Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 19:31, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть информационное обеспечение в финансовом менеджменте.
Задачи курсовой работы:
1)Раскрыть значение информации и её сущность в финансовом менеджменте;
2)Рассмотреть сущность информационно-управляющей системы;
3)Рассмотреть технологию принятия управленческих решений с информационных позиций.
Введение……………………………………………………………стр.3
Глава 1 «Значение информации, учета и отчетности в финансовом менеджменте»…………………………………………………………….стр.4
1.1 Определение и типы информации……………………………стр.4
1.2 Формирование информационной базы в финансовом менеджменте
………………………………………………………………………стр.7
1.3 Финансовая отчетность: значение, пользователи…………...стр.10
1.4 Основные источники финансовой информации……………стр.16
Глава 2 «Финансовые показатели, необходимые для принятия управленческого решения»………………………………………………стр.19
2.1 Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внешних источников…………стр.19
2.2 Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников………стр.21
2.3 Показатели управленческого учета организации……………стр.26
Расчетная часть на примере ОАО «ТЭК»………………….……стр.31
Заключение…………………………………………………………стр.37
Список использованной литературы……………………………..стр.38
Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Система информативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых инвестиций, привлечения кредитов, валютных операций и некоторых других аспектов финансового менеджмента. Формирование системы показателей этой группы основывается на публикациях периодических коммерческих изданий, фондовой и валютной биржи, а также на соответствующих электронных источниках информации.
Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Система информативных показателей этой группы используется в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов. Эти показатели формируются обычно в разрезе следующих блоков: "Банки"; "Лизинговые компании"; "Страховые компании"; "Инвестиционные компании и фонды"; "Поставщики продукции"; "Покупатели продукции"; "Конкуренты". Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обязательными), соответствующие рейтинги с результативными основными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), а также платные бизнес справки, предоставляемые отдельными информационными компаниями (получение такой информации должно осуществляться только легальными способами).
Нормативно - регулирующие показатели. Система этих показателей учитывается в процессе подготовки финансовых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий. Эти показатели формируются, как правило, в разрезе двух блоков: "Нормативно - регулирующие показатели по различным аспектам финансовой деятельности предприятия" и "Нормативно - регулирующие показатели по вопросам функционирования отдельных сегментов финансового рынка". Источником формирования показателей этой группы являются нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.
2.2 Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников.
Показатели финансовой отчетности предприятия. Система информативных показателей этой группы широко используется как внешними, так и внутренними пользователями. Она применяется в процессе финансового анализа, планирования, разработки финансовой стратегии и политики по основным аспектам финансовой деятельности, дает наиболее агрегированное представление о результатах финансовой деятельности предприятия.
Преимуществом показателей этой группы является их унифицированность; четкая регулярность формирования (в установленные нормативные сроки); высокая степень надежности.
В то же время информационная база, формируемая на основе финансового учета, имеет и определенные недостатки, основными из которых являются: отражение информативных показателей лишь по предприятию в целом; низкая периодичность разработки (как правило, один раз в квартал, а отдельные формы отчетности - только один раз в год); использование только стоимостных показателей.
Показатели, входящие в состав этой группы, подразделяются на три основных блока.
В первом блоке содержатся показатели, отражаемые в "Балансе предприятия".
Баланс предприятия – это отражение его финансового состояния на конкретный момент времени. Результаты движения финансовых потоков фиксируются в структуре капитала, размерах целевых фондов и активов. Баланс представляет наибольший интерес для всех пользователей финансовой информации, поскольку именно он показывает зависимость предприятия от внешних и заемных источников финансирования, состояние отношений с поставщиками и покупателями, направления инвестиционной деятельности и источники их финансирования. Данный баланса свидетельствуют о том, чем располагает предприятие; что собой представляет собственный капитал; сколько оно должно бюджету, поставщикам и кредиторам. Любая хозяйственная операция ведет к изменению баланса и по нему можно видеть зависимость проводимых мероприятий и финансового состояния. Баланс представляет собой равенство активов и пассивов предприятия, т.е. денежных средств и имущества, с обязательствами предприятия по отношению к его владельцам и кредиторам.
Основной формулой, которая описывает баланс в бухгалтерском учете: является следующая
где, А – актив баланса,
П – пассив баланса.
Актив баланса – это хозяйственные ресурсы или средства, использованные, проданные или подлежащие потреблению в течение одного отчетного периода (оборотные активы), либо средства, которые приобретаются в целях использования в хозяйственной деятельности больше одного отчетного периода, и не предназначаются для продажи в данный отчетный период.
Пассив баланса – это источники формирования активов предприятия полученные от собственников, заработанные самостоятельно или полученные из внешних источников.
Эта формула имеет двоякое значение. С одной стороны равенство показывает, что каждый из активов имеет источники формирования, не может быть активов, появившихся из воздуха и все источники реализованы в определенные активы; с другой стороны, равенство показывает правильность ведения бухгалтерского учета на предприятии посредством двойной записи по счетам.
С точки зрения финансового менеджмента эта базовая формула может быть выражена в следующем виде:
А=К+О
Где, К – собственный капитал,
О – внешние обязательства.
На основе этой формулы можно делать вывод о структуре источников финансирования активов, уровне финансовой независимости; по динамике нераспределенной прибыли можно делать выводы о том, как предприятие осуществляет самофинансирование.
