Показатели рентабельности в системе финансового банковского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ и практических аспектов использования показателей рентабельности в системе банковского менеджмента.
Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
обобщить понятие и значение показателей рентабельности в кредитных организациях;
исследовать задачи управления рентабельностью в кредитных организациях;
обобщить систему показателей рентабельности в кредитных организациях;
провести структурный анализ доходов и расходов кредитных организаций;
проанализировать финансовый результата кредитных организаций;
исследовать порядок расчета показателей рентабельности кредитных организаций;

Содержание

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 2
1.1 Понятие и значение показателей рентабельности в кредитных организациях 2
1.2 Задачи управления рентабельностью в кредитных организациях 3
1.3 Система показателей рентабельности в кредитных организациях 5
2. ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 10
2.1 Анализ и управление прибыльностью в кредитных организациях 10
2.1.1 Структурный анализ доходов и расходов в кредитных организациях 10
2.1.2 Анализ финансового результата кредитных организаций 12
2.2 Порядок расчета показателей рентабельности кредитных организаций 15
2.3 Оценка уровня рентабельности кредитных организаций за 2008-2010 гг. 16
3. УПРАВЛЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ, КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 17
3.1 Проблемы управления рентабельностью в кредитных организациях 17
3.2 Перспективы улучшения показателей рентабельности в кредитных организациях 20

Вложенные файлы: 1 файл

+Андреева Галя курсовая.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Объем чистого дохода от операций с иностранной валютой и валютными ценностями, включая курсовые разницы, вернулся к докризисному уровню, при этом его доля в структуре факторов увеличения прибыли банковского сектора сократилась до 2,4% на 1.01.2011 по сравнению с 7,5% на 1.01.2010.

Наибольший удельный вес этот источник имеет в доходах банков, контролируемых иностранным капиталом, а также средних и малых банков Московского региона (соответственно 8,2 и 8,0% в структуре факторов увеличения прибыли). Наиболее существенно роль доходов от операций с иностранной валютой в формировании финансового результата изменилась у крупных частных банков (у них за 2010 год доля этих доходов в структуре факторов увеличения прибыли сократилась с 6,9 до 1,2%), а также у банков, контролируемых государством, получивших убыток от этого вида операций в размере 0,4% от факторов снижения прибыли.

Расходы, связанные с обеспечением деятельности кредитных организаций, за 2010 год увеличились на 25,2%, или  с 44,9 до 81,5% в структуре факторов снижения прибыли, что соответствует их докризисному уровню.

Удельный вес расходов, связанных  с обеспечением деятельности кредитных  организаций, в структуре факторов снижения прибыли за 2010 год вырос  у всех групп банков. Основной прирост  этого вида расходов приходится на банки, контролируемые государством (с 32,8 до 77,1%), и банки, контролируемые иностранным капиталом (с 53,8 до 86,4%).

 

2.2 Порядок расчета  показателей рентабельности кредитных  организаций

 

Показатели рентабельности действующих  кредитных организаций рассчитываются путем деления финансового результата на показатель (Приложение 5).

При этом рентабельность капитала может быть определена умножением таких показателей как мультипликатор капитала (финансовый леверидж), маржа прибыли, коэффициент доходности активов (Приложение 6):

Мультипликатор капитала = Активы/Капитал;

Маржа прибыли = Финансовый результат/ Валовой с доход;

           Коэффициент  доходности активов = Валовой  чистый доход/Активы.

 

2.3 Оценка уровня рентабельности  кредитных организаций за 2008-2010 гг.

 

 

(Приложение 6)Рентабельность активов кредитных организаций в 2010 году составила 1,9%, а рентабельность капитала – 12,5%, что существенно выше показателей 2009 года (0,7 и 4,9% соответственно 22). Однако докризисных значений (превышающих 20% капитала и 3% активов) показатели рентабельности не достигли.

За год рентабельность активов  снизилась у 539 банков, или 53,3% от общего числа действующих кредитных  организаций, а рентабельность капитала – у 501 банка, или 49,5% соответственно.

Анализ факторов, обусловивших повышение рентабельности капитала, показывает, что в 2010 году оно произошло под влиянием существенного роста маржи прибыли. При этом по сравнению с 2009 годом несколько снизились финансовый леверидж и доходность активов банков.

В 2010 году показатели рентабельности улучшились во всех группах банков, особенно у банков, контролируемых государством, а также банков, контролируемых иностранным капиталом (Приложение 7).

