СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Эргономика – научная дисциплина,
комплексно изучающая человека (группу
людей) в конкретных условиях его (их) деятельности,
связанной с использованием машин (технических
средств).
Человек, машина, среда рассматривается
в эргономике как сложное функциональное
целое, в котором ведущая роль принадлежит
человеку. Эргономика является одновременно
научной и проектировочной дисциплиной,
так как в ее задачу входит разработка
методов учета человеческих факторов
при модернизации действующей и создание
новой техники и технологии, а также соответствующих
условий труда (деятельности).
Предметом эргономики является
конкретная деятельность человека (группы
людей), использующего машины (технические
средства), а объектом исследования система
"человек (группа людей)-машина (техническое
средство)-среда".
Эргономика рассматривает технический
и человеческий аспекты в неразрывной
связи. Стремление раскрыть закономерности
этого синтеза характеризует эргономику
как науку особого типа. Общая цель эргономики
формулируется как единство двух аспектов
исследования и проектирования: повышения
эффективности деятельности и соответственно
функционирования человеко-машинных систем
и охраны здоровья людей, участвующих
в трудовом процессе.
Методической базой эргономики
является системный подход. На его основании
возможно использование в эргономическом
исследовании методов различных наук,
на стыке которых возникают и решаются
качественно новые проблемы изучения
систем "человек-машина". При этом
происходит определенная трансформация
используемых методов, приводящая к созданию
новых методических приемов исследования.
В эргономике используются методы исследования,
сложившиеся в социологии, физиологии
и гигиене труда, в функциональной анатомии,
кибернетике, системотехнике.
Объект исследования – новая
научная дисциплина эргономика, предмет
исследования – хронологические периоды
развития эргономики.
Целью данной контрольной работы
является изучение истории развития эргономике
в России.
Задачи работы:
- изучить теоретические основы
эргономики;
- описать периоды становления
эргономики в России;
- проанализировать современное
состояние эргономики в России и направления
развития данной дисциплины.
1 История развития
эргономики в России
1.1 Понятие, цели и
методы эргономики
Эргономика – научная дисциплина,
комплексно изучающая функциональные
возможности человека (группы людей) в
трудовых и бытовых процессах, выявляющая
закономерности создания оптимальных
условий высокоэффективной жизнедеятельности
и высокопроизводительного труда, возникшая
и развивающаяся на стыке технических
и естественно-научных дисциплин - психологии,
антропологии, биофизики, физиологии,
акустики, цветоведения, экологии [1]. Взаимодействие
эргономики с другими науками представлено
на рисунке 1.
Рисунок 1 – Взаимодействие
эргономики с другими науками
Слово «эргономика» произошло
от греческих слов ergon (работа) и nomos (закон),
т.е. наука о трудовом процессе. Эргономика
участвует в процессе проектирования
и занимается оценкой задач, работы, продукции,
окружающей среды и систем для того, чтобы
гармонизировать их с потребностями, способностями
и физическими возможностями людей (определение
Международной эргономической ассоциации
International Ergonomics Association) [2].
Впервые термин «эргономика»
был предложен в 1857 году польским естествоиспытателем
Войтехом Ястшембовским, который опубликовал
статью "Очерки по эргономии, или науке
о труде, основанной на закономерностях
науки о природе". Термин «эргономика»
был принят в Великобритании в 1949 году,
когда было организовано Эргономическое
Исследовательское Общество. До этого
в разных странах эта наука называлась
по разному: «эргология» (СССР), «исследование
человеческих факторов» (США), антропотехника
(Германия), «технопсихология» (Франция).
Эргономика, в частности, изучает:
- скорость освоения новой техники;
- затраты энергии человека на
различную работу;
- производительность при различной
деятельности;
- интенсивность работы;
- взаимодействие людей на работе;
- планирование офисных помещений;
- создание оптимальной офисной
мебели;
- проектирование структуры компании;
- оптимизация графика работ, расписания
занятий;
- безопасность труда;
- гигиену труда;
- обеспечение комфортности рабочего
процесса;
- улучшение состояния водителя
за рулем автомобиля.
Современная эргономика подразделяется
на микроэргономику, мидиэргономику и
макроэргономику.
Ми́кроэргономика (иногда её
неверно упоминают как миниэргономику)
занимается исследованием и проектированием
систем «человек — машина». В частности,
проектирование интерфейсов программных
продуктов находится в ведении микроэргономики.