Преобразовав эту формулу следующим образом:
Мы получаем возможность
определить уровень
Таким образом, в финансовом менеджменте баланс выступает важнейшим инструментом изучения и диагностики финансового равновесия, наблюдения за потенциальными факторами его нарушения.
Во втором блоке содержатся показатели, отражаемые в "Отчете о прибылях и убытках" предприятия.
Отчет о прибылях и убытках является одним из наиболее важных документов финансовой отчетности, так как он содержит в себе сведения о результатах деятельности организации, отражая финансовые результаты за определенный период. Разница между всеми доходами расходами организации представляет собой ее чистую прибыль.
Основные показатели и алгоритмы постатейной оценки отчета о прибылях и убытках в соответствии международными стандартами могут быть представлены следующим образом:
Валовая выручка (нетто) произведенная и отгруженная продукция, выполненные работы, оказанные услуги за минусом НДС, акцизов и других обязательных платежей.
- себестоимость продукции –
= Валовая прибыль (маржинальный доход или валовая маржа). Показывает величину дохода, которую организация должна заработать для покрытия постоянных расходов и формирования прибыли.
- постоянные расходы (расходы административно-
= Доходы до уплаты процентов, налогов и амортизации (EBITDA). Показывает способность организации зарабатывать доходы для выполнения внешних обязательств перед кредиторами и собственниками и финансирования инвестиций.
- Амортизация по амортизируемым активам (DA)
= Доходы до уплаты процентов и налогов (EBIT): показывают величину доходов, которые могут быть направлены на выплату процентов по внешним обязательствам, налога и дивидендов собственникам.
- проценты к уплате по заемным и привлеченным средствам (I)
= Доходы до уплаты налогов (EBT) или прибыль до налогообложения.
- налог на прибыль.
= Чистая прибыль. Она является источником выплаты дивидендов собственникам, источником расширенного воспроизводства организации, формирования резервных фондов, выплат социального характера работникам организации и т.п.
Данная детализация расходов организации позволяет финансовым менеджерам осуществлять адресное управление отдельными элементами этих затрат, обеспечивая рост чистой прибыли.
В третьем блоке содержатся показатели, отражаемые в "Отчете о движении денежных средств" предприятия.
Отчет о движении денежных средств – это документ финансовой отчетности, в котором отражаются поступление и расходование денежных средств в ходе текущей хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности организации за отчетный период. Основная цель данного отчета – отразить денежные потоки, которые вместе с информацией из баланса и отчета о прибылях и убытках позволяют получить информацию о:
- способности организации
- возможности организации
- обеспечивать за счет
Отчет о движении денежных средств:
- дает информацию о том, достаточно
ли у предприятия средств для
финансирования
- показывает потенциальным
- определяет способность погашать непредвиденные финансовые обязательства.
2.3 Показатели управленческого учета предприятия.
Управленческий учёт — упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности фирмы информации и показателей для управленческого звена компании (внутренних пользователей — менеджеров). Это процесс в рамках организации, который обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации.
Для принятия управленческих решений требуется оперативная информация, чего обычный бухгалтерский учёт в силу своей периодичности, оперирования с уже совершёнными операциями и законодательным регулированием (выполняет в РФ функции налогового учёта) не может обеспечить, от этого может страдать конкурентность фирмы на рынке. Так как создание отдельной системы управленческого учёта требует больше затрат, чем развитие данной системы на базе бухгалтерского учёта, бухгалтеры часто считают управленческий учёт подсистемой бухгалтерского, что может быть верно на раннем этапе его развития. Дальнейшее развитие учёта необходимой управленческой информации на предприятиях ведёт к развитию более объёмной системы сбора информации, нежели это возможно в рамках бухгалтерского учёта. В рамках бухгалтерского учёта нет необходимости учитывать объёмы продаж конкурентов, при решении менеджмента компании повысить долю собственных продаж учёт данной информации становится необходимым; нет необходимости учитывать количество и содержание жалоб, в системе менеджмента качества (СМК) - это просто обязательно (важнейшая основа самосовершенствования организаций в рамках СМК). В рамках бухгалтерского учёта нет необходимости учитывать количество созданных сметным отделом смет, при анализе и планировании загрузки сметного отдела без этого не обойтись и т.д. и т.п.
Зачастую в управленческом учёте речь идёт даже не о необходимости такового в рамках бухгалтерского, а о невозможности управленческого учёта в рамках бухгалтерского учёта. Помимо уже перечисленных ограничений бухгалтерского учёта, существует проблема оперативного сбора информации. Бухгалтера "зачастую" не посадишь в каждом подразделении (отдел закупок, отдел продаж, склады, цеха и т.д.). Для оперативного взаимодействия же требуется информация от подобных источников. Передача сотрудникам сотовых телефонов решает, например, проблему координации (по крайней мере в теории), но точно лишает руководство в данном случае возможности конечного анализа (из-за отсутствия регистрации) правильности, качества и оперативности действий сотрудников, и, как следствие, например, справедливого премирования сотрудников. Спектр проблем при отсутствии качественного управленческого учёта можно аналитически вывести, ознакомившись с требованиями к информации в контроллинге (управленческом учёте).
Управленческий учёт ориентирован именно на потребности внутренних пользователей (управленцев различного уровня), а не внешних (акционеров и кредиторов, госорганы и т. д.), информация, собираемая и предоставляемая им, не является открытой, а принадлежит к коммерческой тайне.
Информация о работе Информационное обеспечение финансового менеджмента