Уровень рентабельности в указанных  группах банков превысил среднее  значение по банковскому сектору

Вывод!!! По содержанию вопросов 2 раздела добавить описания управления рентабельностью по итогам анализа!

 

3. УПРАВЛЕНИЕ  РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ, КАК НАПРАВЛЕНИЕ  ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3.1 Проблемы  управления рентабельностью в кредитных организациях

Основные проблемы управления рентабельностью  в кредитных организациях выступают  проблемы, связанные с управлением  ресурсной базой, депозитной политикой  и рисками.

Ресурсная база, как микроэкономический фактор, оказывает прямое влияние на ликвидность, платежеспособность и рентабельность кредитной организации.

Формирование ресурсной базы, включающее в себя не только привлечение новой  клиентуры, но и постоянное изменение  структуры источников  привлечения  ресурсов, является составной частью гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка. Эффективное управление пассивами предполагает осуществление грамотной депозитной политики. Специфика этой области деятельности в том, что в части пассивных операций выбор банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, к которой он привязан намного сильнее, чем к заемщикам.

В целях привлечения ресурсов для  своей деятельности коммерческим банкам важно разработать стратегию  депозитной политики, исходя из целей  и задач коммерческого банка, закрепленных в уставе, получения максимальной прибыли и необходимости сохранения банковской ликвидности. Депозитная политика должна, прежде всего, отвечать следующим требованиям:

-           экономическая  целесообразность;

-           конкурентоспособность;

-           внутренняя  непротиворечивость.

Под экономической целесообразностью  здесь понимается рентабельность использования  привлеченных ресурсов населения. Этот вопрос, разумеется, должен рассматриваться  в общем, контексте активно-пассивного управления. При расчете относительной эффективности привлечения депозитных ресурсов частных лиц необходимо принимать во внимание как связанные с ними издержки, в том числе – резервные отчисления, а также неопределенную степень их ликвидности, так и явные выгоды.

Система ставок по вкладам должна быть ориентирована на рыночную конъюнктуру  при непременном учете складывающейся иерархии надежности сопоставимых инструментов. Так, банк, удерживающий ставки на более  низком уровне, нежели близкие ему  по степени надежности конкуренты, рискует потерять часть своей клиентуры.

Можно рассматривать внутреннюю непротиворечивость депозитной политики в нескольких аспектах. Это и временная структура  депозитных ставок, и их дифференциация по суммам, видам вкладов в сравнении  с иными сопоставимыми инструментами того же банка (сертификатами, векселями и пр.), а также по различным категориям клиентуры (например, для физических и юридических лиц).

К специфическим принципам депозитной политики относятся принципы обеспечения  оптимального уровня издержек банка, безопасности проведения депозитных операций, надежности, поскольку банк, осуществляя аккумуляцию временно свободных денежных средств с целью их последующего размещения, стремится получить доход не любой ценой, а с учетом реалий рынка, на котором он осуществляет свою деятельность.

Соблюдение перечисленных принципов  позволяет банку сформировать как  стратегические, так и тактические  направления в организации депозитного  процесса, обеспечивая тем самым  эффективность и оптимизацию  его депозитной политики, что соответственно положительно влияет на рентабельность.

Рассматривая депозитную политику банка как один из элементов банковской политики в целом, необходимо исходить из того, что основной целью депозитной политики является привлечение  как можно большего объема денежных ресурсов по наименьшей цене.

Концепция кредитной политики банка  основывается на определении кредитной  политики как стратегии и тактики  банка по аккумуляции временно свободных  средств и кредитованию заемщиков. В такой трактовке депозитная политика – часть кредитной политики. Следовательно, задачи кредитной политики, обусловленные современным состоянием рынка банковских услуг, определяют и направления депозитной политики банка.

Формирование ресурсной базы кредитных  организаций неразрывно связано с риском, но им можно управлять, т.е. использовать меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.

Риск присутствует в любой операции, только он может быть разных  масштабов. Следовательно, для банковской деятельности важным является не избежание риска вообще, а предвидение и снижение его до минимального уровня. Под риском принято понимать вероятность, а точнее угрозу потери банком части своих ресурсов, недополучения доходов или произведения дополнительных расходов в результате осуществления определенных финансовых операций.

Банк должен учитывать вероятность увеличения расходов по привлечению ресурсов в случае изменения ситуации на финансовом рынке. Депозитная политика банка имеет цель обеспечить банк ресурсами на определенное время по определенной цене для осуществления определенных активных операций. Ее осуществление означает решение двух противоположных задач: стабильность ресурсной базы и минимизация расходов по ее формированию.

