Роль государственного финансового контроля в обеспечениии финансовой безопасности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление направления совершенствования государственного финансового контроля экономических субъектов в аспекте обеспечения финансовой безопасности государства.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность, цели и задачи государственного финансового контроля;
- рассмотреть органы и формы государственного финансового контроля;
- выявить проблему финансовой безопасности РФ;
-выявить направления совершенствования государственного финансового контроля в аспекте обеспечения финансовой безопасности государства.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………......…3 стр.
Характеристика современной системы государственного финансового контроля…………………………………………………………………………4 стр.
Государственный финансовый контроль: сущность, цели и задачи……...4 стр.
Система государственного финансового контроля………………………...7 стр.
Органы государственного финансового контроля…………………………9 стр.
Формы государственного финансового контроля………………………...10 стр.
Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России…………………………………………...12 стр.
2.1 Сущность проблемы финансовой безопасности РФ……………………..12 стр.
2.2 Государственный финансовый контроль как средство решения проблемы финансовой безопасности России…………………………………………….15 стр.
2.3 Основные направления совершенствования государственного финансового контроля РФ…………………………………………………………………….20 стр.
Заключение……………………………………………………………………27 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль государственного финансового контроля в обеспечениии финансовой безопасности РФ.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

4) Органы ГФК специальной компетенции.  В принципе они также осуществляют  контроль вне зависимости от  отраслевой принадлежности объектов  контроля, но их контроль ограничен  достаточно узкими вопросами, т.е. их контроль носит достаточно узконаправленный характер (например, ФКЦБ России, ВЭК России, МАП России, ФСФО России, ФЦПФ России и др.).

Следует отметить, что в современных  условиях ГФК можно охарактеризовать как довольно сложную систему, состоящую из следующих элементов :

-организационные структуры (включая  их звенья -- центры ответственности  (ЦО), статус и порядок взаимосвязей  последних);

- методологическая основа (определения  понятий, цели, задачи, принципы, требования, виды ГФК и т.д.);

- нормативно-правовая база, методическое обеспечение;

- научно-исследовательская и учебная  базы, кадровое обеспечение;

- материально-техническое и финансовое  обеспечение (в том числе финансовые  ресурсы, соответствующие условиям  работы, техника, помещения);

- информационно-коммуникационная инфраструктура (информационное обеспечение, система коммуникаций).

1.4 Формы государственного финансового контроля

В зависимости от времени совершения контроля государственный финансовый контроль имеет следующие формы:

1) предварительный;

2) текущий;

3) последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает  возможные злоупотребления при  получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России

2.1 Существо  проблемы финансовой безопасности  РФ

Финансовая безопасность государства  является основным условием его способности  осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами.

Сущность финансовой безопасности Российской Федерации, в общем и  целом можно определить как состояние  экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в объемах, необходимых для выполнения государственных задач и функций.

Финансовая безопасность обуславливается, прежде всего, способностью государственных  органов:

- обеспечивать устойчивость финансово-экономического  развития страны;

- обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров;

- обеспечивать защиту отечественных  товаропроизводителей от дискриминационной  политики иностранных государств, а также в соответствующих  случаях оказывать консультативную, техническую и иную возможную помощь российским организациям в рамках пресечения недобросовестной политики зарубежных конкурентов и контрагентов по договорам;

- нейтрализовывать воздействие  мировых финансовых кризисов  на национальную экономическую и социально-политическую систему;

- предотвращать крупномасштабную  утечку капиталов за границу,  “бегство капитала” из реального  сектора экономики; 

- предотвращать конфликты между  властями разных уровней по  поводу распределения и использования  ресурсов национальной бюджетной системы;

- наиболее оптимально для экономики  страны привлекать и использовать  средства иностранных заимствований;

- предотвращать преступления и  административные правонарушения  в финансовых правоотношениях.

