Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 19:57, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что коммерческие банки занимают значительное место в кредитной системе, так как они являются многофункциональными организациями, действую¬щими в различных секторах рынка ссудного капитала. Банки аккумулируют основную долю кредитных ресурсов и предос¬тавляют своим клиентам полный комплекс финансовых услуг, включая кредитование, прием депозитов, расчетное обслужива¬ние, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты и др.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 5
1.1. Виды и роль коммерческих банков в кредитной системе 5
1.2. Принципы деятельности и цель коммерческих банков 8
1.3. Функции коммерческих банков 9
ГЛАВА 2. ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 13
2.1. Активные операции коммерческих банков. 13
2.2. Пассивные операции коммерческих банков………………………………18
2.3. Комиссионные операции банков. 20
ГЛАВА 3. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. ТЕНДЕНЦИИ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ 22
Заключение 27
Активные операции — это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания ликвидности. К активным операциям банка относятся: краткосрочное и долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и научной деятельности организаций; предоставление потребительских ссуд населению; приобретение ценных бумаг; лизинг; факторинг; инновационное финансирование и кредитование; долевое участие средствами банка в хозяйственной деятельности организаций; предоставление ссуд другим банкам10.
Активные операции банка по экономическому содержанию подразделяют следующим образом:
- ссудные (учетно-ссудные);
- расчетные;
- кассовые;
- инвестиционные и фондовые;
- валютные; гарантийные.
Ссудные операции — это операции по предоставлению (выдаче) средств заемщику на началах срочности, возврата и платности. Ссудные операции, связанные с покупкой (учетом) векселей либо принятием векселей в залог,— это учетные (учетно-ссудные) операции.
Виды ссудных операций чрезвычайно разнообразны и делятся на группы по следующим критериям:
■ тип заемщика;
■ способ обеспечения;
■ сроки кредитования;
■ характер кругооборота средств;
■ отраслевой признак;
■ назначение (объекты кредитования);
■ порядок выдачи средств;
■ метод погашения ссуды;
■ порядок начисления и погашения процентов;
■ степень риска и др11
Итак, классификация ссуд заемщиков и объектов кредитования может быть проведена по ряду признаков.
По субъектам кредитной сделки (по кредитору и заемщику) можно осуществить следующую группировку.
В зависимости от типа кредитора:
■банковские ссуды (предоставляемые отдельными банками или
банковскими консорциумами, объединениями, в силу чего получили название консорциальных;
■ ссуды кредитных организаций небанковского типа (ломбардов, пунктов проката, касс взаимопомощи, кредитных кооперативов, строительных обществ, пенсионных фондов и пр.);
■ личные, или частные, ссуды (предоставляемые частными лицами);
■ ссуды, предоставляемые заемщикам организациями (например, в порядке коммерческого кредитования или ссуды с рассрочкой платежа, предоставляемые населению торговыми организациями) и др12.
В настоящее время в России в связи с общей экономической нестабильностью подразделение ссуд по срокам условно. Банки, предоставляя ссуды, обычно подразделяют их на краткосрочные (до одного года) и долгосрочные (свыше одного года). Краткосрочную ссуду можно оформить на определенный срок (в пределах одного года) или до востребования. Ссуда до востребования не имеет фиксированного срока, и банк может потребовать ее погашения в любое время. При предоставлении ссуды до востребования часто предполагается, что заемщик сравнительно ликвиден и что активы, в которые вложены заемные средства, могут быть превращены в наличность в кратчайший срок.13
По отраслевому признаку различают ссуды, предоставляемые банками предприятиям промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта, связи и т.д.
Кредиты могут принимать форму прямого или косвенного банковского кредита. При предоставлении прямого банковского кредита заключается кредитный договор между банком и заемщиком — пользователем ссуды. Косвенный банковский кредит предполагает наличие посредника в кредитных отношениях банка с клиентом. Таким посредником чаще всего выступают предприятия розничной торговли. Кредитный договор в этом случае заключается между клиентом и магазином, который в последующем порядке получает ссуду в банке.
