Оценка финансовой устойчивости предприятия на примере ОАО "КАМАЗ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы посвящена изучению теоретических основ и методологических принципов оценки финансовой устойчивости предприятия.
Поставленная выше цель определила постановку ряда взаимосвязанных задач:
 рассмотреть сущность финансовой устойчивости;
 изучить методы оценки финансовой устойчивости предприятия;
 дать характеристику общей направленности финансово-хозяйственной деятельности;
 провести оценку финансовой устойчивости ОАО «КАМАЗ»;
 рассмотреть меры обеспечения финансовой устойчивости предприятия на примере ОАО «КАМАЗ».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Основы оценки финансовой устойчивости предприятия 5
1.1 Сущность финансовой устойчивости 5
1.2 Методы оценки финансовой устойчивости предприятия 8
2 Оценка финансовой устойчивости предприятия на примере ОАО «КАМАЗ» 15
2.1 Общая характеристика предприятия 15
2.2 Оценка финансовой устойчивости ОАО «КАМАЗ» 16
3. Меры обеспечения финансовой устойчивости предприятия на примере ОАО «КАМАЗ» 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

3 Анализ финансовой устойчивости предприятия.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

 

Анализ финансовой устойчивости ОАО «КАМАЗ» за 3 года показал, что исследуемое предприятие имеет как в начале, так и в конце анализируемого периода абсолютную финансовую устойчивость. Данное предприятие использует все свои источники финансовых ресурсов и полностью покрывает запасы и затраты.


3. Меры обеспечения финансовой устойчивости предприятия на примере ОАО «КАМАЗ»

 

Для поддержания финансовой устойчивости ОАО «КАМАЗ», можно предложить следующие мероприятия.

Необходимо составлять прогнозный баланс, который покажет вероятное имущественное положение компании и позволит оценить, насколько выполнимы при имеющемся собственном капитале его обязательства.

Прогнозный баланс должен составляться на основании системы плановых расчетов всех показателей производственно – финансовой деятельности, а также на основании динамики отдельных статей баланса и их соотношений. Сопоставление прогнозных значений статей баланса с фактическими на конец отчетного периода позволит установить, какие изменения произойдут в финансовом состоянии предприятия. Это даст возможность своевременно внести коррективы в его производственную и финансовую стратегию.

Также нужно регулярно проводить анализ деятельности предприятия, для того, чтобы предприятие могло оперативно оценить и улучшить свое финансовое положение.

При анализе, в первую очередь, следует установить выполнение плана по поступлению денежных средств главным образом от реализации работ, услуг, имущества, выяснить причины изменения суммы выручки и выявить резервы ее увеличения. Особое внимание следует обратить на использование денежных средств, так как даже при выполнении доходной части финансового плана перерасходы и нерациональное использование денежных средств могут привести к финансовым затруднениям.

Необходимо расширять наиболее прибыльные и конкурентоспособные направления деятельности организации.

Необходимо предпринимать меры по организационной перестройке управленческих служб и созданию специального подразделения, действующего на основе принципов и методов маркетинга, то есть маркетинговой службы организации. Существует несколько альтернативных направлений:

1.      формирование специального отдела маркетинга, который осуществляет изучение спроса, сбор и обработку информации о потребителях, анализ форм и методов сбыта, установление контактов с партнерами. В этом случае существующая система управления не претерпевает принципиальных изменений, а только дополняется новой службой;

2.      создание децентрализованных производственных отделений со своим отделом маркетинга, каждое из которых обслуживает определенный рынок или регион;

3.      интеграция всех функций производства и сбыта в каждом отделении организации, которое становится производственно-сбытовым.

Так как деятельность предприятия сопряжена с различными видами рисков (природными, техногенные), в качестве мероприятий по повышению финансовой устойчивости ОАО «КАМАЗ» можно предложить страхование компании. При построении эффективной защиты предприятия особо важно найти правильный размер резервов на предприятии, которые бы соответствовали мелким ежегодным ремонтам и не превышали затрат на эти цели. В то же время создание материальных резервов на «текущие расходы» без заключения договоров страхования приводит к потерям из-за недостаточности страховой защиты. Последние (потери) можно разделить на основные и сопутствующие. Основные потери представляют собой превышение размера ущерба над размером сформированных собственных резервных фондов и сумм возмещения страховщиками.

