Проблемы функционирования бюджета в Республике Беларусь на текущий финансовый год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 21:35, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение государственного бюджета, его регулирования и проблема функционирования в Республике Беларусь.
Для этого необходимо:
определить роль государственного бюджета
его функции и задачи
определить методы регулирования
выявить проблемы функционирования бюджета

Содержание

Введение………………………………………………………………….….........3
1. Принципы бюджетного устройства и проблемы его функционирования в Республике Беларусь…………………………………………….……………...4
Заключение…………………………………………………..……...………..…11
Список использованной литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 52.46 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Кафедра финансов и финансового менеджмента

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

          на тему: Проблемы функционирования бюджета в Республике Беларусь на текущий финансовый год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

ФФБД, 2-й курс, ДФУ-2                                                                  А.И.Бачанцева

 

 

 

Преподаватель                                                                                  Т.Е. Бондарь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………….….........3 

1. Принципы бюджетного  устройства и проблемы его функционирования в Республике Беларусь…………………………………………….……………...4

              Заключение…………………………………………………..……...………..…11

Список использованной литературы…………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государственный бюджет – это основной целевой централизованный фонд денежных средств государства, образуемый в ходе объективных распределительных отношений в обществе, в результате которых часть вновь созданной стоимости передается в распоряжения правительства для финансирования общегосударственных нужд.

Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на экономику. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйственной деятельности, осуществлять социально ориентированную политику. Манипулируя доходной и расходной частью бюджета, государство осуществляет перераспределение доходов между субъектами экономики.

   Бюджет может выполнять следующие функции:

  1. распределительную
  2. контрольную
  3. фискальную
  4. регулирующую
  5. воспроизводственную

Целью работы является изучение государственного бюджета, его регулирования и проблема функционирования в Республике Беларусь.

Для этого необходимо:

  1. определить роль государственного бюджета
  2. его функции и задачи
  3. определить методы регулирования
  4. выявить проблемы функционирования бюджета

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принципы бюджетного  устройства и функционирование его в Республике Беларусь

   В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны. Он рассматривается, во-первых, как финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления, составляемый в виде баланса доходов и расходов. Во-вторых, как совокупность денежных отношений, имеющих объективный характер, которые складываются у органов государственной власти и органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и граждан. Указанные выше денежные отношения называются бюджетными. Они являются частью финансовых отношений.

Из 5 функций бюджета выделяют две более главные функции:

1) распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества, уровнями государственного управления и т.д.);

2) контрольную (сигнализация обо всех отклонениях движения бюджетных средств).

Проявление присущих бюджету функций, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме. Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения доходов. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства.

 

Принципы бюджетного устройства в Республике Беларусь.



 


 



 


 

 

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы её построения.[8]

Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.

Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.

Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Самостоятельность бюджетов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется Законом Республики Беларусь, местных бюджетов – решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет[8].

Организацию работы по формированию и исполнению государственного бюджета страны осуществляет, как правило, Министерство финансов. Рассмотрение, утверждение бюджетов входит в функции законодательных органов власти. Бюджет государства составляется на год. Построение государственного бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией. Бюджетная классификация-это научно обоснованная группировка расходов и доходов бюджетов всех уровней, основанная на однородных признаках. Она позволяет определить цели расходования бюджетных средств, источники финансовых ресурсов государства и используется при планировании и исполнении бюджетов.

Бюджетная классификация Республики Беларусь является систематизированной группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, обеспечивает республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов, необходимую для соответствующего анализа бюджетно-финансовой политики государства.

Построение и развитие современной бюджетной системы в РБ обеспечивалось принятием ряда законодательных актов, предусматривающих правовые основы её построения. Основными документами, регламентирующими функционирование всей бюджетной системы страны, являются: Конституция РБ, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Закон Республики Беларусь “О республиканском бюджете”.

Республиканский бюджет утверждается Законом Республики Беларусь, местные бюджеты – решениями местных Советов депутатов.

Финансовый год на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года.

Правительство Республики Беларусь устанавливает для Министерства финансов сроки составления расчетных показателей о доходах и расходах консолидированного бюджета Республики Беларусь, республиканского бюджета и консолидированных бюджетов областей и города Минска.[8]

В соответствии с ролью и принципами бюджета можно выделить основные проблемы функционирования бюджета государства.

Во-первых, проблема связана с определение состава расходных частей для финансирования государственных программ и предоставления определенных услуг населению. На некоторые государственные программы средства для финансирования могут выделяться не только с государственного бюджета, но и браться какая-то часть с местных бюджетов. Или, возможно такое, сократить часть расходов по финансированию государственных программ или замене их на менее затратные.

