Проведение финансовой политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России и путей повышения ее эффективности. Поставленная цель работы предполагает решение следующих задач:
Раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства;
Рассмотреть виды финансовой политики;
Изучить роль государства в жизни общества;
Рассмотреть финансовую политику государства в России:
- её содержание;
- проблемы прогнозирования.

Содержание

Введение
1. Экономическое содержание финансовой политики 4
1.1 Сущность, цели, задачи финансовой политики 4 - 8
1.2. Типы финансовой политики 8 - 9
2. Направления финансовой политики 10
2.1. Бюджетная политика 10 - 12
2.2. Налоговая политика 13 - 16
2.3. Денежно-кредитная политика 16 - 20
3. Проведение финансовой политики в России 21
3.1. Современная финансовая политика 21 - 24
3.2. Проблемы и пути их решения 24 - 29
Заключение 30 - 31
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 69.11 Кб (Скачать файл)

Регулирующая теория, в  основу которой положена экономическая  теория Дж. М. Кейнса и его последователей, предусматривает вмешательство государства в циклическое развитие экономики с помощью определённых финансово – кредитных инструментов (бюджета, налогов, ставок процента и другие).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Направления  финансовой политики.

 

2.1. Бюджетная политика.

 

Бюджетная политика государства  – это совокупность мероприятий  в сфере организации бюджетных  отношений с целью обеспечения  его денежными средствами для  выполнения своих функций. Бюджетная  политика предполагает определение  целей и задач в области  государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений  использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических  и социальных процессов. В этом состоит  социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с Конституцией РФ и ст. 170 БК РФ приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит  Президенту РФ, который в ежегодных  посланиях Федеральному Собранию РФ в общем плане определяет наиболее значимые направления бюджетной  политики на текущий год и среднесрочную перспективу.

Правительство РФ разрабатывает  соответствующие проекты законов, необходимых для реализации бюджетной  политики, представляет их в Государственную  Думу для рассмотрения и принятия. В ходе обсуждения и принятия этих законов их первоначальное содержание может претерпевать значительные изменения. Для выработки окончательного решения  проводятся согласительные процедуры.

Усиление вертикали власти, достижения определенного консенсуса в отношениях между Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ, определенные  успехи в экономическом  развитии в 2000-2007гг. создали благоприятные  условия для выработки стратегических и тактических целей современной  финансовой политики России начала XXIв. Общей стратегической задачей развития была объявлена модернизация экономики, направленная на обеспечение устойчивых и более высоких темпов экономического роста. К сожалению, особых успехов в переходе на инновационный путь развития достигнуто не было, и к моменту начала финансового кризиса сырьевая направленность российского экспорта крайне отрицательно повлияла на уровень бюджетных доходов.

Бюджетная политика включает:

  • политику в области бюджетных доходов и расходов;
  • управления государственным долгом и государственными активами;
  • реализации принципов бюджетного федерализма;
  • управления государственными финансами в целом.

В соответствии с этими  пожеланиями определены стратегические и тактические цели бюджетно-финансовой политики России конца первого двадцатилетия  XXIв.:

  • формирование бюджета исходя из долгосрочных приоритетов развития страны, особенно в социальной сфере, обеспечивающих развитие человеческого капитала, повышения эффективности образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения;
  • сокращение дифференциации населения по уровню доходов;
  • обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти в соответствии с реестром расходных обязательств на всех уровнях власти в соответствии с реестром расходных обязательств;
  • устранение дестимулирующих и развитие стимулирующих элементов бюджетной и налоговой политики;
  • оптимизация бюджетной сети, внедрение новых методов бюджетирования в зависимости от результатов, выполняемых функций и эффективности работы;
  • создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий, прозрачности и объективности процедур распределения финансовой поддержки регионам;
  • увеличение результативности бюджетных расходов, причем рост последних не должен опережать темп роста ВВП;
  • повышение роли среднесрочного финансового планирования, переход на трехлетний период составления бюджета;
  • приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами путем отмены или приостановления нефинансируемых или частично финансируемых обязательств федерального бюджета;
  • оценка эффективности бюджетных расходов, концентрация ресурсов федерального бюджета на решении ключевых социально-экономических задач;
  • обеспечение макроэкономической сбалансированности, сокращение бюджетного дефицита (с 2010г.), снижение уровня инфляции и процентных ставок (с 2010г.), повышение устойчивости рубля, его международной привлекательности; завершение реформирования системы финансовой поддержки регионов;
  • продолжение политики аккумулирования «конъюктурных» доходов бюджета  в Стабилизационном фонде  РФ (до 2008г.) С 2008г. Стабилизационный фонд разделен на два фонда – Резервный и Национального благосостояния, их величина на 01.01.2009г. превысила 6,6 трлн.руб.;
  • обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд.

 

 

 

2.2. Налоговая политика

 

Налоговая политика - это  важнейшая часть финансовой политики курс действий, система мер, проводимых государством в области налогов  и налогообложения. Налоговая политика находит свое выражение в видах  применяемых налогов, величинах  налоговых ставок, установлении круга  налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

Взаимозависимые цели налоговой  политики:

  • обеспечивать  полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;
  • содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;
  • обеспечивать   социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

Налоговая политика формируется  и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия  может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам).

