Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 17:06, контрольная работа
Основная цель исследования состоит в раскрытии содержания проблемы управления рисками предприятия и в разработке механизма управления рисками предприятия в современных условиях хозяйствования.
Для этого наметим основные задачи:
·дать понятие риска, рассмотреть его основные виды;
·рассмотреть методы управления финансовым риском.
·рассмотреть процесс управления риском
Введение
1. Понятие и виды финансового риска
2. Политика управления финансовыми рисками
2.1 Методы управления финансовыми рисками
2.2 Процесс управления финансовыми рисками
Заключение
Практическая часть (вариант 1)
2.1 Методы управления финансовыми рисками
Управление риском в широком смысле представляет собой особый вид деятельности, направленной на снижение или полное устранение влияния его неблагоприятных последствий на результаты проводимых хозяйственных операций.
На практике это предполагает поиск компромисса между выгодами от уменьшения риска и необходимыми для этого затратами, а также принятия решения о том, какие действия для этого следует реализовать (включая отказ от каких бы то ни было действий).
Конечная цель управления риском должна способствовать реализации общей стратегии ведения бизнеса. В финансовом менеджменте она заключается в получении наибольшей выгоды при оптимальном или приемлемом для предпринимателя соотношении дохода и риска.
Различают следующие методы управления риском:
• уклонение (или избежание);
• предупреждение и контроль возможных потерь (или поглощение);
• сохранение риска (принятие риска на себя);
• передача риска.
Поскольку на практике хозяйственная деятельность сопряжена не с одним, а со многими рисками, перечисленные методы управления ими, как правило, применяются в комплексе.
Уклонение, или избежание, — наиболее простой метод, сущность которого заключается либо в полном отказе от участия в рисковых операциях, либо в реализации лишь тех из них, которые характеризуются незначительным уровнем риска.
В реальном секторе конкретными формами применения этого метода являются отказ от услуг ненадежных партнеров, стремление работать только с подтвердившими свою надежность контрагентами — потребителями и поставщиками, требование безусловных гарантий и поручительств, предоплат и т. п.
Проблемы в применении данного метода связаны с тем, что на практике сложно найти операции с гарантированным уровнем безрискового дохода или с относительно малым риском при высокой отдаче. Как правило, уклонение от риска одновременно означает потерю возможных выгод. Следует также отметить, что далеко не всегда можно уклониться от риска, особенно при реализации новых или наукоемких проектов, во многом определяющих конкурентоспособность и выживание предприятия в условиях рынка.
Предупреждение и контроль возможных потерь означает выработку определенных действий, способных снизить и контролировать негативные последствия проявления риска. Применение этого метода предполагает реализацию широкого комплекса профилактических и контролирующих мероприятий, включающих создание систем финансового мониторинга, обучение персонала, тщательное слежение за технологическими процессами, регулярное сервисное обслуживание оборудования, его проверку и тестирование, внедрение систем контроля качества, привлечение высококлассных специалистов-консультантов, разработку кредитных лимитов для покупателей и т. д.
Принятие или сохранение риска заключается в готовности предприятия покрыть возможные потери за свой счет. Обычно этот метод применяют в случаях, когда удается достаточно четко и конкретно идентифицировать источники риска.
Очевидно, что принимать имеет смысл только такие риски, которые предполагают колебания будущих результатов как в отрицательную, так и в положительную сторону. Таким образом, лицо, принимающее решение, во-первых, согласно рисковать, а во-вторых, ожидает благоприятное для себя воздействие факторов подобных рисков, например рост объемов продаж, повышение уровня цен реализации на проектную продукцию, снижение закупочных цен на сырье и материалы, улучшение рыночной конъюнктуры и т. п. Соответственно, не имеет смысла сохранять риски, принятие которых даже при благоприятном влиянии соответствующих факторов не приносит никаких полезных результатов и дополнительных выгод.
На практике этот метод обычно применяется, когда вероятность риска невелика или ущербы в случае наступления неблагоприятного события не оказывают сильное негативное влияние на ведение бизнеса.
Перенос или передача рисков заключается в их «перекладывании» на других участников операции или третьих лиц. Различают три основных способа переноса рисков — страхование, диверсификация и хеджирование.
Сущность страхования заключается в том, что предприятие готово отказаться от части доходов, чтобы полностью или частично избежать риска. Многие виды рисков могут быть перераспределены между группой партнеров (самострахование) или посредством заключения контракта со страховой компанией. Очевидно, что применение данного способа возможно лишь к страхуемым рискам, например утрата недвижимого и движимого имущества, или рискам форс-мажорной группы. При этом чем больше объем передаваемого риска, тем, как правило, выше затраты на оплату соответствующего страхового полиса. Одна из основных проблем при управлении рисками, подлежащими страхованию, состоит в том, чтобы определить, какие риски имеет смысл сохранять у себя, осуществляя дополнительные расходы по снижению возможности наступления нежелательных событий, а какие перевести на страховщика, осуществляя дополнительные расходы по оплате договоров страхования. Следует иметь в виду, что выплаты по подобным договорам осуществляются только тогда, когда наступают потери, которые нельзя предсказать заранее и которые носят случайный характер.
