Налоговое бремя. Функции налогов в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Ни одно государство не может существовать без экономической основы, значительную часть которой составляет система налогов и сборов [9, 12]. Изъятиe нaлoгoв y opгaнизaций и гpaждaн, кaк нaлoгoплaтeльщикoв, нe тpeбyeт пpaктичecки никaкиx влoжeний co cтopoны гocyдapcтвa. Налоговые проблемы постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей разных эпох. Так, Фома Аквинский (1226-1274), философ и теолог, оказавший значительное влияние на развитие христианских идей и догм, определял налоги как дозволенную форму грабежа. Шарль Луи Монтескье (1689-1755), французский просветитель, правовед и философ, полагал: ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забрать, и той, которую им оставить

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..........3
1.Налоги: понятие и виды налогов…………………………………………………………...4
1.1. Понятие налогов, их основные функции………………………………………………. 4
1.2.Виды налогов. Классификация………………………………………………...……...….5
1.3 Элементы налогообложения………..…….……………………………………………....9

2.Понятие налогового бремени……………………………………………………………..13
2.1.Принципы налогообложения………………………………………………………...….13
2.2.Оптимизация налогового бремени……………………………………………………...14
Заключение…………………………………………………………………………..……….22
Литература…………………………………………………………………………………....24

Вложенные файлы: 1 файл

к первая.doc

— 507.50 Кб (Скачать файл)

    Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

    Вместе  с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения  вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

- по характеру использования  налоговых платежей

    • общие;
    • целевые.

    К общим налогам относятся большинство  взимаемых в любой налоговой  системе налогов. Эти денежные средства расходуются без привязки к конкретным целям. В отличие от них, целевые налоги образуют государственные внебюджетные фонды (бюджет Пенсионного фонда РФ, бюджет Фонда социального страхования РФ, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальные внебюджетные фонды) [2].

    В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

    • твердыми;
    • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

    В зависимости от принадлежности к  уровню бюджета налоги можно подразделить так:

    • закрепленные;
    • регулирующие.

    Закрепленные  налоги непосредственно и целиком  поступают в конкретный бюджет или  во внебюджетный фонд. Среди них  выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

    Регулирующие  налоги поступают одновременно в  бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

    Особая  категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы[1]. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

    Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

    • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
    • упрощенная система налогообложения;
    • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
    • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Особенность этих налогов состоит в том, что  со дня их введения на территории соответствующих  субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных  НК РФ.

    Для исследования понятия налога большое значение имеет установление элементов налогообложения. 
 
 

    1.3. Элементы налогообложения

    Согласно  ст.17 НК РФ налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения [10, 16, 17]:

    субъект налогообложения;

    объект  налогообложения;

    налоговая база;

    налоговая ставка;

    налоговый период;

    льготы  по налогу;

    порядок исчисления налога;

    порядок и сроки уплаты налога.

    Говоря  о «субъекте налога», важно отличать это понятие от понятия «носитель налога».

    Субъект налога, или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

    Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

    юридические лица;

    физические  лица;

    физические  лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

    Объект  налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.

    Действующим законодательством предусмотрены  следующие объекты налогообложения:

    прибыль;

    стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

    совокупный  доход физических лиц;

    транспортные  средства;

    имущество, находящееся в собственности  физических и юридических лиц и др.

    Нередко название налога вытекает из объекта  налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный  налог.

    Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

    Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой  базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой — стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме).

    Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

    Различают процентные и твердые налоговые  ставки.

    Процентные  ставки устанавливаются непосредственно  к налоговой базе и могут быть:

    пропорциональными;

    прогрессивными;

    регрессивными.

    Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

    Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

    Пропорциональные  ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

    Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

    Примером прогрессивной (сложной) процентной ставки в российской налоговой системе служит шкала обложения физических лиц подоходным налогом, действовавшая до 2001 г. Вся сумма годового облагаемого налогом дохода граждан была разделена на три части: первая часть (до 50 тыс. руб.) облагалась по ставке 12%; вторая часть (от 50 тыс. до 150 тыс. руб.) — по ставке 20%; третья часть (более 150 тыс. руб.) — по ставке 30%. В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.

    Регрессивные  ставки уменьшаются с увеличением  налоговой базы. В РФ регрессивные ставки применяются по единому социальному  налогу.

    За  налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

    Льготами  по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

    Действующим законодательством предусмотрена  следующая система льгот:

    необлагаемый  минимум;

    освобождение  от уплаты налогов некоторых лиц  или категорий налогоплательщиков;

    снижение  налоговых ставок;

    изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

    Например, малые предприятия при переходе на упрощенную систему налогообложения  освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального и налога на имущество. Граждане, имеющие на своем попечении несовершенны детей или осуществляющие благотворительные взносы в некоммерческие организации, имеют право на необлагаемый минимум при расчете налога на доходы физических лиц и др.

    Существует  несколько способов уплаты налогов.

    

    Кадастровый способ предполагает использование  кадастра реестра, который устанавливает  типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью  определяется средняя доходность объекта  налогообложения.

    Взимание  налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

    Взимание  налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой  изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

    Административный  способ предусматривает возможность  уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым  органом.

    Для каждого налога существует свой порядок  уплаты.

    Единовременный  платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.

    Например, по единому налогу на вмененный доход  отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально  до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

    Единовременный  платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.

    Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода

    Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.

Информация о работе Налоговое бремя. Функции налогов в экономике