Таблица 3.1 – Предлагаемые мероприятия по повышению эффективности производства и снижению затрат ОАО «КАМАЗ» в 2011 г.

Мероприятия

Результат

Предполагаемый эффект

Программа по работе с нерентабельным фондом.

Повышение эффективности работы цехов

Сокращение переменных затрат.

Мероприятия по повышению надежности и эксплуатации оборудования.

Сокращение отказов работы оборудования

Увеличение фонда использования основных средств

Программа энергосбережения.

Сокращение энергетических затрат.

Экономическая выгода.

Программа оптимизации сферы транспорта

Сокращение транспортных расходов, уменьшение количества техники

Снижение удельного веса транспортных расходов.


 

В целом предприятие осуществляет прибыльную деятельность. Однако, анализ, проведенный во второй главе, показал, что предприятие имеет резервы снижения себестоимости продукции.

Важным резервом снижения себестоимости продукции является повышение производительности труда. На ОАО «КАМАЗ» в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло снижение среднегодовой выработки с 1317,9 тыс. руб./чел. до 1007,7 тыс. руб./чел. Это является резервом повышения выработки. Для реализации этого резерва необходимо повысить уровень квалификации персонала предприятия. Создание на ОАО «КАМАЗ» возможности повышения уровня квалификации для работников позволит раскрыть перед работниками перспективы карьерного роста, соответствующего роста их заработной платы.

Таблица 3.2 – Операции при приобретении и поступлении материалов (МР) ОАО «КАМАЗ»

Этапы процесса материалообеспечения

Операции учета и контроля

Наиболее вероятные резервы

1 Поступление МР

- Учет и контроль времени и объема поступления МР по типомаркоразмерам от различных поставщиков.

- Учет времени и объема поступления МР со свободного рынка, в том числе оперативно (по типомаркоразмерам).

- Контроль соответствия фактического поступления плановому.

Потери в связи с дефицитом или в результате образования сверхнормативных запасов при наличии отклонений от плановых объемов, интервалов, структуры поставок в результате несвоевременного осуществления учета, контроля и регулирования.

2 Отпуск МР

-Учет времени и объема фактического расхода всех поступивших на склад МР по типомаркоразмерам.

- Контроль соответствия фактической потребности в МР плановой.

Потери в связи с дефицитом или в результате образования сверхнормативных запасов при наличии отклонений от плановых объемов, интервалов, структуры поставок в результате несвоевременного осуществления учета, контроля и регулирования.

3 Формирование запасов

- Контроль фактического уровня запасов МР по типомаркоразмерам при каждом поступлении и расходе МР

а) Потери в связи с отсутствием учета и контроля фактического запаса в момент любого события (поступления и отпуска).

б) Потери в связи с несвоевременным выявлением угрозы дефицита при исчерпании страхового запаса.

в) Потери в связи с дефицитом при наличии отрицательных отклонений от минимальной норы запаса в связи с использованием и исчерпанием страхового запаса.

4. Хранение МР

Учет и контроль затрат на хранение МР

 


 

Для выявления резервов, связанных с поступление материалов, рассмотрим подробно операции, осуществляемые при приобретении материалов. В таблице 3.2 указано название операции и в общем виде наиболее вероятные резервы. Рассмотрим возможные резервы, возникающие при поступлении и отпуске материалов. Объекты учета в процессе материалообеспечения отражаются в учетных документах в натуральных и денежных измерителях.

Натуральные измерители применяют для оперативного учета МР по типомаркоразмерам. К ним относятся килограммы, литры, метры, штуки и так далее. Натуральные измерители можно обобщать лишь по однородным группам МР, имеющим одинаковые измерители. Денежные измерители (рубли) используются в качестве единого обобщающего показателя, они также позволяют учитывать и контролировать движение денежных потоков на предприятии.