Во-вторых, проблема состоит в определении источников поступления денежных средств в бюджеты разных уровней для обеспечения расходных полномочий. При решении этой проблемы важно одновременно обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов страны, содействовать развитию региональных экономик и выполнению общеполитических решений в интересах всего государства. Выбрать такие источники доходов, чтобы доходы в стране распределялись равномерно и поступления в централизованные и децентрализованные фонды не приносили большого урона населению государства.

В-третьих, проблема функционирования бюджета Республики Беларусь состоит в том, что в нашей стране существует внешний государственный долг, которые показывает дефицит государства. Можно  рассматривать внешний государственный долг с 2005 года. Внешний долг Республики Беларусь за 2005 год уменьшился на 6,9 % и на 1 января 2006 г. составил 5 296,9 млн. долларов. При этом его структура с начала 2005 года существенно не изменилась. Анализ структуры внешнего долга по секторам экономики на 1 января 2006 г. показал, что обязательства органов денежно-кредитного регулирования составили 0,7 млн. долларов, или 0,01 % валового внешнего долга страны (1,5 % - на 1 января 2005 г.) и были полностью представлены краткосрочными обязательствами.[3] Внешний долг этого сектора, представленный на начало года в основном долгосрочными кредитными заимствованиями (82,6 %), снизился на 99,1 %. Снижение обязательств по долгосрочным обязательствам в размере 63,4 млн. долларов произошло, прежде всего, за счет погашения обязательств по кредитам, полученным от иностранных банков, МВФ и других международных организаций. Краткосрочные обязательства снизились на 12,7 млн. долларов. Анализ структуры внешнего долга Республики Беларусь по срокам погашения показал, что она не претерпела существенных изменений. Основную часть внешнего долга страны по-прежнему составляли краткосрочные обязательства, на срок менее года - 4 065,2 млн. долларов (13,7 % ВВП). 

Анализ внешнего государственного долга за 2008г. Обязательства Республики Беларусь, образующие ее внешний долг, за 2008 год увеличились на 18,6 % и на 1 января 2009 г. составили 14 817,9 млн. долларов (24,6 % годового ВВП), или 71,2 % от общей суммы иностранных обязательств страны.

Обязательства органов денежно-кредитного регулирования на 1 января 2009 г. составили 429,9 млн. долларов (2,9 % валового внешнего долга страны) и уменьшились за 2008 год на 166,3 млн. долларов (или на 27,9 %). Внешние обязательства представлены задолженностью по краткосрочным обязательствам в размере 350,8 млн. долларов (81,6 % внешнего долга органов денежно-кредитного регулирования) и долгосрочными обязательствами в размере 79,1 млн. долларов (18,4 %)[4].

На 1 января 2011 г. внешний долг органов государственного управления (без учета кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь) составил 10 057,9 млн. долларов, или 35,3 % валового внешнего долга страны, и увеличился с начала года на 1 694,9 млн. долларов (или на 20,3 %). Внешний долг этого сектора представлен долгосрочными обязательствами Правительства Республики Беларусь перед нерезидентами в форме иностранных кредитов и займов в размере 8 260,1 млн. долларов (включая кредит МВФ на сумму 3 495,3 млн. долларов), обязательствами по государственным долгосрочным облигациям Министерства финансов Республики Беларусь на сумму 1 230,1 млн. долларов, а также обязательствами по распределению специальных прав заимствования МВФ в размере 567,7 млн. долларов[5].

В общей сумме внешнего долга Республики Беларусь основную часть (61 %) составили обязательства по привлеченным из-за рубежа кредитам и займам - 9 036 млн. долларов. Задолженность по коммерческим (торговым) кредитам сложилась в размере 4 114,8 млн. долларов (27,8 %), обязательства по кредитам, предоставленным резидентам Республики Беларусь иностранными "материнскими" компаниями, - 673,7 млн. долларов (4,5 %), прочие краткосрочные обязательства (включая просроченную задолженность за товары и услуги) - 665,3 млн. долларов (4,5 %) и обязательства банковского сектора по счетам и депозитам - 321,4 млн. долларов - (2,2 %).

За 2012 год внешний долг Республики Беларусь увеличился на 93.1 млн. долларов, или на 0.3%. за счет операций, отражаемых в платежном балансе, внешние долговые обязательства уменьшились на 161,9 млн. долларов, за счет курсовой и стоимостной переоценки - увеличились на 228.6 млн. долларов, за счет прочих изменений (в результате пересмотра классификации, списания безнадежных долгов и др.) - на 26.4 млн. долларов[6].

Рост валового внешнего долга Республики Беларусь за 2012 год обеспечило привлечение инвестиций сектором органов государственного управления, банками (в структуре платежного баланса и международной инвестиционной позиции соответствует сектору депозитных организаций, за исключением центрального банка) и другими секторами[6].

Информация о работе Проблемы функционирования бюджета в Республике Беларусь на текущий финансовый год