Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:06, реферат
Государственный финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, то есть в процессе образования, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств.
Эффективный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества и правового государства. Такой контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, что, в свою очередь, предполагает ответственность государственной власти за проводимую в стране политику. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства и целесообразности деятельности всех государственных и местных органов власти.
Государственный финансовый контроль: сущность, основные виды и органы осуществляющие его
1.Государственный финансовый контроль: сущность, основные виды.
Государственный финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, то есть в процессе образования, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств.
Эффективный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества и правового государства. Такой контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, что, в свою очередь, предполагает ответственность государственной власти за проводимую в стране политику. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства и целесообразности деятельности всех государственных и местных органов власти.
Финансовый контроль, как правило, рассматривается в двух аспектах:
- правовом - то есть как строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
- финансово-экономическом - то есть как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Вышеназванные экономико-правовые аспекты
финансового контроля позволяют
рассматривать его в широком
и узком смысле. В широком смысле
государственный финансовый контроль
- это совокупность мер государственного
регулирования, обеспечивающих в целях
осуществления эффективной
Главной же целью финансового контроля признается обеспечение эффективного и целевого использования финансовых ресурсов государства во всех сферах и звеньях экономики.
Достижение поставленной цели требует реализации определенных задач финансового контроля, каковыми являются:
- обеспечение своевременности
и полноты выполнения
- содействие эффективному и
целевому использованию
- обеспечение правильности
- выявление резервов роста
- пресечение и предупреждение правонарушений в финансовой сфере.
Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением бюджета Республики Беларусь; местных бюджетов; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.
2.
Система органов,
Принцип разделения властей, закрепленный в ст.6 Конституции Республики Беларусь предусматривает контроль финансовой деятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.
Высшим специализированным органом финансового контроля является Комитет государственного контроля Республики Беларусь, который выделяется среди других контролирующих органов своей ролью и правовым статусом.
Систему органов Комитета государственного контроля образуют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его территориальные органы - комитеты государственного контроля областей и г.Минска. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь.
Ст. 129 Конституции Республики Беларусь указывает на то, что этот орган осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
Особая роль в осуществлении финансового контроля на территории Республики Беларусь отводится Департаменту финансовых расследований Комитета государственного контроля (далее - Департамент), который является отдельным структурным подразделением Комитета государственного контроля.
Важное место в системе
Министерство финансов Республики
Беларусь действует на основании
Положения, утвержденного постановлением
Совета Министров Республики Беларусь
от 31 октября 2001г. №1585 «Вопросы Министерства
финансов Республики Беларусь». Министерство
финансов Республики Беларусь является
республиканским органом
В соответствии с п.3 Положения о Министерстве финансов его основными задачами являются:
- проведение государственной
- обеспечение активного
- разработка предложений по
совершенствованию форм
- эффективное проведение
- участие в организации
- контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;
- государственное регулирование
и контроль в сфере
- формирование и реализация
единой государственной
- проведение государственной
- осуществление лицензирования и контроль за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Министерством финансов;
- государственное регулирование
бухгалтерского учета и
- государственное регулирование аудиторской деятельности.
Контроль финансов со стороны Президента Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь путем издания указов по финансовым вопросам, подписания законов; назначения и освобождения от должности министра финансов Республики Беларусь, с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя и членов Правления Национального банка. С ежегодными посланиями о положении в государстве, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент Республики Беларусь обращается к Парламенту.
Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в Беларуси существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, например кредитование или страхование.
Органы исполнительной власти всех
уровней осуществляют финансовый контроль
непосредственно в пределах своих
полномочий, а также направляют и
контролируют деятельность подведомственных
им управленческих структур, в том
числе финансовых. Так согласно ст.
107 Конституции Республики Беларусь
Правительство разрабатывает и
представляет Президенту для внесения
в Парламент проект республиканского
бюджета и отчет о его