля и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, то есть в процессе образования, распределения (перераспределения) и использования  фондов денежных средств.

 

Эффективный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества и правового государства. Такой контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, что, в свою очередь, предполагает ответственность государственной власти за проводимую в стране политику. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства и целесообразности деятельности всех государственных и местных органов власти.

Финансовый контроль, как правило, рассматривается в двух аспектах:

- правовом - то есть как строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

- финансово-экономическом - то есть как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Вышеназванные экономико-правовые аспекты  финансового контроля позволяют  рассматривать его в широком  и узком смысле. В широком смысле государственный финансовый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях  осуществления эффективной финансовой политики экономическую безопасность страны и соблюдение государственных  интересов в процессе публичной  финансовой деятельности. В узком  смысле государственный контроль - это контроль государства в лице компетентных органов за законностью  и целесообразностью действий в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях эффективного социально-экономического развития страны.

Главной же целью финансового контроля признается обеспечение эффективного и целевого использования финансовых ресурсов государства во всех сферах и звеньях экономики.

Достижение поставленной цели требует  реализации определенных задач финансового  контроля, каковыми являются:

- обеспечение своевременности  и полноты выполнения финансовых  обязательств перед государственным  бюджетом и внебюджетными фондами  всеми субъектами финансовых  правоотношений;

- содействие эффективному и  целевому использованию средств  централизованных и децентрализованных  денежных фондов, а также рациональному  расходованию материальных ценностей  на предприятиях, в учреждениях  и организациях;

- обеспечение правильности ведения  бухгалтерского учета и достоверности  отчетности;

- выявление резервов роста финансовых  ресурсов, прибыли и рентабельности  предприятий и организаций всех  форм собственности;

- пресечение и предупреждение  правонарушений в финансовой  сфере.

Финансовый контроль включает в  себя: контроль за исполнением бюджета Республики Беларусь; местных бюджетов; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.

2. Система органов, осуществляющих  государственный финансовый контроль

Принцип разделения властей, закрепленный в ст.6 Конституции Республики Беларусь предусматривает контроль финансовой деятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органов  представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов нижестоящих  бюджетов, государственных и местных  внебюджетных фондов, а также при  утверждении отчетов об их исполнении.

Высшим специализированным органом  финансового контроля является Комитет  государственного контроля Республики Беларусь, который выделяется среди  других контролирующих органов своей  ролью и правовым статусом.

Систему органов Комитета государственного контроля образуют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его  территориальные органы - комитеты государственного контроля областей и  г.Минска. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь.

Ст. 129 Конституции Республики Беларусь указывает на то, что этот орган  осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Особая роль в осуществлении  финансового контроля на территории Республики Беларусь отводится Департаменту финансовых расследований Комитета государственного контроля (далее - Департамент), который является отдельным структурным  подразделением Комитета государственного контроля.

Важное место в системе органов  государственного финансового контроля занимает Министерство финансов Республики Беларусь, которое не только разрабатывает  финансовую политику, но и непосредственно  контролирует ее осуществление.

Министерство финансов Республики Беларусь действует на основании  Положения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001г. №1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь». Министерство финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

В соответствии с п.3 Положения о  Министерстве финансов его основными  задачами являются:

 

- проведение государственной политики, осуществление регулирования и  управления в финансовой сфере  деятельности и координация финансовой  деятельности в этой сфере  других республиканских органов  государственного управления;

- обеспечение активного использования  финансов в целях повышения  эффективности производства, роста  национального дохода, создания  и развития прогрессивных рыночных  форм и структур;

- разработка предложений по  совершенствованию форм финансовых  взаимоотношений организаций и  граждан с государством и по  обеспечению роста финансовых  ресурсов;

- эффективное проведение бюджетно-финансовой  и налоговой политики;

- участие в организации инвестиционного  сотрудничества республики и  регулирования внешней государственной  задолженности;

- контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;

- государственное регулирование  и контроль в сфере деятельности  с драгоценными металлами и  драгоценными камнями, создание  в республике запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней;

- формирование и реализация  единой государственной политики  в области разработки и производства  защищенных бумаг и специальных  материалов;

- проведение государственной политики  в области страховой деятельности, государственный надзор за страховой  деятельностью на территории  Республики Беларусь;

- осуществление лицензирования  и контроль за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Министерством финансов;

- государственное регулирование  бухгалтерского учета и отчетности;

- государственное регулирование  аудиторской деятельности.

Контроль финансов со стороны Президента Республики Беларусь осуществляется в  соответствии с Конституцией Республики Беларусь путем издания указов по финансовым вопросам, подписания законов; назначения и освобождения от должности  министра финансов Республики Беларусь, с согласия Совета Республики назначает  на должность Председателя и членов Правления Национального банка. С ежегодными посланиями о положении  в государстве, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент  Республики Беларусь обращается к Парламенту.

Помимо рассмотренных выше органов  финансового контроля, в Беларуси существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, например кредитование или страхование.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих  полномочий, а также направляют и  контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том  числе финансовых. Так согласно ст. 107 Конституции Республики Беларусь Правительство разрабатывает и  представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики и осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.


Информация о работе Государственный финансовый контроль: сущность, основные виды и органы осуществляющие его