Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:12, курсовая работа
Целью данной работы является приобретение теоретических навыков в области финансового планирования и прогнозирования, в частности изучить методологию финансового планирования доходов, характеристику финансовых планов и их роль в прогнозировании доходной базы бюджета.
Введение
1.Планирование и прогнозирование доходов федерального бюджета
1.1.Сущность государственного бюджета. Доходы государственного бюджета.
1.2. Бюджетное планирование.
1.3. Бюджетное прогнозирование.
1.4. Методология планирования доходов Федерального бюджета.
2. Характеристика финансовых планов некоммерческих организаций и их роль в прогнозировании доходной базы бюджета.
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Ижевский государственный технический университет
Кафедра «Финансы и кредит»
Курсовая
по дисциплине «Финансовое планирование и прогнозирование»
на тему: «Методы финансового планирования и прогнозирования»
Вариант 24
Выполнил:
Проверила:
Содержание
Введение
1.Планирование и
1.1.Сущность государственного бюджета. Доходы государственного бюджета.
В современной экономической
литературе и периодической печати
широко обсуждаются вопросы, посвященные
отдельным проблемам
Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость социального положения страны. Он может влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальную сферу.
Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния страны. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита. Такая роль доходов государственного бюджета в жизни общества и государства обуславливает необходимость совершенствование методологии их формирования и прогнозирования разработки новых подходов в этом направлении. Целью данной контрольной работы является приобретение теоретических навыков в области финансового планирования и прогнозирования, в частности изучить методологию финансового планирования доходов, характеристику финансовых планов и их роль в прогнозировании доходной базы бюджета.
1. Планирование
и прогнозирование доходов
1.1.Сущность государственного бюджета. Доходы бюджета
Центральное место в
системе государственных
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.[6] Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.[3]
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством. В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.[8]
Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.
Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Доходная часть бюджета формируется в основном из налогов. Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов. Также значительная доля поступлений приходится на акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, налог на покупку иностранных денежных знаков. Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. Среди неналоговых доходов федерального бюджета можно выделить доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от реализации государственных запасов и от внешнеэкономической деятельности, а также доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, в т.ч. прибыль ЦБ России. Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов. Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами.[5]
- составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем,
источники и целенаправленное использование
бюджетных ресурсов на каждом из уровней
управления: федеральном, региональном,
муниципальном; необходимый компонент
обоснования функционирования бюджетной системы, неотъемлемая часть бюджетного процесса. [7]
Содержание бюджетного
планирования включает также вопросы
теории и методологии составления
бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному планированию
относится не только составление бюджета
по всем звеньям бюджетной системы, но
и его исполнение. Такое определение бюджетного
планирования вытекает из самого определения
бюджета, данного в Законе
«Об основах бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РСФСР.[9]
Непосредственное составление
бюджета на предстоящий год происходит
на базе его исполнения за текущий
год и тех финансовых норм и
нормативов, которые доводятся до
территорий, отраслей хозяйства, бюджетных учреждений.
Составление бюджета по доходам должно
учитывать действующую налоговую систему
в стране, реальную возможность мобилизации
доходов по каждому виду налогов и сборов.[9]
С помощью бюджетного планирования определяется движение бюджетных средств в соответствии с целями и задачами, установленными в Бюджетном послании Президента РФ, основных направлениях социально-экономического развития страны и прогнозных расчетах для соответствующих территорий, бюджетное планирование призвано показать реальные допустимые затраты и обосновать стратегию решения приоритетных отраслевых, региональных и муниципальных задач. Бюджетное планирование включает: определение общего объема и источников поступления бюджетных средств на федеральном, региональном, и муниципальном уровнях; формирование расходов бюджетов на основе единой методики расчета минимальной бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг; установление направлений использования бюджетных средств, способствующих выполнению планов-прогнозов социально-экономического развития страны и приводящих к росту эффективности обществ, производства, экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Бюджетное планирование увязывает макроэкономические прогнозы о бюджетных доходах с предложениями по государственным расходам. [7]
Перед бюджетным планированием
выдвигаются следующие основные задачи:
- установление общего объема финансовых
ресурсов и их распределение по отдельным
направлениям, национально-государственным
и административным образованиям РФ, выявление
размеров направления собственных ресурсов
хозяйства;
- организация работы по мобилизации денежных
накоплений и других финансовых ресурсов
государства, финансовому обеспечению
развития экономики, науки и социальной
сферы;
- осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.[9]
Принципы бюджетного планирования:
-регулирование бюджетных
вопросов едиными правовыми
-адресный и целевой
характер направления
-непрерывность планирования годового бюджета;
-стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет); балансовый метод.[10]
В условиях перевода экономики России на рыночные основы хозяйствования существенно изменились содержание, методология и методика бюджетного планирования. Количественные ориентиры, используемые в бюджетном планировании, из директивных стали индикативными (рекомендательными); появилась возможность вместо валовых затратных показателей применять иные измерители, нацеленные на конечные качественные, и количественные результаты; возникла необходимость использования разных вариантов прогнозных расчетов; большое значение стало придаваться выбору оптимальных решений.[7]
К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования относят методы: экономического анализа; экстраполяции; математического моделирования; индексный, балансовый и др.[2]
Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов: составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней; рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных (представительных) органах государственной власти разных уровней и в органах местного самоуправления; поквартальное распределение финансовыми органами федерального, регионального и муниципального уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей.
Бюджетное планирование состоит из двух стадий: подготовительной (сводное бюджетное планирование, проводятся организационно-методические мероприятия, определяется ожидаемое исполнение бюджета за текущий год, разрабатываются нормы и нормативы, определяются основные направления, пути и способы мобилизации финансовых ресурсов, изыскиваются возможности для увязки намечаемых, доходов и расходов на предстоящий год т.д.)[9] и конкретно-адресной (планируются виды и суммы доходных поступлений, устанавливаются конкретные направления расходования бюджетных средств по отраслям, ведомствам и целевому назначению).[7] На втором же этапе определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.[9] Вся дальнейшая организация и методическая работа по составлению проектов бюджетов разных уровней также проводится соответствующими финансовыми органами. [7]
Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления. Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РФ, министерства финансов республик в составе РФ, финансовые управления администраций других территорий в соответствии с предоставленными им правами.[9]
- обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний; неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений. [2]
Информация о работе Методы финансового планирования и прогнозирования