Рассмотрим существующие первичные учетные документы, отражающие поток входной информации о поступлении МР по типомаркоразмерам для оценки возможности его использования для выявления резервов.

На МР, поступающие от поставщиков согласно заключенным с ними договорам, ОАО «КАМАЗ» получает счет-фактуру, а также товарно-транспортную накладную (если доставка МР осуществляется автотранспортом) или квитанцию к железнодорожной накладной. В этих приходных документах отражаются наименования МР по типомаркоразмерам, количество МР в натуральных измерителях, цена за единицу МР, стоимость МР по каждому типомаркоразмеру и общая стоимость поставки. На основании данных приходных документов заполняются карточки складского учета материалов в натуральных и денежных измерителях на каждый типомаркоразмер. Записи по учету поступления МР производит материально-ответственное лицо при каждом поступлении МР. В карточках фиксируется цена МР, дата поставки, номер приходного документа, наименование поставщика, объем поступления в натуральных единицах измерения и фактический остаток (запас) МР на дату поступления МР. При поступлении МР необходимо проверять соответствие фактического поступления МР данным сопроводительных документов. Учет поступления МР на ОАО «КАМАЗ» осуществляется с помощью компьютера, на основе карточек складского учета.

Таким образом, компьютерные аналоги карточек складского учета содержат информацию об объемах и сроках фактического поступления МР по каждому типомаркоразмеру, необходимую, но недостаточную для осуществления контроля фактического поступления плановому. Поэтому для оперативного выявления и использования резервов необходимо дополнительно использовать методы управленческого учета, позволяющие осуществлять оперативный учет и контроль поступления МР, то есть исполнения поставщиками своих обязательств.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, финансовая устойчивость - важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, является оценкой степени гарантированности экономических интересов самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям.

Финансовая устойчивость предприятия определяется на основе процесса, основанного на изучении данных о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия в прошлом с целью оценки перспективы его развития.

Главной задачей анализа финансовой устойчивости является снижение неизбежной неопределенности, связанной с принятием экономических решений, ориентированных в будущее.

Существует следующая классификация степени устойчивости предприятия:

      абсолютная устойчивость предприятия. Все займы для покрытия запасов и затрат полностью покрываются собственными оборотными средствами, то есть нет зависимости от внешних кредиторов;

      нормальная устойчивость предприятия. Для покрытия запасов используются нормальные источники покрытия – собственные средства и долгосрочные кредиты;

      неустойчивое состояние предприятия. Для покрытия запасов  и затрат привлекаются краткосрочные кредиты. Такое положение приводит к нарушению в платежах по текущей деятельности;

      кризисное состояние предприятия. Выше перечисленных источников финансирования недостаточно для покрытия запасов и затрат. Предприятие находится в зоне повышенного финансового риска.

Оценка финансовой устойчивости предприятия является составной частью финансового анализа предприятия. Для оценки финансовой устойчивости предприятия применяется набор или система коэффициентов. Таких коэффициентов очень много, они отражают разные стороны состояния активов и пассивов предприятия. Их нормативный уровень зависит от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, условий кредитования, сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных активов, репутации предприятия.

Предметом деятельности ОАО «КАМАЗ» является:

      производство автомобилей, запасных частей к ним;

      производство новых автомобилей, узлов и агрегатов к ним;

      производство прочей (инициативной) продукции, работ, услуг на сторону;

Исследуемое предприятия достаточно устойчиво, коэффициент долга на протяжении исследования не превысил нормативного значения равного 0,4, что делает ОАО «КАМАЗ» более привлекательным для деловых партнеров. Коэффициент независимости важен как для инвесторов, так и для кредиторов предприятия, поскольку он характеризует долю средств, вложенных собственниками в общую стоимость имущества предприятия. Данные бухгалтерского баланса анализируемого предприятия свидетельствуют о высоком значении коэффициента финансовой независимости (автономии): 70% в 2008 году и 80% в конце 2010 года.

Информация о работе Оценка финансовой устойчивости предприятия на примере ОАО "КАМАЗ"