Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 00:45, курсовая работа
Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты.
Конфликты формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п. Все они относятся к категории социального конфликта, под которым понимается любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами.
Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие о социальном конфликте
1.1. Сущность конфликта и его функции………………………………………..6
1.2. Виды конфликтов………………………………………………………………8
1.3. Особенности социальных конфликтов в современном российском обществе……………………………………………………………………….10
Глава 2. Основные характеристики социальных конфликтов
2.1. Причины социальных конфликтов…………………………………………13
2.2. Структура социального конфликта………………………………………..15
2.3. Этапы и стадии развития социальных конфликтов…………………….17
Глава 3. Механизмы разрешения социального конфликта
3.1. Технология предупреждения конфликтов……………………………….18
3.2. Формы и критерии завершения конфликта……………………………..20
3.3. Условия и факторы, влияющие на успешное разрешение…………..22 социального конфликта
Заключение……………………………………………………………………………………24
Список литературы…………………………………………………………………………..
Любой конфликт имеет временные границы - начало и окончание конфликта. Начало конфликта характеризуется возникновением первых актов противодействия. Конфликт считается начавшимся в случае совпадения трех условий:
* один участник сознательно
и активно действует в ущерб
другому участнику (как
* второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;
* второй участник
в связи с этим предпринимает
активные действия по
Окончание конфликта - прекращение действий друг против друга. В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы:
Латентный период (предконфликт) включает этапы:
Возникновение объективной проблемной ситуации - существует противоречие между субъектами, но оно еще не осознано и нет конфликтных действий.
Осознание объективной проблемной ситуации - восприятие реальности как проблемной и понимание необходимости предпринять какие-то действия.
Попытки сторон разрешить
объективную ситуацию
Предконфликтная ситуация - ситуация воспринимается как наличие угрозы безопасности, общественным интересам одной из сторон взаимодействия, что провоцирует конфликтное поведение.
Открытый период часто называют собственно конфликтом. Он включает следующие этапы: инцидент и эскалация
Банальная фраза «предупредить проще, чем разрешить» в применении к конфликту не срабатывает. Не срабатывает преимущественно по двум причинам:
Предупреждение конфликта
№ |
Этап конфликта |
Содержание управления |
1 |
предконфликт |
Прогнозирование Предупреждение /стимулирование |
2 |
Осознание конфликтной ситуации хотя бы одной из сторон |
Предупреждение /стимулирование |
3 |
Начало открытого конфликтного взаимодействия |
Регулирование |
4 |
Эскалация конфликта |
Регулирование |
5 |
Разрешение или затухание |
Разрешение |
Этапы управления конфликтом:
Управляющие воздействия2:
1. пресечение 2.гашение 3. преодоление 4. устранение
В существующих условиях
прогнозирование конфликта
Общим понятием, описывающим финал конфликта, является понятие завершение конфликта, т.е. это - прекращение его существования в любой форме.
Основные формы завершения конфликта:
Причины затухания:
Способы устранения:
Основной критерий разрешенности конфликта - удовлетворенность сторон результатом. Для окружающих важны и такие параметры, как степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта (от этого зависит степень нормализации отношений сторон и взаимоотношений с другими людьми) и победа правого оппонента.
Разрешение конфликта - многоэтапный процесс, имеющий свою логику.
-объект конфликта
-оппонент
-собственная позиция
-причины и непосредственный повод
-социальная среда
-вторичная рефлексия
-наиболее благоприятный
-наименее благоприятный
-что будет, если просто
Стратегии разрешения конфликта - основные линии действия оппонентов по выходу из конфликта. Понятие стратегии в нашем контексте имеет три существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий.
Во-первых, в стратегии заложены
самые общие установки и
Односторонний выигрыш; Односторонний проигрыш; Взаимный проигрыш; Взаимный выигрыш.
Данные варианты нашли отражение в конкретных стратегиях переговоров Р.Фишера, У.Юри, У.Мастенбрука и других исследователей.
Пути и способы регулирования социальных конфликтов зависят от особенностей их возникновения и протекания., П. Сорокин справедливо указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей людей, без которых они не могут существовать. Прежде всего, потребность в пище, одежде, жилище, самосохранении, самовыражении. При этом важны не только сами эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.
В этой связи определение
путей регулирования
Наилучший способ
регулирования социального
В производственном коллективе можно внедрять специальные механизмы отслеживания таких социальных индикаторов. Например, в Японии для этой цели используют кружки качества, службы внимания, рабочего настроения, телефон доверия и даже резиновый манекен администратора.
Заключение
Изучив основные характеристики социальных конфликтов мы можем сказать, что большая часть проблематики конфликта разрабатывается на макроуровне в контексте крупномасштабных теоретических построений, связанных с задачами объяснения социокультурных изменений в современном обществ.
Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. По сути дела в практике организации современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтология. Конфликтолог - это специальная профессия, представители которой участвуют во многих переговорных процессах, выезжают в "горячие точки", где работают в качестве консультантов и участвуют в переговорном процессе на разных уровнях и в разных ситуациях.
Также в качестве вывода
мы можем сказать, что для
нашего общества характерно
Список литературы
1 Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. – М.: Гардарики, 2001. – 526 стр.
2 Соколов С. В. Социальная конфликтология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
Информация о работе Причины социальных конфликтов в российском обществе