Идеальный вариант – долгосрочные вложения должны быть сбалансированы долгосрочными депозитами. В противном  случае по завершении срока депозита банк может оказаться перед проблемой  удорожания ресурсов и понести потери от долгосрочного вложения средств.

Особое внимание на это должны обращать небольшие банки, которые обслуживают  небольшое количество клиентов, где  платежи десятка клиентов определяют состояние корсчета. Более крупные  банки могут позволить себе меньший  процент соответствия по срокам активных и пассивных операций из-за большей стабильности средних остатков по счетам и возможности быстрого выхода на внешний рынок заимствования ресурсов.

Другая форма проявления риска– это убытки в виде недополученных доходов из-за необходимости держать определенный процент от объема ресурсной базы в виде наличных для осуществления расчетно-кассового обслуживания (выплата аванса на командировки, заработной платы, снятие депозита наличными и т.д.). Для банка это активы, не приносящие доход. Их размер зависит от внешних обстоятельств (степень доверия к банку, государству) и от структуры клиентуры банка (например: высокий процент торговых организаций означает большой объем инкассации наличности, следовательно, необходимость в специальном резервировании наличности для обеспечения обязательств по возврату наличными депозитов населения отпадает).

Немаловажен и учет сезонных, месячных колебаний потоков наличности. Например, сберегательный банк, работающий, как  правило, с вкладами населения, осуществляющий коммунальные платежи и выплату заработной платы, может заключать договора на срок таким образом, чтобы выплаты приходились на период массовых коммунальных платежей, но не совпадали с выплатами заработной платы.

 

3.2 Перспективы  улучшения показателей рентабельности в кредитных организациях

 

Центральное место в финансовой структуре банка занимают центры прибыли, поскольку основной целью деятельности коммерческого банка является прибыль. Центры прибыли — центры финансового учета, деятельность которых связана с получением прибыли и которые непосредственно воздействуют на рентабельность кредитных организаций.

В банке обычно выделяют несколько  таких центров: управление кредитования, управление расчетно-кассового обслуживания, казначейство, управление пассивных  операций и др.

Центры прибыли — это подразделения, которые непосредственно взаимодействуют  с клиентурой в процессе продажи продукта и имеют собственный балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках. Из этого вытекает, что им присуща ответственность за реализацию закрепленного за ними продукта или продуктов. В свою очередь, центры прибыли можно разделить на центры привлечения средств и их размещения.

Некоторые банки разграничивают центры прибыли и центры дохода. Различия между ними заключаются в том, что центр прибыли способен оказывать  влияние на уровень затрат, а центр  дохода — нет.

Центр затрат — центр финансового учета, деятельность которого связана с обеспечением деятельности других центров финансового учета и не приносит прибыли. Указанные центры могут подразделяться на центры поддержки бизнеса, центры обеспечения и обслуживания и штабные центры затрат.

Подразделения по поддержке бизнеса (центры затрат) характеризуются тем, что все их расходы полностью  переносятся на соответствующие  центры прибыли. К ним можно отнести, в частности, управление кредитных  рисков, управление электронной обработки  данных и некоторые другие.

Деятельность центров обеспечения  и обслуживания (центры затрат) направлена на обеспечение (материальное, технологическое, информационное и т.п.) функционирования всех подразделений банка. Таким  подразделениям, как правило, устанавливаются  лимиты расходов, за которыми осуществляется строгий контроль в процессе исполнения бюджета. Расходы этих подразделений в рамках бюджета распределяются на все другие подразделения, для которых осуществляются затраты. К таким центрам относят, например, отдел по работе с персоналом, PR, транспортный, хозяйственный и др.

Штабные центры затрат выполняют функции  обще банковского учета, контроля и  управления. Ими могут являться: правление банка, секретариат, управление финансового планирования, юридический  отдел, управление внутри банковского контроля и аудита, управление бухгалтерского учета. Расходы данных подразделений рассматриваются как обще банковские и распределяются в процессе составления бюджета.

Разделение деятельности отдельных  подразделений на центры ответственности должно закрепляться в Положении о финансовой структуре банка. После выделения центров ответственности определяется схема взаимосвязи между ними, что позволяет руководству банка оценивать финансовые результаты деятельности каждого центра, управлять не только банком в целом, но и каждым центром в отдельности.

Информация о работе Показатели рентабельности в системе финансового банковского менеджмента