«Основные направления налоговой  политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» являются одним из документов, который необходимо учитывать в  процессе бюджетного проектирования как  при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов РФ.

Помимо решения задач  в области бюджетного планирования «Основные направления налоговой  политики» позволяют экономическим  агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории РФ. Несмотря на то, что «Основные направления налоговой политики» не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере - ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.

В трехлетней перспективе 2012-2014 годов приоритеты Правительства  РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной  и долгосрочной перспективе. Основными  целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной  деятельности, в т.ч. и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения. Важнейшим фактором проводимой налоговой  политики является необходимость поддержания  сбалансированности бюджетной системы. Налоговая политика ближайших лет  будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Достижение в среднесрочной перспективе  сбалансированности федерального бюджета  при разумных прогнозных оценках  стоимости нефти, предусмотренное  Бюджетным посланием Президента РФ о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах, возможно лишь при постепенном  увеличении доходов бюджетной системы, не обусловленных напрямую мировыми ценами на нефть. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой  нагрузки по секторам экономики, в которых  достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы.

Временно (на 2012-2013 гг.) будет  снижен тариф страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды - с 34 до 30%. Он будет применяться  в отношении выплат до 512 тыс. руб. в 2012 г. и 567 тыс. руб. в 2013 г. С сумм превышения взносы планируется взимать по ставке 10%. Для плательщиков, применяющих  льготный тариф (26%), а также для  социально ориентированных некоммерческих организаций тариф понизится до 20%. С суммы превышения взносы будут равны 7%. В настоящее время предельная величина облагаемых страховыми взносами выплат в пользу 1-го работника, исчисленная нарастающим итогом, - 463 тыс. руб. С выплат, превышающих эту сумму, взносы не взимаются.

В целях поддержки многодетных  семей планируется повысить стандартный  вычет по НДФЛ на 3-го и каждого  последующего ребенка до 3 тыс. руб. При этом будет отменен полагающийся каждому  налогоплательщику вычет по НДФЛ в размере 400 руб. Предусмотрен рост ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию, причем в размере, превышающем инфляцию. В отношении остальных подакцизных товаров сохранятся ранее установленные ставки на 2012 и 2013 гг. с их индексацией на 10% в 2014 г. Планируется ввести льготный порядок налогообложения операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и выплате дивидендов. Изменения коснутся и ставки НДПИ при добыче природного горючего газа. Ее планируется устанавливать в зависимости от мировых цен на углеводородное сырьё, а также исходя из темпов роста внутренних цен на газ.

В долгосрочной перспективе  предусмотрен переход на принципиально  новую форму изъятия ренты - налог  на добавочный доход. Будет постепенно сужаться сфера применения ЕНВД. С 2013 г. из-под нее выведут розничную  торговлю через магазины и услуги общепита через залы обслуживания посетителей. А с 2014 г. ЕНВД планируется отменить вообще. При этом с 2012 г. будет введена отдельная патентная система налогообложения для предпринимателей. Запланировано введение налога на недвижимость физических лиц, но лишь в тех регионах, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты их кадастровой оценки. Собственникам жилой недвижимости планируется предоставлять стандартные и социальные налоговые вычеты. Также предусмотрены меры по совершенствованию налогообложения прибыли, повышению эффективности налоговых льгот и налогового администрирования.

 

2.3. Денежно-кредитная политика.

 

Под денежно-кредитной политикой  подразумевается комплекс мер, предпринимаемых  государством с целью регулирования  количества денег в экономике. Для  осуществления денежно-кредитной  политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры  денежной массы, нормы резервов, уровень  процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (Центральный банк РФ, казначейство, Министерство финансов и т. д.).

Объектами денежно-кредитной  политики являются спрос и предложение  на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной  политики выступают банки, прежде всего  центральный банк.

С началом кризиса произошел  усиленный отток иностранных  капиталов; проявились недостатки в  регулировании и надзоре за банковской системой России, поэтому первоочередные меры Правительства РФ по преодолению финансового кризиса в России были направлены на «спасение» именно банковской системы. В ноябре-декабре 2008 г. для «спасения банков» (повышения ликвидности, предупреждения банкротств, рефинансирования ипотечных кредитов) в различных формах и из различных государственных источников (федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, средств Банка России) было направлено более 4,2 трлн. руб. На рефинансирование внешнего долга компаний и банков через ВЭБ из международных резервов Банка России было направлено 1,35 трлн. руб. Общие финансовые затраты РФ на первоочередные антикризисные меры составили 13,9% ВВП (для сравнения: Великобритания - 37,7%, США - 25%, Германия - 23%, Китай -13%).

Финансовый кризис показал, что в наибольшей уязвимости находится именно сфера финансов реального сектора экономики в связи: с резким падением цен в сырьевом и экспортно-ориентированных отраслях; потерей кредитных источников финансирования оборотных средств; сокращением объемов производства в значительной части ключевых секторов экономики на 20-30%.

Информация о работе Проведение финансовой политики в России