Методы формирования капитала фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении капитала предприятия. Данная цель достигается посредством выполнения следующих задач: рассмотреть понятие капитала предприятия; изучить виды, формы и источники формирования капитала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………...……………………………………………........3
Глава 1. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ: СОБСТВЕННЫЕ И ЗАЕМНЫЕ СРЕДСТВА ……………………………………………………….4
1.1.Финансовые ресурсы предприятия………………………………….4
1.2.Собственный капитал предприятия…………………………………7
1.3.Заемный капитал и дополнительно привлеченные средства…….11
Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………22
2.1.Политика формирования собственных и заемных средств………22
2.2.Политика использования финансовых ресурсов предприятия…..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Создание фонда накопления, фонда потребления, а также других денежных фондов обязательно, если предусмотрено  учредительными документами коммерческих организаций, либо собранием акционеров по представлению совета директоров принимается решение о направлении прибыли в эти целевые фонды.

Добавочный капитал. Является по сути дополнением к уставному  капиталу и включает сумму до оценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества организации со сроком полезного использования 12 месяцев, проводимой в установленном порядке, а также сумму, полученную сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества).

В отличие от уставного, добавочный капитал не подразделяется на доли, внесенные конкретными участниками. Они показывают общую собственность всех участников.

Добавочный капитал  аккумулирует денежные средства, поступающие  по указанным выше каналам. Основным каналом здесь являются результаты переоценки основных фондов.

Фонды специального назначения образуются из прибыли предприятия  после расчетов с бюджетом по налогам. Вопрос о видах специальных фондов, проценте отчислений в них и направления  расходования решается предприятием самостоятельно, но это должно быть зафиксировано в учредительских документах.

Резервы предстоящих  расходов и платежей создаются в  организациях в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения.

В составе собственного капитала могут быть выделены две основные составляющие: инвестированный капитал, то есть капитал, вложенный собственниками в предприятие; и накопленный капитал - капитал, созданный на предприятии сверх того, что было первоначально авансировано собственниками. Инвестированный капитал включает номинальную стоимость простых и привилегированных акций, а также дополнительно оплаченный (сверх номинальной стоимости акций) капитал. К данной группе обычно относят и безвозмездно полученные ценности. Первая составляющая инвестированного каптала представлена в балансе российских предприятий уставным капиталом, вторая — добавочным капталом (в части полученного эмиссионного дохода), третья - добавочным капиталом или фондом социальной сферы (в зависимости от цели использования безвозмездно полученного имущества).

Накопленный капитал  находит свое отражение в виде статей, возникающих в результате распределения чистой прибыли (резервный  капитал, фонд накопления, нераспределенная прибыль, иные аналогичные статьи). Несмотря на то, что источник образования отдельных составляющих накопленного капитала — чистая прибыль, цели и порядок формирования, направления и возможности использования каждой его статьи существенно отличаются. Эти статьи формируются в соответствии с законодательством, учредительными документами и учетной политикой.

Прибыль представляет собой  конечный финансовый результат деятельности фирмы и является важным компонентом  собственного капитала фирмы.

 

1.3.Заемный  капитал и дополнительно привлеченные  средства

Как известно, формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется за счет собственных и заемных средств. К собственным источникам финансовых ресурсов на действующих предприятиях относится прибыль (от основной и других видов деятельности), амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества. По мере функционирования предприятия (роста производственной программы, износа основных производственных фондов и т.д.) потребность в денежных средствах возрастает, что требует соответствующего финансирования прироста капитала, поэтому при недостатке собственных средств предприятие может привлекать средства других организаций, которые получили название заемный капитал.

Заемный капитал - это  часть капитала, используемая хозяйствующим  субъектом, которая не принадлежит  ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности. Необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности в оборотных средствах. В состав заемных средств входят финансовый кредит, полученный от банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений, коммерческий кредит от поставщиков, кредиторская задолженность предприятия, задолженность по эмиссии долговых ценных бумаг и др. В бухгалтерском учете заемные средства и кредиторская задолженность отражаются отдельно. Поэтому в широком смысле возможно выделение заемных средств и в узком смысле - собственно финансового кредита. Разница между заемными средствами в широком и узком смысле представляет собой привлеченные средства. С одной стороны, привлечение заемных средств - это фактор успешного функционирования предприятия, который способствует быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствует о доверии кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственных средств. С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами. Одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих финансовых решений - величина и эффективность использования заемных средств.