Косвенное банковское кредитование позволяет банку сократить влияние рисков (кредитных, процентных, валютных, рыночных и прочих), поскольку ссуды, предоставляемые, например, юридическим лицам (торговым организациям, предприятиям, фирмам и т.д.), позволяют с большей степенью достоверности и реальности определить кредитоспособность заемщика (юридического лица), возможности погашения ссуды в срок и полностью, организовать действенный контроль, в том числе на стадии погашения ссуды. С точки зрения клиента, важно также, что он получает ссуду в момент возникновения потребности в ней (в торговой организации при покупке товаров длительного пользования, например, по кредитной карте) и нет необходимости обращаться в банк с просьбой о выдаче ссуды14.
Приведенная классификация условна, так как в банковской практике подчас невозможно выделить ту или иную ссуду в «чистом виде» в соответствии с определенным признаком классификации. Эта классификация отражает многообразие ссуд, но не показывает всех возможных признаков группировки, в силу чего ее можно продолжить по другим критериям.
Для примера я бы хотела рассмотреть активы банка Русский Стандарт на основе годовой отчетности за 2011 год.
Рис 1. Активы ЗАО "Банк Русский Стандарт" 15
ЗАО "Банк Русский Стандарт" - универсальный коммерческий банк, основным направлением деятельности которого является предоставление финансовых услуг населению.
В 2011 году приоритетным направлением деятельности для Банка продолжало оставаться потребительское кредитование населения, включая кредитование с помощью банковских карт. В сегменте потребительского кредитования Банк сохранил лидирующие позиции. В 2011 году было предоставлено более 2 385 тыс. потребительских кредитов на сумму более 63,8 млрд. руб. В 2011 году Банк продолжал активно расширять выпуск банковских карт. На конец 2011 года было выпущено свыше 33,6 млн. кредитных и дебетовых карт. Объем кредитов, предоставленных по банковским картам в 2011 году, составил около 77,8 млрд. руб. На 1 января 2012 года объем российского рынка кредитных карт составляет 11,3 млрд. долларов США. Доля Банка Русский Стандарт по размеру консолидированного портфеля остается доминирующей и как показывает график, наблюдается прирост в 2011 году на 47%.
Рис. 2 Динамика роста рынка кредитных
карт (объем задолженности
Как показывают данные основную долю в доходах Банка составляют доходы, полученные по операциям потребительского кредитования и кредитования путем выпуска банковских карт. Доля доходов, получаемых от этих операций, в общих доходах за 2011 год (за исключением восстановления резервов на возможные потери по ссудам и прочим активам, а также доходов от переоценки счетов в иностранной валюте) составила около 89,0%. Таким образом, рентабельность Банка зависит, в основном, от количественных и качественных показателей портфелей потребительских кредитов и кредитов, предоставленных по банковским картам.
2.2. Пассивные операции коммерческих банков.
Пассивные операции — это операции по аккумулированию средств. В результате этих операций в банк привлекаются средства юридических и физических лиц, государственные средства, средства акционеров, которые используются для проведения активных операций.
В результате пассивных операций формируются банковские ресурсы, которые отражаются в пассиве баланса банка. Источниками формирования банковских ресурсов являются собственные, заемные и привлеченные средства.
Существуют четыре основных вида пассивных операций коммерческих - банков:
- первичная эмиссия ценных бумаг;
- отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов;
- кредиты и займы, полученные от других юридических лиц;
- депозитные операции.
Все операции банков делят также на
1) депозитные
2) недепозитные операции.
С помощью первых двух форм пассивных операций создается первая крупная группа ресурсов — собственные ресурсы. Следующие два вида пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов — заемные, то есть привлеченные ресурсы17.