Ми́диэргономика занимается
изучением и проектированием систем «человек
— коллектив», «коллектив — организация»,
«коллектив — машина», «человек — сеть».
Именно мидиэргономика исследует производственные
взаимодействия на уровне рабочих мест
и производственных задач. К ведению мидиэргономики,
в частности, относится проектирование
структуры организации и помещений; планирование
и установление расписания работ; гигиена
и безопасность труда.
Ма́кроэргономика исследует
и проектирует систему в целом, учитывая
все факторы: технические, социальные,
организационные; как внешние к системе,
так и внутренние. Целью макроэргономики
является гармоничная, согласованная,
надежная работа всей системы и всех элементов
системы.
Методологическую базу эргономики
составляет системный подход. Он позволяет
использовать в эргономическом исследовании
в том или ином сочетании методы различных
наук, на стыке которых возникают и решаются
качественно новые проблемы изучения
систем «человек и машина». Таким образом,
эргономика в значительной мере использует
методы исследований, сложившиеся в психологии,
физиологии и гигиене труда.
Проблема состоит в координации
различных методических приемов при решении
той или иной эргономической задачи, в
последующем обобщении и синтезировании
полученных с их помощью результатов.
В ряде случаев этот процесс приводит
к созданию новых методов исследований
в эргономике, отличных от методов тех
дисциплин, на которые она возникла.
Рассуждая о методах эргономического
анализа, Е.Б.Моргунов выделяет следующие
критерии для их типологии:
С точки зрения целей методы
могут быть:
- аналитическими;
- проектировочными.
При этом аналитические методы
должны применяться раньше проектировочных,
так как в начале проводится выявление
структуры деятельности, а уж потом разрабатываются
мероприятия, делающие деятельность пользователя
более эффективной.
С точки зрения «разрешающей
способности» методов выделяются:
- производственные методы
(используются, когда деятельность
«берется в полном объеме», в
процессе «ее реального выполнения»);
- лабораторные методы (если
анализируются отдельные составляющие
деятельности).
Недостаток лабораторного подхода
в том, что «частными характеристиками
деятельности не видно самой деятельности».
Поэтому лучше использовать два данных
подхода в сочетании и разумном чередовании.
С точки зрения способа получения
данных выделяются:
- объективные;
- субъективные методы.
Субъективные методы, используемые
«непосредственно от людей», существенно
дополняют данные, полученные «с помощью
исследовательского оборудования» (объективные).
Выделяются также:
- эмпирические;
- экспериментальные методы
[3].
В эмпирических методах исследователь
лишь тем или иным способом наблюдает
и регистрирует реальную деятельность.
Экспериментальные методы предполагают
активное воздействие на нее с помощью
комбинаций тех или иных условий, признанных
имеющими определенное значение.
1.2 Этапы развития
эргономики в России
Развитие и становление эргономики
в 20-е годы XX в. в СССР связано с возникновением
научной организации труда (НОТ), видными
деятелями которой были: А.К. Гастев (который
в дальнейшем организовал Центральный
Институт Труда (ЦИТ)), А.А. Богданов, О.А.
Ерманский и другие.
В 1921 году состоялась Первая
Всероссийская инициативная конференция
по научной организации труда где было
предложено создать научную дисциплину
– эргологию. В.М. Бехтерев и В.Н. Мясищев
на основе комплексного изучения отдельных
видов трудовой деятельности человека
разработали первую содержательную концепцию
эргономики, которую тогда называли эргологией
или эргонологией, и сформулировали положение
об основных задачах эргономики в социалистическом
обществе.
В социалистическом производстве
человек рассматривается не только как
работник, но и как творческая личность.
Поэтому задачи эргономики в социалистическом
обществе определяются не только необходимостью
повышения производительности труда и
улучшения качества промышленной продукции,
но, прежде всего, общественной потребностью
в сохранении здоровья и развития личности
работника.
В эти же годы был разработан
проект Эргонологического института и
начинают проводиться первые эргономические
исследования.
Перспективные подходы к изучению
и управлению трудовой деятельностью
развивал Н.А. Бернштейн, который в 20-е
гг. заведовал лабораторией биомеханики
Центрального института труда. В 1926 г.
ученый разработал и передал в Управление
московских городских железных дорог
проект переустройства рабочего места
вагоновожатого трамвая. Проект был принят
и осуществлен.
