Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 09:02, реферат
1. Критерии оценки (основные требования к персоналу)
Применение современных методов объективной оценки труда управленческих работников, и особенно руководителей, в условиях рыночной экономики и демократизации управления приобретает особое значение. Проведение таких оценок накануне аттестации, в процессе выборов руководителя, при формировании резерва кадров на выдвижение, а также в текущих перестановках в кадровом составе - таковы основные практические направления оценочной деятельности организаций.
1. Критерии оценки (основные требования к персоналу)…………………….3
2. Правовые аспекты оценки персонала………………….….…………………6
3. Система оценки персонала на предприятии……………………..………….7
4. Количественные методы оценки : Экспертные оценки……….……………7
5. Сущность методов оценки персонала предприятия……………………….16
5. 1. Оценка по методу черт……………………………………………………16
5.2. Оценка на основе анализа труда…………………………………………..18
5.3. Функциональная оценка…………………………………...………………19
5. 4. Методика определения стиля руководства………………………………20
5. 5. Оценка по результатам деятельности коллектива………………...…….20
5.6. Метод анализа структуры управленческой деятельности………………22
5. 7. Целевой метод оценки…………………………………………………….23
6. Диагностическая система оценки……………….…………………………..24
Список используемой литературы………………….…………………………27
Распространена
также комплексная оценка, содержание
которой включает различные комбинации
из названных предметов оценки труда.
Степень разработанности каждого из подходов
неодинакова. Некоторые (например, оценка
качеств) доведены до вполне полного методического
обеспечения и даже автоматизации, другие
(например, целевая оценка) представлены
лишь в виде определенных принципов.
5. 1.
Оценка по методу черт
Широкое распространение получила оценка руководителей по методу черт. В ее основе - признание влияния психологических свойств человека на характеристики его деятельности. К числу методик, основанных на данном подходе, относится балльная оценка степени выраженности у руководителей некоторого набора деловых и личностных качеств, оценка тех черт, которые в наибольшей степени коррелируют с эффективностью деятельности руководителей в конкретных коллективах. Для этого с помощью ЭВМ выбирается (без интерпретации количественных оценок) такой перечень свойств, который в наибольшей степени отличает каждого руководителя и помогает составить его деловой портрет.
Различие
методик связано с
Опыт применения подобных систем оценки у нас в стране и за рубежом позволяет выявить их основной недостаток - субъективизм получаемого знания. Причины этого коренятся в самом методе, который связан с волей и сознанием субъектов, участвующих в оценке. Речь идет не о получении предвзятых или некомпетентных оценок, что возможно при реализации любого подхода, а о самом содержании производимой оценки.
Используемые
перечни качеств в слабой степени
привязаны к управленческой деятельности
и скорее раскрывают в какой-то мере внутреннюю
структуру личности оцениваемого, нежели
фиксируют определенные профессиональные
требования к психологическим характеристикам
руководителя как субъекта управления.
Фактически такая оценка основывается
не на анализе реального управленческого
труда, а на том, что думают о руководителе
окружающие.
5.2. Оценка на основе анализа труда
Определение психологических свойств на основе анализа труда управленческого персонала происходит в рамках ситуационной оценки, которая, однако, похожа на оценку черт. Только в этом случае в качестве устойчивых психологических характеристик выступают относительно инвариантные особенности поведения управленца, проявляющиеся в процессе решения им конкретных управленческих задач.
В методике ситуационной оценки предусмотрена процедура отбора типичных управленческих ситуаций в конкретном коллективе, в структуре которых описывается работа управленца, а затем оценивается его поведение. Рациональным основанием такой оценки является то, что разнородность элементов трудовой ситуации в каждом случае складывается в определенный комплекс условий и задач управленческой деятельности. Решение этих задач является чрезвычайно сложным и эффективность действий управленца, безусловно, определяется его личностными особенностями.
Основу методики составляет представление об управленческих ситуациях как единицах анализа труда управленческого работника, однако именно их структура остается пока еще недостаточно разработанной. Используемые в ходе оценки ситуации (отсутствие согласованности в планах работ со смежными подразделениями, конфликты, вызванные нечетким разграничением функций, необеспеченность финансовыми ресурсами, неукомплекгованность подразделения персоналом) являются, по существу, лишь описанием отдельных проблем управления.
Результатам
оценки поведения управленческих работников,
как и в случае оценки качеств, является
социально-психологическая характеристика,
только более профессионально ориентированная.
Она содержит информацию о том, каким образом
(эффективно или нет) действовал работник,
в каких ситуациях более, в каких - менее
эффективно. Однако данный способ не помогает
выяснить причину такого поведения и его
последствия.
5.3.
Функциональная оценка
Функциональная оценка руководителя основывается на анализе процесса труда, выяснении, насколько он хорошо справляется со своими должностными обязанностями. Работа руководителя в этом случае описывается в структуре выполняемых им специфических функций по регулированию совместной деятельности. Например, в одной из методик выделяют такие управленческие функции, как планирование, организация, комплектование штатов, руководство и лидерство, контроль.
В основе такого способа - представление об особых задачах организаторской деятельности, отличающих управленческий труд от исполнительского и имеющих некоторое универсальное содержание, а также понимание места и роли руководителя в трудовом коллективе.
