Малый и средний бизнес в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и роль малого и среднего предпринимательства
В работе поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты формирования и развития малого и среднего предпринимательства как сегмента национальной экономики;
- проанализировать состояние и выделить проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
- с учетом зарубежного опыта развития частного предпринимательства сформулировать предложения по совершенствованию деятельности малого бизнеса в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 743.43 Кб (Скачать файл)

Однако, несмотря на большое значение взаимосвязей республики со странами ближнего и дальнего зарубежья, решающую роль в развитии малого бизнеса будут  играть внутренние факторы и условия. Важнейший из них – степень  развитости рыночных отношений –  пока еще находится в начальной  стадии формирования. В какой-то мере это объясняется непродолжительностью времени, прошедшего от начала осуществления  реформ, но главное – в естественном сопротивлении реформам со стороны  консервативных сил, в отсутствие соответствующей  рынку инфраструктуры, несовершенство хозяйственного права и механизма  реабилитации его норм. Далеко не полностью  пока используется развитый производственно-экономический  потенциал республики.

Основными путями ускорения развития малого бизнеса и повышения его  эффективности являются:

  • установление стабильного режима для иностранных инвестиций в части налогов, валютного и внешнеторгового регулирования, обеспечение условий для приватизации с участием иностранного капитала, создание системы информации об инвестиционных проектах;
  • в сфере финансово-кредитного обращения – расширение возможности получения кредитов для малого бизнеса путем создания условий для организации новых кредитных учреждений (например, кредитно-сберегательных), оптимизация нормативов обязательной продажи валютной выручки для предпринимателей, занимающихся экспортом продукции глубокой переработки, развития системы межбанковских расчетов;
  • ускоренная амортизация основных фондов для малых предприятий;
  • обеспечение доступа к централизованным ресурсам, информационным базам данных;
  • обеспечение социальных гарантий защиты предпринимателей и потребителей;
  • активизация поддержки со стороны органов местного самоуправления, включая разработку системы налоговых льгот на местном уровне;
  • создание республиканской информационной системы для изучения конъюнктуры рынка на продукцию малых предприятий, в том числе и на мировом рынке;
  • государственное страхование частных инвесторов, вкладывающих средства в малые венчурные предприятия;
  • развитие лизинговых услуг.

Причиной почти 60% всех банкротств малых предприятий на начальном  этапе развития, по оценкам западных специалистов, являются неумелое управление предприятий и неэффективное  планирование предпринимательской  деятельности. Поэтому большое значение имеет проведение мероприятий по более рациональному разделению управленческого труда и повышению  эффективности руководства.

Государственная политика в этой сфере  должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных условий  устойчивого развития малого бизнеса  на основе совершенствования форм и  методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активизацию  производственной, инновационной и  инвестиционной деятельности данной категории  субъектов хозяйствования и, как  следствие, рост эффективности национальной экономики. Важным является также вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения и  создание новых рабочих мест, в  том числе для незащищенных категорий, увеличение доходов людей, а значит, обеспечение социальной стабильности.

Местные органы власти и управления должны обеспечивать оказание дифференцированной и адресной поддержки субъектов  малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов с учетом специфики их деятельности.

Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых  услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.

Для стимулирования развития субъектов  малого предпринимательства, занимающихся производством экспортоориентированной  и импортозамещающей продукции, другими видами производственной деятельности, наукой и научным обслуживанием, требуются создание условий для  инвестирования и кредитования на основе внедрения прогрессивных финансовых технологий; формирование стабильной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого бизнеса, а также другие меры государственной  поддержки.

Главными целями развития малого и  среднего предпринимательства на среднесрочную  перспективу являются обеспечение  роста эффективности и активизации  производственной, инновационной, инвестиционной, экспортной деятельности, а также  развитие предпринимательства в  сельской местности.

Для достижения поставленных задач  предполагается устранить основные факторы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства, выйти  на более высокий уровень государственной  поддержки.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, на современном этапе  повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике всех стран - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали  в процессе развития производительных сил и технологий.

Понимание экономического процесса и  места в нем предпринимательства  имеет долгую и неоднозначную  историю. Однако история предпринимательства  в Республике Беларусь насчитывает  немногим более 15 лет. За этот период произошли  значительные изменения в количественном и качественном составе предпринимательских  структур, в макроэкономической и  правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.

В этой связи действующее законодательство в Республике Беларусь должно быть уточнено с точки зрения специфики  малого бизнеса, отличительных признаков  небольших экономических организаций  как способа производства. Хотя они  и не являются какой-то особой формой хозяйства, но активно влияют на становление  всех хозяйственных форм как прямо, так и косвенно.

Выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на формирование малого бизнеса:

- преимущественная ориентация  предпринимательских структур на  деятельность в сфере торговли  и общественного питания –  примерно 50% от общего количества  предприятий;

- недолговечность большинства  предпринимательских структур, обусловленная  нестабильностью общей экономической  ситуации, отсутствием стимулов  к долгосрочным инвестициям;

- вытеснение большинства негосударственных  предприятий на периферию научно-технического  прогресса, их неспособность переломить  негативные последствия за счёт прорыва на экспортные рынки;

- отсутствие оперативного контроля  показателей деятельности субъектов  малого предпринимательства.

В целом малое предпринимательство  в Республике Беларусь, получившее развитие в начале 90-х годов за прошедшее десятилетие превратилось в самостоятельный и весьма влиятельный  элемент рыночной экономики.

 

 

 

 

 


Информация о работе Малый и средний бизнес в Беларуси