Предпосылки комплексного подхода
к изучению трудовой деятельности формировались
в 20-30-е гг. в целом ряде других направлений
исследований. Так, Н.М. Добротворский
в 1930 г. опубликовал анализ кабины летчика
и приборной доски с позиций человеческого
фактора, который не утратил своей актуальности
и в наши дни, а исследователями Г.Н. Скородинским
и Е.Э. Менделеевой были выполнены работы
по изучению машин, применявшихся на различных
заводах; завершилось данное исследование
разработкой предложений по совершенствованию
подъемно-транспортных механизмов.
Однако развитие техники все
чаще предъявляет повышенные требования
к человеку, нередко вынуждая его работать
на пределе психофизиологических возможностей.
Так, например, в годы Второй мировой войны
произошел качественный скачок в военной
технике, и эффективно использовать ее
не могли даже тщательно обученные и отобранные
военные.
Научно-техническая революция
и последующий научно-технический прогресс
привели к механизации и автоматизации
производства и обусловили необходимость
дальнейшего развития новой отрасли знания
- эргономики.
Развитие эргономики во многом
связано с модернизацией и усовершенствованием
военной техники.
Эргономические исследования
получают развитие в годы второй мировой
войны. Однако для их названия использовались
термины "человеческая инженерия",
"инженерная психология", "исследования
личного состава". В это же время начались
исследования по выявлению оптимальных
условий деятельности человека, а также
его предельных возможностей. Физиологи,
психологи, анатомы, инженеры и дизайнеры
все чаще работали вместе и с взаимной
пользой.
В послевоенные годы также проводятся
различные исследования для рационализации
изделий в авиапромышленности и судостроении.
Последующие десятилетия эргономические
исследования в нашей стране были приостановлены
по ряду причин.
Начиная с 1960-х годов под флагом
ВНИИТЭ (Всесоюзного научно-исследовательского
института технической эстетики) начинается
новый этап развития эргономики в нашей
стране. Под их началом создан первый отдел
эргономики в России. Следует отметить,
что наиболее востребованными и приоритетными
на тот момент были исследования в производственной
сфере. Производились исследования в области
эргономики бытовой техники и мебели.
Параллельно начинаются различные исследования
в области эргономики в МГУ им. Ломоносова,
в научно-исследовательских центрах космической
медицины, НИИ гигиены труда. Среди российских
ученых в области эргономики и инженерной
психологии огромный вклад в развитие
науки внесли В.Ф. Венда, В.П. Зинченко,
Б.Ф. Ломов, В.М. Мунипов, Д.А. Ошанин и ряд
других специалистов.
1.3 Российское эргономическое
общество
Российское общество эргономистов
известное как Межрегиональная эргономическая
ассоциация (МРЭА) произошло из Советской
эргономической ассоциации (СЭА), образованной
в 1986. Основателем и первым президентом
СЭА был профессор А.И. Губинский. Членами
СЭА были более 100 практиков и исследователей
в области эргономики из всех советских
республик (ныне независимых государств).
СЭА проводила ежегодные всесоюзные конференции,
в области проектирования, оценки и оптимизации
функционирования систем, межрегиональные
семинары по эргономики и эффективности
ЧМС, симпозиумы по эффективности, качеству
и надежности HMS. СЭА стала федеративным
обществом, зарегистрированным IEA. В 1993
СЭА организовала первую между-народную
конференцию ‘Эргономика в России, СНГ
и мире’.
Межрегиональная эргономическая
ассоциация была основана 7 августа 1995
года как правопреемник СЭА. МРЭА является
некоммерческой общественной организацией,
способствующей взаимодействию и сотрудничеству
между всеми специалистами по эргономике,
работающими в различных регионах России.
Деятельность МРЭА включает в себя следующие
основные направления:
способствовать развитию эргономики
в России, взаимодействию с правительственными
органами и министерствами;
поддерживать и отслеживать
научно-исследовательскую деятельность
и диссертации по эргономике;
распространять и обеспечивать
обмен положительным опытом и стандартами
по эргономике;
выполнять любые проекты, связанные
с эргономикой;
организовывать конференции,
научные мероприятия, способствовать
коммуникации между российскими эргономистами
(сайт, журнал);
популяризировать эргономику
среди населения и лиц, принимающих решения
в России;
поддерживать деятельность
по обучению, подготовке и сертификации
эргономистов;
развивать кооперацию с международными
организациями (IEA, FEE) и националь-ными
эргономическими обществами;