Заемный капитал может  использоваться как для формирования долгосрочных финансовых средств в  виде основных фондов (капитала), так  и для формирования краткосрочных (текущих) финансовых средств для  каждого производственного цикла.

Любое предприятие должно оплачивать свои счета так, чтобы еще оставалось достаточно денег на улучшение дела. Но основная цель бизнеса состоит в приращении стоимости предприятия, а значит и в увеличении богатства владельцев, посредством расширения дела. Все, что для этого нужно, - это продавать хорошие товары и услуги дороже издержек их производства. Однако прежде чем вы начнете получать какую-либо выручку от продаж, вам потребуются деньги, чтобы "запустить" бизнес. Но, даже поставив свое предприятие на ноги, вы не избавитесь от необходимости иметь внешний источник финансирования: вам может понадобиться дополнительная наличность, чтобы пережить спад или обновить производственные мощности и оборудование.

Поскольку без денег  деньги не сделаешь, компании часто  сталкиваются с необходимостью брать дополнительные средства в долг. В использовании заемных денег для извлечения прибыли проявляется действие механизма заимствования; заем в данном случае используется в качестве "рычага": он повышает потенциал заемщика в производстве прибыли. Если вы соединяете собственные средства (ваш капитал) с заимствованными деньгами, вы тем самым увеличиваете объем капитала, который можно вложить в дело. Покуда ваша норма прибыли на заемные средства превышает процент, который вы платите за этот заем, ваши дела идут хорошо. Однако механизм заимствования - палка о двух концах: он может увеличить вашу прибыль, но может и принести убытки.

Заимствование осложняется  тем, что имеет множество источников, и с каждым из них связаны свои преимущества и недостатки, издержки и выгоды. Задача финансового менеджера - найти такое сочетание источников финансирования, которое имело бы наименьшую цену. Процесс этот динамичный, поскольку изменение экономических условий сказывается и на стоимости кредита.

Помимо поиска источников финансирования финансовый менеджер должен следить за эффективностью расходования средств. У большинства компаний потенциальных статей расхода множество, а размеры капитала ограниченны. Чтобы выбрать наиболее рациональный способ расходования средств, управляющему финансами необходимо разработать такую методику отбора, которая позволила бы безошибочно определить варианты, более других соответствующие целям организации.

Политика привлечения  заемных средств представляет собой  часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Процесс управления привлечением заемных  средств предприятием строится по следующим основным этапам:

1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде.

Целью такого анализа является выявление  объема, состава и форм привлечения  заемных средств предприятием, а  также оценка эффективности их использования.

На первом этапе анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

На втором этапе анализа определяются основные формы привлечения заемных  средств, анализируются в динамике удельный вес сформированного финансового  кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме  заемных средств, используемых предприятием.

На третьем этапе анализа  определяется соотношение объемов  используемых предприятием заемных  средств по периоду их привлечения. В этих целях проводиться соответствующая  группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных оборотных и внеоборотных активов.

На четвертой стадии анализа  изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового  и товарного (коммерческих) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.

На пятой стадии анализа изучается  эффективность использования заемных  средств в целом и отдельных  их форм на предприятии. В этих целях  используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

Результаты проведенного анализа  служат основой оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.

2. Определение целей привлечения  заемных средств в предстоящем  периоде.

Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятия являются:

а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее  время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полную эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую  бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;

в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения  заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация), обновление основных средств (финансовый лизинг) и т. п.

г) обеспечение социально-бытовых  потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели.

д) другие временные нужды. Принцип  целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.

3. Определение предельного объема  привлечения заемных средств.

Максимальный объем этого привлечения  диктуется двумя основными условиями:

а) предельным эффектом финансового  левериджа. Так как объем собственных  финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма  используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению  к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;

б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиции  самого предприятия, но и с позиции  возможных его кредиторов, что  обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.

С учетом этих требований предприятие  устанавливает лимит использования  заемных средств в своей хозяйственной  деятельности.

4. Оценка стоимости привлечения  заемного капитала из различных  источников.

Такая оценка проводиться в разрезе  различных форм заемного, привлекаемого  предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.

5. Определение соотношения объема  заемных средств, привлекаемых  на кратко- и долгосрочной основе.

Расчет потребности  в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств обосновывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.

Расчет необходимого размера заемных средств в  рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.

Информация о работе Методы формирования капитала фирмы