Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 21:49, курсовая работа
Краткое описание
Проблема, о которой пойдет речь в данной курсовой работе, занимает человечество уже более 200 столетий. Она называется – инфляция. Это явление представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. При всем многообразии подходов к проблеме, экономисты и аналитики признают, что инфляция – одна из самых тяжелых экономических болезней ХХ столетия. Ее грозные симптомы зафиксированы в хозяйствах рыночного типа. Не имеют иммунитета против инфляции и те экономики, где механизмы рынка разрушены административно-командной системой. Чем более запущена инфляционная болезнь, тем сложнее стоящая перед государством проблема, тем объемнее комплекс мер антиинфляционного регулирования.
Содержание
Введение Глава 1: Теоретическое обоснование инфляционных и дефляционных процессов 1.1 Понятие инфляционных и дефляционных процессов 1.2 Причины возникновения инфляции и ее виды Глава 2. Анализ инфляционных процессов в РФ. 2.1 Причины инфляционных процессов в РФ в 1990-е годы в современных условиях 2.2 Анализ современных инфляционных процессов в РФ Глава 3. Проблемы преодоления инфляции в РФ. 3.1 Антиинфляционная политика РФ 3.2 Перспективы развития антиинфляционных мер РФ Заключение Список использованной литературы и источников
2 января 1992 г. было отпущено
80% оптовых и 90% розничных потребительских
цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось
либерализацией внешнеторговых операций
и обменного курса рубля. Либерализация
цен вызвала почти пятикратное увеличение
розничных цен за первые три месяца 1992
г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые
цены уже за первые 2 месяца возросли почти
в три раза. По расчетам реформатов цены
в стране должны были возрасти не более
чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за
1992 год вырос в 26 раз.
В 1993 г. цены на потребительские
товары увеличились в годовом исчислении
на 884%. Гиперинфляция потребовала денежные
знаки более высокого достоинства для
обеспечения роста цен денежной массой.
В 1993 г. в оборот были введены новые купюры
достоинством 5000, 10000 и 50000 рублей. Для подавления
инфляции был выбран монетаристский подход,
в этой связи с 1994 г. антиинфляционная
политика осуществлялась тремя методами:
- ограничение эмиссии
денег Центральным Банком РФ;
- сокращение бюджетного
дефицита путем секвестирования
государственных расходов;
- сдерживание колебания
курса рубля по отношению к
иностранным валютам путем установления
их пределов и использования
валютной интервенции.
Но снижение темпа роста цен
не означало достижение реальной финансовой
стабилизации, поскольку не были преодолены
бюджетный кризис, кризис неплатежей,
дуализм денежной системы, нестабильность
банковской системы, а главное – застой
в экономике и инвестициях. Особенности
формирования инфляционных процессов
в России были таковы, что динамика обменного
курса оказывала чрезвычайно сильное
воздействие на состояние денежной сферы,
процесс финансовой стабилизации. Это
обусловило эффективность использования
с середины 1995 г. в дополнение к количественной
денежной цели денежно-кредитной политики
в форме ограничения темпов изменения
обменного курса национальной валюты
к доллару США в рамках системы валютного
коридора.
Проводимая с середины 1995 г.
курсовая политика, направленная на стабилизацию
и предсказуемость обменного курса рубля,
сыграла важную роль в нормализации макроэкономической
ситуации в России. Практика установления
правительством Российской Федерации
и Банком России границ возможных изменений
обменного курса рубля сначала на несколько
месяцев, на полугодие, а затем на целый
год вперед на фоне проводившейся Банком
России совместно с Правительством РФ
денежно-кредитной политики обеспечила
плавную и предсказуемую динамику валютного
курса в 1995-1997гг., позволила эффективно
сдерживать инфляцию, помогла предприятиям
и населению обрести ясные ориентиры при
планировании их хозяйственной деятельности.
Антиинфляционная политика
реформаторских правительств, проводимая
с 1995 и до августа 1998 г. включала в себя
и так называемый без инфляционный метод
покрытия дефицита бюджета. Начиная с
1995 г. выпуск государственных ценных бумаг
стал главным источником покрытия дефицита
федерального бюджета. В течение 1995-1996
гг. все обстояло относительно благополучно,
но в конечном счете система показала
свою несостоятельность.