Необходимо отметить, что страхование не всегда доступно на практике. Это, прежде всего, характерно для предприятий, создаваемых вновь, а также осваивающих новые виды продукции или технологии, риски которых неизвестны или плохо прогнозируемы и поэтому не страхуются соответствующими институтами финансового рынка. В этой связи при рассмотрении возможности применения подобного метода переноса риска следует выяснить, является он предметом страхования или нет.
Важным методом управления финансовыми рисками является диверсификация деятельности или инвестиционного портфеля фирмы. В общем случае под диверсификацией понимается процесс распределения средств между различными объектами вложений капитала, риски и доходность которых непосредственно не связаны между собой. В реальном секторе экономики ее сущность проявляется в том, что инвестиционная и операционная деятельность субъекта не замыкаются на какой-нибудь одной отрасли (проекте, продукте), а реализуется сразу в нескольких направлениях. Примерами отраслевой диверсификации могут служить покупки российскими нефтяными компаниями розничных торговых сетей, металлургическими — автомобильных предприятий и т. п.
2.2 Процесс управления финансовыми рисками
Процесс управления финансовыми рисками включает реализацию следующих основных этапов:
1. Постановка цели.
2. Определение возможных видов риска.
3. Оценка рисков.
4. Выбор и реализация методов управления риском.
5. Контроль выполнения и анализ
эффективности принятых
В соответствии с выделенными этапами процесс управления рисками начинается с постановки цели. Несмотря на разнообразие подобных целей, в финансовой практике они могут быть сведены к обеспечению получения запланированного уровня доходности, недопущению роста затрат, сохранению капитала собственников и т.п.
Постановка цели предполагает разрешение различных компромиссов: между желаемым и возможным, необходимыми ресурсами и их ограниченностью, ожидаемым результатом и риском его достижения и др. По результатам реализации первого этапа определяется первоначальный уровень риска операции или проекта.
Второй этап предполагает определение видов риска, выявление их основных источников и наиболее значимых факторов. Основой для этого служат особенности и специфика предполагаемой деятельности, а также внутренней и внешней среды. Идентификация рисков по видам, базовым признакам и возможным последствиям необходима для их последующей оценки, правильного выбора и разработки мероприятий по снижению и нейтрализации.
Целью третьего этапа — оценки выявленных рисков — является количественное описание их характеристик, таких как вероятность осуществления, размер возможных выгод и потерь. В процессе проведения подобной оценки формируют набор сценариев развития операции, определяют или моделируют их вероятностные распределения.
Следующим и крайне важным является этап выбора и реализации адекватных методов, а также соответствующих инструментов управления риском. Поскольку многие виды рисков поддаются управлению одновременно с помощью нескольких методов, на данном этапе осуществляется выбор максимально эффективных из них с учетом особенностей и конкретных условий проведения операции.
После выбора наиболее подходящих методов управления теми или иными рисками формируется общая стратегия их комплексной реализации, выделяются требуемые материальные, финансовые и кадровые ресурсы, распределяются задачи среди конкретных исполнителей.
Управление риском — это динамичный процесс с обратной связью, при котором принятые решения должны периодически анализироваться и пересматриваться. Поэтому сущность заключительного этапа состоит в организации контроля выполнения и анализа эффективности результатов принятых решений. Важнейшую роль здесь играет отчетность по рискам, которая должна быть составной частью существующей системы планирования, учета и раскрытия информации, в том числе — для внешних пользователей. Она формируется на базе накопленной информации о динамике показателей риска и в зависимости от степени детализации может включать:
• «карту» рисков операции, подразделения или бизнеса в целом;
• описание специфических и наиболее существенных рисков для конкретного подразделения, с указанием оценки вероятности их возникновения и потенциальных потерь, или степени влияния на желаемый результат;
• изложение основных мероприятий по управлению рисками, с указанием затрат и достигнутого или ожидаемого эффекта и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема рисков уже достаточно давно обсуждается в зарубежной и отечественной экономической литературе. Более того, некоторые крупные предприятия (в основном это крупные банковские или финансово-инвестиционные структуры) обзаводятся специальными подразделениями, состоящими из менеджеров по управлению рисками, или сотрудничают со сторонними консультантами или экспертами, которые разрабатывают программу действий фирм при столкновении с различными видами рисков.
