Обязательный аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2012 в 11:31, реферат

Краткое описание

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения, судьям, прокурорам и следователям – для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Содержание

Ведение
1. Обязательный аудит
3. Виды обязательного аудита и причины его проведения
4. Обязательства сторон, участников обязательного аудита
5. Особенности обязательного аудита по поручению государственных и правоохранительных органов
6. Обязательный аудит на основе критериев, установленных правительством РФ
7. Ответственность экономических субъектов за уклонение от обязательного аудита
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

обяз аудит.docx

— 39.62 Кб (Скачать файл)

2) получив аудиторское заключение по результатам обязательной аудиторской проверки, руководство экономического субъекта не может не ознакомить c его итоговой частью всех желающих;

3) получив перечень ошибок и нарушений, выявленных аудитором в ходе проведения обязательной аудиторской проверки, a также рекомендации по их устранению, руководство экономического субъекта не может ограничиться принятием их к сведению, оно обязано принять меры по их исправлению.

 

5. Особенности обязательного аудита по поручению государственных и правоохранительных органов

 

Орган дознания, следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный, суд вправе в соответствии c процессуальным законодательством Российской Федерации поручить аудитору или, аудиторской фирме провести аудиторскую проверку экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов:

  • возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела;
  • принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела;
  • дела, подведомственного арбитражному суду.

Будут ли аудиторы содействовать правоохранительным органам?

Использование аудита правоохранительными органами предполагает, прежде всего, оказание содействия судьям, органам дознания, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию  по конкретному делу, посредством  разрешения вопросов, требующих специальных  знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Это, в  частности, объясняется тем, что  одним из квалификационных требований к аудитору является наличие документа  о высшем экономическом и (или) юридическом  образовании и наличие стажа  по экономической или юридической  специальности (ч. 2 ст. 15 Закона № 119-ФЗ).

Привлечение правоохранительными органами аудитора в качестве специалиста обусловлено, прежде всего, наличием у него специальных  экономических знаний, т.к. юридическими знаниями и практическим стажем в  большей мере обладают сами дознаватели, следователи, прокуроры и судьи.

Несмотря  на то, что аудитор в соответствии со своей квалификацией может приглашаться как специалист в области бухгалтерского учета, его положение не соответствует квалификации эксперта-бухгалтера, который проходит не только специальную подготовку, получает соответствующую квалификацию эксперта-бухгалтера, но и обладает более широкими познаниями в области как процессуального, так и специального законодательства. (Положение об организации подготовки и повышении квалификации государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ, утвержденное Приказом Минюста России от 15 июня 2004 г. № 112).

Аудит как  форма использования специальных  бухгалтерских знаний может использоваться в правоприменительной практике, и такие возможности вытекают из действующего законодательства.

Так, органам  расследования преступлений, совершаемых  в сфере экономики, необходимо иметь  в виду, что одним из источников информации об обстоятельствах совершенного преступления все же могут служить  результаты аудиторской деятельности (аудиторские заключения), которые  являются неотъемлемой частью финансово-хозяйственной  деятельности организаций.

Закон № 119-ФЗ регламентирует проведение обязательного ежегодного аудита (ст. 7). Данное обстоятельство может помочь правоохранительным органам при сборе документальной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, с которой были связаны противоправные деяния подследственных лиц.

При этом органу расследования, кроме информации, полученной из контролирующих органов, следует произвести выемку документов (аудиторское заключение, приложения к нему, рабочую документацию), относящихся  к расследуемому периоду, в аудиторской  организации или у индивидуального  аудитора, которые обязаны их хранить.

В соответствии с ч. 3 ст. 183 УПК РФ выемка предметов  и документов, содержащих аудиторскую  тайну, производится органом расследования  с санкции прокурора.

Кроме того, при расследовании экономических  преступлений аудиторы могут привлекаться в качестве специалистов для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств  как лица, обладающие специальными экономическими знаниями. При этом в отношении них соблюдаются требования ст. 71 УПК РФ, а также ч. 1 ст. 12 Закона № 119-ФЗ.

Более широкому использованию возможностей аудита может способствовать внесение соответствующих  изменений в Федеральный закон  от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" относительно взаимодействия с правоохранительными органами в процессе расследования преступлений, что будет способствовать эффективному решению задач правовой политики российского государства и защите экономических прав граждан.

 

 

6. Обязательный аудит на основе критериев, установленных Правительством Российской Федерации

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2005 г. № 706

 

О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ  ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА

 

В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" Правительство Российской Федерации  постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила  проведения открытого конкурса  по отбору аудиторской организации  для осуществления обязательного  ежегодного аудита организации,  доля государственной собственности  или собственности субъекта Российской  Федерации в уставном (складочном) капитале которой составляет  не менее 25 процентов.