Значение собственных ресурсов банка, прежде всего, состоит в том, чтобы поддерживать его устойчивость. На начальном этапе создания банка именно собственные средства покрывают первоочередные расходы (земля, здания, оборудование, зарплата), без которых банк не может начать свою деятельность. За счет собственных ресурсов банки создают необходимые им резервы. Наконец, собственные ресурсы являются главным источником вложений в долгосрочные активы.
Привлеченные средства банков покрывают значительную часть потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Роль их исключительно высока. Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность экономических агентов в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребности населения в потребительском кредите.
Депозитными называются операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц в депозиты (вклады) на определенные сроки либо до востребования. На долю депозитных операций обычно приходится основная часть пассивов банков. К примеру, объем рынка вкладов физических лиц в рассматриваемом Банке Русский Стандарт на 1 января 2012 года составил 11,87 трлн. рублей. Общий прирост рынка за 2011 год составил 2,05 трлн. рублей. Немногим менее половины рынка вкладов физических лиц контролирует Сбербанк (46,9%), но за прошедший год его доля сократилась на 1%, также лидирующие позиции занимают банки с государственным участием: ВТБ24 (7,2%), Газпромбанк (1,9%), Банк Москвы (1,3%), Россельхозбанк (1,3%).
К недепозитным источникам привлечения ресурсов, как отмечалось ранее, относятся: получение займов на межбанковском рынке, соглашения о продаже ценных бумаг с обратным выкупом, учет векселей и получение ссуд у ЦБ РФ, получение зарубежных займов, продажа банковских акцептов, эмиссионные источники: выпуск векселей, выпуск облигаций и др.
Банки ведут также комиссионные операции, то есть выполняют различные поручения своих клиентов за их счет. Такие поручения связаны с переводом денег как внутри одной страны, так и из одной страны в другую.
Комиссионные банковские операции - операции, выполняемые банками по поручению клиентов за комиссионное вознаграждение. В сферу комиссионных операций входят:
- инкассовые, аккредитивные и переводные операции;
- предоставление банковского акцепта и аваля по долговым обязательствам;
- купля-продажа по поручению клиентов ценных бумаг, валюты,
драгоценных металлов;
- посредничество в размещении акций и облигаций;
- услуги по инкассации;
- бухгалтерское обслуживание, предоставление консультаций и услуги по кредитным карточкам.
Это непереводные операции, при которых клиент поручает своему банку (в котором он встал на расчетно-кассовом обслуживании) перевести определенную сумму со счета клиента указанному адресату. Когда операция совершена, банк высылает или выдает (если клиент является в банк лично) документ о совершении перевода. За проводимую операцию банк взимает комиссию.
Комиссионные операции выполняются банками по поручению клиентов за определенную плату (комиссию). К таким операциям относятся расчеты, гарантии, торговые сделки, операции с валютой, инкассирование векселей и чеков, прием на хранение ценных бумаг.
Техника комиссионных операций коммерческого банка подробно характеризуется договором комиссии. Применяемые формы в товарно-комиссионных операциях носят следующий характер:
а) простые сделки по приобретению или реализации на комиссионных началах отдельных партий товаров;
б) крупные комиссионные договоры, по которым банк принимает на себя обязанности производить всю реализацию продукции данного предприятия (группы предприятий) или осуществлять его гарантированное снабжение18.
Размер взимаемой банками комиссии — обычно 1—2% суммы поручения19. По условиям комиссионной сделки клиент банка, как правило, оплачивает все дополнительные расходы, связанные с куплей или продажей товаров: транспортные, страховые, на оплату услуг связи, складские, рекламные и т.п. Таким образом, комиссионное вознаграждение банку, если договором не предусмотрен иной порядок распределения расходов, полностью включается в прибыль банка.
Зачастую товарно-комиссионная сделка совмещается с кредитной и факторинговой операциями банков, а также операциями по хранению и транспортированию ценностей. Возможные формы кредитных отношений:
а) покупка банком ценностей по поручению предприятия при последующей их оплате хозорганом за счет кредита;
Информация о работе Комерческие банки России в современных условиях