Можно говорить, что основными задачами его (руководителя) деятельности как субъекта управления являются:
Условия управленческой деятельности, сфера совместного труда, параметры возглавляемого коллектива лишь конкретизируют эти задачи, заполняют их предметным содержанием, не изменяя сути выполняемых функций. Функциональная оценка имеет то достоинство, что основывается на анализе того, чем в действительности занимаются руководители. Она позволяет определять слабые стороны в работе конкретных руководителей на основе знания об общих задачах управленческой деятельности.
5. 4.
Методика определения
стиля руководства
Анализ качества выполнения работы предполагает также определение стиля руководства. Руководитель создает ценности не напрямую, а посредством других людей, регулируя их поведение и модифицируя его в необходимом для реализации общих целей направлении. Средством решения всех задач в коллективе для него выступает целенаправленное и систематическое воздействие на людей в процессе совместного труда.
Главными в деятельности руководителя являются личностная позиция, стиль делового общения, выбранный способ взаимодействия с подчиненными. И если анализ управленческих функций позволяет раскрыть содержание выполняемой руководителем работы, круг решаемых задач, то определение стиля руководства раскрывает систему ответственности, вносимую руководителем в процесс работы и выступающую в качестве важного средства его влияния на других людей.
При
таком подходе
предметом оценки является характер взаимоотношений
руководителя с подчиненными. Она позволяет
раскрыть личностные особенности поведения
руководителя в системе отношений "руководства-
подчинения". Способ воздействия на
людей имеет принципиальное значение
для успешной работы руководителя, обеспечения
эффективной совместной деятельности,
поэтому оценка применяемых средств руководства
- важный аспект анализа качества управленческого
труда.
5. 5.
Оценка по результатам
деятельности коллектива
Широко распространена практика оценки руководителей по результатам деятельности возглавляемых ими коллективов. При этом используются главным образом производственные и экономические показатели, относящиеся, например, к качеству, объему, срокам получения производимых продуктов (услуг). Прибыль является наиболее показательным и универсальным критерием работы любого управленца, особенно в странах с рыночной экономикой. Однако его использование предполагает анализ и учет ряда других показателей, поскольку высокие результаты по прибыли могут скрывать серьезные недостатки управления (например, расстройство системы обеспечения необходимыми ресурсами), слишком позднее выявление которых нежелательно. Причем, чем более высокий пост занимает оцениваемый руководитель, тем выше значение прибыли как критерия оценки его деятельности. Наряду с прибылью применяются и сложные системы показателей, учитывающие использование основных и оборотных средств, эффективность капиталовложений, экономию прямых и косвенных затрат в издержках производства и обращения и т. д.
Руководители
оцениваются также по результатам
внедрения и использования
Оценка
по результатам является признанным
способом определения успешности любой
деятельности, что в случае анализа сложного
управленческого труда является непростой
задачей. Отдельные показатели результатов
управленческой деятельности содержатся
в некоторых комплексных методиках, сам
же способ не является достаточно разработанным
и в полной мере не используется на практике.
Однако представляется, что нет такого
труда, итоги -которого не удалось бы представить
в определенном масштабе их полезности
и социальной значимости. Необходимость
и целесообразность перехода к оценке
руководителей по результатам их специфической
организаторской деятельности являются
насущными и очевидными.
5.6.
Метод анализа структуры
управленческой деятельности
Анализ структуры управленческой деятельности позволяет говорить о том, что результаты труда руководителя укладываются в параметрах тех объектов, на которые направлена его активность. Деятельность руководителя приводит к преобразованию управляемых объектов, точнее к изменению (или сохранению на требуемом уровне) определенных их характеристик, необходимых для реализации целей управления и важных для совместной работы.
Так, к числу результатов деятельности руководителя могут быть отнесены создаваемая структура функциональных ролей в коллективе, формируемый порядок делового взаимодействия и общения, качество подготовки персонала, поддерживаемый микроклимат, восприимчивость управляемой системы к нововведениям, организационная целостность, ценностно-ориен-тационное единство коллектива и ряд других характеристик.
Имеется
в виду, что руководитель уделял
внимание этим вопросам, их решение входило
в сферу его деятельности в оцениваемом
периоде времени и стало возможным благодаря
успешной реализации им своих управленческих
функций и применяемым средствам управления.
В противном случае достижение требуемых
параметров должно быть связано не с активностью
оцениваемого субъекта управления, а с
действием других факторов. На основе
анализа выполнения основных управленческих
задач в отношении конкретных объектов
управления и определения в этом меры
личных усилий руководителя могут быть
оценены результаты его деятельности.
5. 7.
Целевой метод оценки
По содержанию целевой метод близок к методу оценки по результатам. Известно, что цели - предвосхищаемые результаты деятельности. Процесс оценки в этом случае состоит в том, чтобы определить, насколько компетентно руководители устанавливают цели (масштабные, но достижимые) и как хорошо работают по их достижению.
Целеполагание лежит в основе любого управления и является важнейшим элементом управленческого труда. В настоящее время целевое управление рассматривается как необходимый компонент эффективного руководства. Кроме того, трудно ожидать от руководителя (как и от любого другого работника) эффективного труда, пока остаются неясными его конечные результаты или хотя бы не намечены ориентиры, к которым ему необходимо стремиться. Этим определяется то рациональное основание, на котором строится данный способ оценки.