2. Федеральным органам исполнительной  власти в пределах своей компетенции  представлять ежегодно, до 1 августа,  в Министерство финансов Российской  Федерации информацию о нарушении  требований законодательства Российской  Федерации о проведении обязательного  аудита.

3. Рекомендовать Центральному банку  Российской Федерации представлять  в Министерство финансов Российской  Федерации информацию о нарушении  требований законодательства Российской  Федерации о проведении обязательного  аудита кредитными организациями,  в том числе головными кредитными  организациями банковских (консолидированных)  групп при проведении аудита  консолидированной отчетности, а  также о примененных к кредитным  организациям (в том числе к  головным кредитным организациям  банковских групп) мерах ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о проведении обязательного аудита и случаях, когда головные организации (управляющие компании) банковских холдингов не проводили аудит консолидированной отчетности банковских холдингов.

4. Федеральному агентству по  управлению федеральным имуществом  представлять ежегодно, до 15 января  и до 15 июля, в Министерство финансов  Российской Федерации, осуществляющее  методическое руководство проведением  открытых конкурсов по отбору  аудиторских организаций для  осуществления ежегодного обязательного  аудита, обзорную информацию о  результатах проведения в предшествующие 6 месяцев указанных открытых  конкурсов.

5. Признать утратившим силу Постановление  Правительства Российской Федерации  от 12 июня 2002 г. № 409 "О мерах  по обеспечению проведения обязательного  аудита" (Собрание законодательства  Российской Федерации, 2002, № 25, ст. 2447).

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.ФРАДКОВ

 

Постановлением  Правительства Российской Федерации № 1355 от 07.12.94 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подбежит обязательной ежегодной аудиторской проверке» c последующими изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ № 408 от 25.04.95, установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке по следующим критериям (системе показателей).

Организационно-правовая форма экономического субъекта. Подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала.

Вид деятельности экономического субъекта. По этому критерию обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат:

  • банки и другие кредитные учреждения,
  • страховые организации и общества взаимного страхования,
  • товарные и фондовые биржи,
  • инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании),
  • внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами,
  • благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц,
  • другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Источники формирования уставного капитала (уставного фонда) экономического субъекта. Экономические субъекты подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

Финансовые покaзатeли деятельности экономического субъекта. Экономические субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности.

  • объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда,
  • сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством Поссийской Федерации минимальный размер оплаты труда.

Для определения указанных финансовых показателей установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда принимается в среднегодовом исчислении за отчетный год.

 

7. Ответственность экономических субъектов за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки

 

В соответствии со ст. 21 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" № 119-ФЗ аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и данным Федеральным законом.

Однако  в настоящее время ответственность  за непроведение обязательного аудита законодательно не установлена.

При этом надо обратить внимание на то, что в  соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ организация обязана  представлять в налоговый орган  по месту учета бухгалтерскую  отчетность в соответствии с Федеральным  законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете". В соответствии со ст. 13 Закона № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных  организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных  подразделений, не осуществляющих предпринимательской  деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), должна состоять из:

- бухгалтерского  баланса;

- отчета  о прибылях и убытках;

- приложений  к ним, предусмотренных нормативными  актами;

- аудиторского  заключения, подтверждающего достоверность  бухгалтерской отчетности организации,  если она в соответствии с  федеральными законами подлежит  обязательному аудиту; пояснительной  записки.

При отсутствии аудиторского заключения в составе  бухгалтерской отчетности организации (индивидуальные предприниматели) могут  быть привлечены к налоговой ответственности  в соответствии со ст. 126 НК РФ за непредставление  в установленный срок документов, предусмотренных НК РФ и иными  актами законодательства о налогах  и сборах. А должностные лица организаций  и индивидуальные предприниматели - к административной ответственности  на основании ст. 15.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ за представление  сведений, необходимых для осуществления  налогового контроля, в неполном объеме.

Высказывается также мнение о том, что при  уклонении от проведения обязательного  аудита к должностным лицам организации  могут быть применены санкции, предусмотренные  ст. 15.11 КоАП РФ, за грубое нарушение  правил ведения бухгалтерского учета  и представления бухгалтерской  отчетности. Однако, учитывая примечание к указанной статье, применение мер  ответственности, предусмотренных  ст. 15.11 КоАП РФ, невозможно, поскольку  под грубым нарушением правил ведения  бухгалтерского учета и представления  бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов  и сборов не менее чем на 10 процентов  либо искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. При  непроведении же обязательного аудита указанный состав отсутствует.

Информация о работе Обязательный аудит