В современных рыночных условиях хозяйствования финансовая сфера, в которой осуществляют свою деятельность финансовые учреждения, постоянно меняется, и это ведет к объективной необходимости регулирования финансовых рисков, возникающих в хозяйственной деятельности предприятий. Это обусловлено тем, что управление финансовыми рисками компаний в настоящее время приобретает все большее значение.
Для эффективного управления финансовыми рисками необходимо представить процесс управления в виде определенной последовательности действий, включающей анализ рисков, выбор метода воздействия на риск, принятие решения, воздействие на риск и контроль результатов.
Основным этапом в данной последовательности является выбор метода воздействия. В настоящее время существует множество методов управления рисками, способных принести компании дополнительную экономическую выгоду.
Выполнение мероприятий по управлению рисками позволяет компании своевременно выявлять и предотвращать появление отрицательных последствий риска. Важным дополняющим этапом этого процесса является проблема оценки рисков. Методы оценки рисков, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, также очень множественны.
В зависимости от эффективности управления финансовыми рисками зависит эффективность предпринимательской деятельности компании в целом.
В данной работе были рассмотрены виды рисков и потерь организаций, основные методы оценки и анализа рисков, принятия решений – то, без чего невозможно эффективное управление риском.
Обязанности управляющего будут состоять в выборе наиболее подходящих для компании решений. Одна из основных его задач – оценить риск и свести его к минимуму, чтобы получить максимальную прибыль в случае удачной сделки и понести минимальные потери в случае неудачной сделки. Неправильно определив влияние некоторых факторов, менеджер может привести компанию к краху. Поэтому резко возрастает важность таких качеств, как опыт, квалификация, и, конечно, интуиция. Необходим постоянный анализ существующей ситуации, очень важно использование опыта других организаций, т.е. возможность учиться на чужих ошибках.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Анализ и прогнозирование финансовых результатов предприятия.
Финансовый менеджер компании оценивает сбытовую политику. Предстоит оценить систему доходов, затрат и финансовых результатов компании, сделать заключение о структуре затрат и спрогнозировать возможное изменение прибыли.
1. На основании аналитических
данных за отчетный год
- прибыль от реализации;
- налогооблагаемую прибыль;
- рентабельность продаж;
- налог на прибыль, подлежащий перечислению в бюджет;
- НДС, подлежащий перечислению в бюджет.
2. Оценить эффект
Таблица 1 Сведения о доходах и затратах компании в отчетном году, тыс. руб.
Показатель |
Сумма |
Выручка от реализации продукции, включая НДС |
159 540 |
Затраты предприятия: |
|
расход основных материалов на производство изделий |
36 537 |
расход лакокрасочных материалов на ремонт помещений цеха и склада |
8 |
расход топлива на отопление помещений |
5 |
оплата электроэнергии, потребленной на освещение помещений |
7 |
оплата электроэнергии, потребленной на технологические цели |
9 |
заработная плата рабочим – сдельщикам, занятым в основном производстве |
31 287 |
заработная плата, начисленная по повременной системе обслуживающему персоналу и аппарату управления |
13 329 |
амортизация основных фондов и нематериальных активов |
45 |
командировочные расходы |
3 |
почтово-телеграфные расходы |
2 |
отчисления в целевые фонды на социальные нужды |
опр |
оплата услуг аудиторской фирмы |
2 |
уплата процентов по краткосрочной ссуде |
47 |
оплата услуг транспортной организации |
4 |
расходы на текущий ремонт оборудования |
7 |
расход вспомогательных материалов в основном производстве |
6 |
выплата процентов по облигациям предприятия |
4 |
расходы воды на технологические цели |
1 |
оплата услуг консалтинговой фирмы |
3 |
судебные издержки |
2 |
расходы на содержание законсервированного объекта (освещение, зарплата службе охраны) |
8 |
затраты по аннулированному производственному заказу |
2 |
штрафы, уплаченные покупателю за срыв сроков поставки полуфабрикатов |
3 |
прочие переменные расходы, включаемые в себестоимость продукции |
4 |
прочие постоянные расходы, включаемые в себестоимость продукции |
6 |
Потери имущества в результате наводнения |
41 |
Доходы от аренды складских помещений |
32 |
Дивиденды по акциям других эмитентов |
3 |
Возврат безнадежного долга |
8 |
Доходы от долевого участия в СП |
3 |
Доходы от дооценки товаров |
5 |
Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году |
1 |
Положительные курсовые разницы по операциям в иностранной валюте |
2 |
Убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году |
3 |
Убытки по бартерным операциям, совершенным по более низким ценам |
3 |
Транспортный налог |
2 |
Налог на землю |
1 |
Проценты по депозитному вкладу |
3 |