Предотвращение банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 06:53, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы «Основные направления предотвращения банкротства и санации предприятий» объясняется тем, что в настоящее время большинство предприятий России находится в затруднительном финансовом состоянии. Взаимные неплатежи между хозяйствующими субъектами, высокие налоговые и в особенности, банковские процентные ставки приводят к тому, что предприятия оказываются неплатежеспособными. В условиях массовой неплатежеспособности предприятий и практического применения ко многим из них процедуры банкротства объективный и точный анализ предпосылок банкротства и факторов их преодоления приобретает первостепенное значение.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПОСЫЛОК БАНКРОТСТВА И
ФАКТОРОВ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 5
1.1 Сущность, понятие и виды банкротства 5
1.2 Формы санации в условиях банкротства и оценка их эффективности 9
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БАНКРОТСТВА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

ФСППР.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

     1.2 Формы санации  в условиях банкротства  и оценка их  эффективности 

     Если  по результатам диагностики предприятия  был сделан вывод о невозможности  выхода из кризисного состояния за счет мобилизации внутренних резервов, предприятие прибегает к внешней помощи, которая имеет форму его санации.

     Санация представляет собой систему мероприятий по предотвращению объявления предприятия банкротом. Санация, согласно Закону о банкротстве, состоит в восстановлении платежеспособности должника путем оказания ему финансовой помощи. Закон устанавливает условия и порядок отбора ее участников. Правительство установило порядок и условия оказания помощи таким предприятиям путем предоставления им государственных дотаций, субсидий, льготных кредитов и другими мерами. Санация не может быть назначена, если в отношении данного лица ранее возбуждалось дело о несостоятельности и с момента его окончания прошло менее 36 месяцев. Для выбора лиц, желающих участвовать в санации, может быть объявлен конкурс. Участники санации заключают соглашение о ее проведении и продолжительности и своей ответственности перед кредиторами должника. В течение первых 12 месяцев должно быть удовлетворено не менее 40% общей суммы требований кредиторов в установленной ст.64 Гражданского Кодекса Р.Ф. очередности.

     Срок  каждой из реорганизационных процедур не должен превышать 18 месяцев. По достижении цели они прекращаются решением суда, и вопрос о банкротстве отпадает. В случае выявившейся неэффективности, не достижения цели в установленный срок суд выносит решение о признании должника банкротом [7].

     Санация предприятия проводиться в одном из трех основных случаев:

     до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие прибегает к внешней помощи по собственной инициативе с целью выхода из кризисного состояния;

     если само предприятие обращается в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве и предлагает условия своей санации;

     если решение о проведении санации производит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов к должнику и выполнить его обязательства перед бюджетом.

     В последних двух случаях санация  осуществляется в процессе производства дела о банкротстве при условии  согласия собрания кредиторов со сроками  выполнения их требования и на перевод  долга. Для принятия решения о  проведении санации предприятия должники вместе с уведомлением о возбуждении производства по делу о банкротстве должны представить:

     а) основные реквизиты предприятия;

     б) список его кредиторов и должников  с расшифровкой их дебиторской и  кредиторской задолженности;

     в) бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы;

     г) предложения по его оздоровлению (краткий план мероприятий).

     Санаторы  юридические или физические лица, ответственные за проведение процедуры санации, несут полную имущественную ответственность по средствам, выделяемым государством на оказание поддержки санируемого предприятия. При отборе предприятий, подлежащих санации, целесообразно использовать критерии по направлениям деятельности и принадлежности к приоритету, а также ряд финансовых и социальных критериев.

     Исходя  из принятых приоритетов целесообразно  принять следующие ограничения:

     1. Предприятия, продукция которых  может быть реализована на  потребительском рынке, в первую  очередь изготавливающие продовольственные  и непродовольственные товары  народного потребления и лекарственные средства.

     2. Предприятия, обеспечивающие поддержание  обороноспособности и безопасности  государства, особенно предприятия  и производства, связанные с высокими, в том числе международными, требованиями  по технике безопасности и экологии (ядерного вооружения и энергетического атомного комплекса, производство радиоактивных материалов и их хранение, производство боеприпасов).

     3. Предприятия, деятельность которых  регулируется, в том числе лицензируется,  государством, работающие по регулируемым ценам.

     Кроме того, государственная поддержка  может оказываться по следующим  группам предприятий:

     перспективные предприятия, которые смогут активизировать хозяйственную деятельность в различных отраслях экономики, в первую очередь той части производственной инфраструктуры, которая необходима для ускорения технологической перестройки производства (создания и развития сетей связи, информационной системы на базе электронизации, современных транспортных систем);

     предприятия, выпускающие конкурентоспособную, экспортную продукцию, в том числе с использованием уникальных "прорывных" технологий;

     предприятия, производство которых в значительной степени зависит от закупок сырья, комплектующих изделий и оборудования в странах ближнего и дальнего зарубежья и где в настоящее время отсутствует гарантия стабильного импорта из-за ограниченности валютных средств и разрыва хозяйственных связей;

     предприятия, обеспечивающие выпуск энергосберегающей техники и освоение новых прогрессивных технологий, увеличивающих производительность труда, улучшающих социальные условия труда, рассчитанных на применение новых материалов, автоматизацию производства и повышающих экологичность производства;

     предприятия, обеспечивающие создание условий для повышения инвестиционной активности;

     предприятия с широкими кооперационными межотраслевыми и межрегиональными связями [3].