Главной причиной конечного
провала “цивилизованного” покрытия
дефицита бюджета стало рассогласование
и даже противоречие двух направлений
финансовой политики: денежной и бюджетной.
Денежная политика вела к падению производства
и объемов доходов, а бюджетная исходила
из предполагаемого возрастания хотя
бы номинального объема доходов.
Еще один немаловажный дефект
антиинфляционной политики в 1996-1998 гг.
состоял в том, что в России впервые в мировой
практике была применена дефляция (сжатие
спроса) в условиях экономического спада
путем невыплаты заработной платы, пенсий,
пособий. Тем самым государство переложило
свои финансовые трудности на плечи населения.
За рубежом дефляционная политика как
правило проводится только в условиях
“перегрева” экономической конъюнктуры,
и ее крайняя мера – блокирование роста
заработной платы. Дефляция в России способствовала
обострению социально-экономических противоречий,
которые в конечном итоге усугубили инфляционный
процесс.
Валютно-финансовый кризис
1998 г., давший толчок новому витку инфляции,
доказал неэффективность монетаристских
методов подавления инфляции. Применяемые
монетаристские рекомендации борьбы с
инфляцией не учитывали ее многофакторность
и подрывали основы национальной экономики
России. Становится очевидным, что для
сдерживания темпов роста инфляции требуется
комплексный подход к антиинфляционной
политике.
После финансового кризиса
в бюджете Российской Федерации на 1999
г. годовая инфляция прогнозировалась
на уровне 30%. Сохранялся значительный
инфляционный потенциал, который при малейшем
толчке мог вновь проявиться в росте потребительских
цен. Снижения уровня инфляции в 2000-2003
гг. удалось достигнуть благодаря проведению
взвешенной бюджетной и кредитно-денежной
политики, соответствующей адаптационным
возможностям развития экономики (государственные
бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом);
улучшению состояния финансовой дисциплины,
сокращению неплатежей и бартера.
В отличие от 2004 года, с середины
2005 года наметилась устойчивая тенденция
снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь
2005 года темпы роста потребительских цен
были более чем в два раза ниже прошлогодних
показателей. На снижение темпов инфляции
во II полугодии 2005 года сказались замедление
роста денежных агрегатов в I полугодии
2005 года против соответствующего периода
предыдущего года, приостановление роста
цен на горюче-смазочные материалы с 19
сентября до конца 2005 года по решению крупнейших
производителей нефтепродуктов, значительное
сезонное снижение цен на продукцию сельского
хозяйства в летний период вследствие
хорошего урожая 2005 года, рост импорта
мясных и других продовольственных товаров.
3.3 Перспектива развития
антиинфляционных мер РФ
Не сумев остановить рост цен
в этом году, власти рассчитывают одержать
победу над инфляцией в следующем. В конце
прошлой недели министр экономического
развития Эльвира Набиуллина подтвердила
прогноз ведомства: цены в стране в 2009
году не должны подняться более чем на
7-8,5%. Независимые эксперты между тем полагают,
что и через год инфляция будет двузначной.
Нынешний год начинался с задачи
ограничить инфляцию однозначным числом.
Первый прогноз правительства строился
на том, что темпы роста потребительских
товаров должны были уложиться в 8,5%. Спустя
девять месяцев стало ясно, что ничего
общего с реальностью подобные планы не
имели. По данным Росстата, в сентябре
цены прибавили очередные 0,8%, а с начала
года их повышение составило уже 10,5%. Таким
образом, превзойден не только изначальный
прогноз, но и нижняя планка последней
скорректированной версии, которая была
утверждена в августе на уровне 10,5-11,8%.
Для сравнения: в прошлом году, имея на
конец сентября 7,5%, мы получили по итогам
года 11,9%.
По словам эксперта, многое
в 2009 году будет зависеть от инвестиционных
действий правительства, поскольку именно
оно станет главным игроком на инвестиционном
рынке. «Частные инвесторы в условиях
финансового кризиса будут очень осторожны
в своих проектах, и их доля будет снижаться.
Так что все будет зависеть от правительства»,
– заметила эксперт.
Кабинет министров же на деле
пока не столько тормозит, сколько разгоняет
рост цен, пусть и вынужденно. Меры по поддержанию
ликвидности финансовой системы, с одной
стороны, помогли банкам получить необходимые
средства, но с другой – стали еще одним
помощником инфляции. Министр финансов
Алексей Кудрин уже заявил, что эти меры
могут добавить 1-2 процентных пункта к
годовому результату. С ним согласился
зампред Центробанка Алексей Улюкаев,
сообщив, что ЦБ может пересмотреть свой
прогноз «до около 12%». Оксана Осипова
полагает, что накачка ликвидностью скажется
на темпах роста цен в начале следующего
года, сделав прогноз правительства еще
менее выполнимым.
«Наш прогноз на следующий год
и без мер по накачке ликвидности в банковский
сектор составлял 10-10,5%», – сообщила «НИ»
эксперт. – Дополнительные 1-2%, о которых
говорят министры, мы получим из-за того,
что у нас меняется конфигурация финансовой
системы, и деньги будет давать уже внутренний
источник – ЦБ или бюджет». По словам специалиста,
на инфляцию сыграет еще и то, что накачка
ликвидностью сейчас идет не только в
России, но и за рубежом, а значит, ожидать
снижения мировых цен на сырьевые товары
тоже не приходится.
Но самым важное – это даже
не вброс дополнительных денег, а увязка
темпов роста потребительских цен с темпами
роста ВВП. Минэкономразвития считает,
что прогнозируемые 6,7% роста ВВП вполне
достижимы «с учетом того, что представленные
правительством меры поддерживают не
только финансовые рынки, но и повышают
доступ реального сектора к финансированию».
По мнению Оксаны Осиповой, двух зайцев
– высокий рост ВВП и низкий рост инфляции
– убить невозможно. «Если мы говорим
об инфляции 7-8%, мы говорим о росте экономики
в 3-4%. При заявленном прогнозе по росту
ВВП на 2009 год 6,7% заявленный прогноз по
инфляции невыполним», – считает эксперт.
Заключение
В современном мире существует
немало проблем, которые мы можем со всеми
основаниями назвать глобальными. Инфляция
– одна из них.
Инфляция – это кризисное состояние
денежной системы, обусловленное диспропорциональностью
развития общественного производства,
проявляющееся, прежде всего в общем и
неравномерном росте цен на товары и услуги.
В настоящее время инфляция
– один из самых болезненных и опасных
процессов, негативно воздействующих
на финансы, денежную и экономическую
систему в целом. Инфляция означает не
только снижение покупательной способности
денег, она подрывает возможности хозяйственного
регулирования, сводит на нет усилия по
проведению структурных преобразований,
восстановлению нарушенных пропорций.
Проведя анализ отечественной
литературы, различных печатных изданий,
Интернет-ресурсов и, исходя из изложенных
цели и задач работы, можно сделать следующие
выводы:
1.Современная инфляция носит
не эпизодический, а непрерывный, хронический
характер. В прошлом периоды инфляции
в отдельных странах чередовались с периодами
относительной стабилизации денежного
обращения. В настоящее же время цены растут
на всех фазах промышленного цикла, не
снижаясь сколько-нибудь значительно
даже в периоды экономических кризисов.
2.Сегодняшние процессы в России
вызваны прежде всего недоинвестированием
средств в экономику страны, т.е. результатом
монетарных усилий Минфина и ЦБ.
3.Наиболее эффективными мерами
по борьбе с инфляцией в России стали бы
жесткий контроль над ценами и поддержка
отечественного производителя.
4.Наша страна не смогла уберечься
от кризиса. В ходе мирового кризиса будет
расти инфляция. Инфляция, выросшая в результате
мирового финансового кризиса, больно
ударит по бедным. В такой ситуации правительство
РФ должно будет компенсировать действие
инфляции, чтобы сохранился платежеспособный
спрос населения, который определяет возможность
экономического роста страны.
Резюмируя все выше сказанное,
можно сказать: инфляция - это сложный
экономический процесс, в умеренных проявлениях
которого есть доля пользы и выгоды, в
критических же его выражениях есть немалая
угроза экономической политике государства,
и его гражданам, в частности.