     В зависимости от масштабов кризисного состояния предприятия и условий  предоставления ему внешней помощи, различают две формы санации:

     1) без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия.

     Такая санация производиться зачастую для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его  кризисное состояние рассматривается  как временное явление;

     2) с изменением статуса юридического лица санируемого предприятия.

     Эта форма санации также еще называется реорганизацией предприятия, т.е. меняется его форма собственности, организационно - правовая форма деятельности и т.п. Такой вид санации осуществляется при более широких масштабах кризисного состояния предприятия.

     Каждая  из этих форм санации в свою очередь  подразделяется на подгруппы. Санация  без изменения статуса юридического лица носит следующие полгруппы:

     1. Погашение долга предприятия за счет средств бюджета.

     Такой форме санации подлежат только государственные и муниципальные предприятия. Она связана со следующими основными условиями: обеспечением дальнейшего развития приоритетных отраслей экономики, отраслевой и межотраслевой переориентацией деятельности предприятия, осуществлением антимонопольной политики;

     2. Погашение долга за счет целевого банковского кредита. Эта форма санации осуществляется коммерческим банком после тщательного аудита деятельности санируемого предприятия. Так как предоставление такого целевого кредита носит очень высокий уровень риска, ставка процента по нему максимальна. Примером такой формы санации является переоформление краткосрочных кредитов в долгосрочные с соответствующим повышением процентных ставок. Для осуществления контроля и помощи предприятию, коммерческий банк может потребовать ввести в состав руководства предприятия своего представителя или уполномоченного лица.

     3. Перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, которое желает принять участие в санации предприятия - должника. Условия такого перевода долга определяются в соответствующем договоре. Но для такого перевода необходимо обязательное согласие кредитора. Если кредитор не согласен на перевод долга другому предприятию, то санируемое предприятие не имеет на это права.

     4. Выпуск облигаций или других долговых ценных бумаг под гарантию санатора. Эта форма санации осуществляется коммерческим банком, которое обслуживает предприятие, если по каким - то причинам предоставление кредита предприятию - должнику невозможно осуществить.

     Санация с изменением статуса юридического лица включает в себя следующие формы:

     а) Слияние. Осуществляется путем объединения  предприятия - должника с другим финансово  устойчивым предприятием. В результате слияния санируемое предприятие теряет свой юридический статус. В процессе слияния оба предприятия консолидируют свои бухгалтерские балансы;

     б) Поглощение. Осуществляется путем приобретения предприятия - должника предприятием - санатором. Санируемое лицо теряет свой статус, но юридическое лицо может сохраняться в виде дочернего предприятия. Для санаторов в этих двух формах санации интересен эффект синергизма, т.е. полезного взаимодействия двух подсистем;

     в) Разделение. Такая форма санации  может быть использована для предприятий, осуществляющих многоотраслевую хозяйственную деятельность. Эффект такой формы санации состоит в том, что за счет существенного сокращения управленческого персонала, в значительной степени сокращается сумма постоянных издержек. Такая форма санации требует кредитной поддержки, предоставляемой коммерческим банком, который обслуживает предприятие - должника. Выделенные в процессе разделения предприятия получают статус нового юридического лица, а имущественные права и обязанности переходят к каждому из них на основе разделительного баланса;

     г) Преобразование в открытое акционерное  общество. Осуществляется по инициативе учредителей и позволяет существенно  расширить финансовые возможности  предприятия, обеспечить пути его выхода из кризиса. Условием такой формы санации является необходимость обеспечения учредителями минимального размера уставного капитала, установленного законодательством;

     д) Передача в аренду. Эта форма характерна для санации государственных  и муниципальных предприятий, при которой предприятие передается в аренду членам трудового коллектива, но такая форма санации возможна и для негосударственных предприятий;

     е) Приватизация. В этой форме санируются государственные предприятия. Условия  и формы приватизации установлены в ряде законодательных документов [7].

     Сам процесс реорганизации санируемых предприятий требует разработки санационного проекта. Санационный  проект - это технико-экономическое  обоснование плана мероприятий  по оздоровлению предприятия, содержащего  конкретные программные мероприятия его развития или текущей деятельности, включающие анализ конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка в текущем и перспективном периодах, финансового положения, внутренних и внешних источников финансирования, условий кредитования отдельных мероприятий банками (процент риска) и позволяющие в случае временной поддержки выйти из кризисного состояния. Разработка такого проекта осуществляется представителями санатора и независимых аудиторов.

     В санационном проекте отражаются:

     Экономическое и финансовое состояние санируемого лица на момент начала санации;

     Основные причины возникновения критического состояния предприятия;

     Цели и формы процесса санации;

     План санирования с выделением наиболее важных мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия;

     Расчет эффективности выбранной формы санации;

     Формулировка условий, которые обеспечат успех проведения санации.

     Эффективность санации определяется путем соотнесения результатов и затрат на осуществление выбранной санации. Результаты санации в конечном итоге могут быть оценены размером дополнительной прибыли. Дополнительная прибыль получается за счет нормализации производственной деятельности предприятия при соответствующей финансовой поддержке. В процессе расчета эффективности санации сумма дополнительной прибыли приводиться к настоящей стоимости.

Информация о работе Предотвращение банкротства