Угрозы финансовой безопасности России можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние угрозы порождаются в основном:

- неэффективной системой ГФК  (в частности - коммерческих организаций);

- низким уровнем организации  систем финансовой безопасности  в коммерческих организациях;

- низкой способностью финансовой  системы обеспечить воспроизводство  (взаимные неплатежи, нарушения  гарантированного бюджетного финансирования  и т.д.);

- низкой способностью финансовой  системы обслуживать государственный  долг, неадекватной финансово-экономической политикой;

- нестабильностью и низкой эффективностью  многих финансовых институтов, отсутствием  целостности правового обеспечения  (в том числе государственного  регулирования финансовых рынков);

- структурным кризисом и криминализацией  фондового рынка;

- элементарными просчетами органов  власти и управления;

- ошибками, злоупотреблениями и  иными отклонениями в управлении  финансовой системой государства;

В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России следует выделить следующие:

- стремительное развитие процесса  транснационализации экономических  связей, интеграция национальных  финансовых рынков, интернационализации  мирового хозяйства (называемого  глобализацией);

- относительное ослабление регулирования мировых финансовых рынков (при увеличении их объемов и оборотов операций, росте конкуренции между ними);

- расширение мировой финансовой  системы за счет вхождения  в мировую экономику развивающихся  стран (возрастает глобальная неустойчивость);

- постоянное увеличение огромной  массы капиталов (включая потоков  капиталов между странами;

- тенденция к концентрации капиталов,  растущая автономизация глобальных  коммерческих и финансовых конгломератов,  или субгосударственных экономических субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, рост их влияния на народнохозяйственные комплексы отдельных стран (в первую очередь, на Россию);

- рост интенсивности финансовых  трансакций, высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;

- многообразие финансовых инструментов  и высокая степень их динамизма;

- беспрецедентное взаимопроникновение  внутренней и внешней политики  государств (включая Россию), которые  все больше и больше зависят от мировых финансов;

- усиление конкуренции между  Россией и иными государствами  в экономической и иных сферах;

- размерная зависимость национальных  экономик (в частности, бюджетного  сектора) от иностранного краткосрочного  спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;

- глобальное нарастание неустойчивости (изменчивости и непредсказуемости)  мировой финансовой системы, возникновение  угрожающих кризисных тенденций,  неспособность современных финансовых  институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.

В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому в современных условиях особую актуальность имеет задача разработки государственной стратегии обеспечения финансовой безопасности. Особую же роль в решении проблемы финансовой безопасности Российской Федерации должна играть действенная система ГФК хозяйствующих субъектов.

2.2 Государственный  финансовый контроль как средство  решения проблемы финансовой  безопасности России

Проблему финансовой безопасности страны во многом решает эффективный  ГФК экономических субъектов. ГФК  экономических субъектов в аспекте  обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации должен быть организован  в соответствии с общей стратегией обеспечения финансовой безопасности страны. Данная же стратегия должна включать в себя как минимум:

- разработку механизмов и мер  идентификации угроз и их носителей;

- установление основных субъектов,  или носителей, угроз (субъектов  хозяйствования), механизмов их функционирования, критериев их воздействия на национальные экономическую и социально-политическую системы;

- разработку методологии прогнозирования,  выявления и предотвращения возникновения  факторов, обуславливающих угрозы  финансовой безопасности, а также методологии проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз;

- определение объектов и предметов  контроля за обеспечением финансовой  безопасности страны;

- разработку системы количественных  и качественных показателей, или индикаторов, финансовой безопасности как для отдельных стратегически важных для страны предприятий, так и для отраслей экономики (звеньев финансовой системы), а также для страны в целом (интегральные показатели);

- определение параметров показателей финансовой безопасности, разработку методики их определения, классификации и оценки, а также процедур мониторинга с соответствующим методическим, организационным, информационным и техническим обеспечением;

- формирование механизмов и  мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов;

- организацию адекватной системы  органов контроля за финансовой  безопасностью страны.

Направления же совершенствования  ГФК экономических субъектов в аспекте обеспечения финансовой безопасности государства должны определяться в зависимости от специфики последних (как объектов ГФК).

Из наиболее важных направлений  совершенствования контроля за иностранными деловыми партнерами российских предприятий в аспекте обеспечения финансовой безопасности страны следует отметить следующие:

- совершенствование контроля за  монопольной скупкой акций стратегически  значимых для России предприятий  зарубежными организациями (особенно  на вторичном рынке);

- совершенствование законодательства  о соглашениях о разделе продукции  (с точки зрения четкости механизмов  контроля иностранных партнеров);

- разработку механизмов превентивного  контроля иностранных организаций;

- совершенствование контроля финансово-хозяйственной деятельности иностранных организаций в России (контроля за операциями нерезидентов на фондовом рынке России и т.д.);

- разработку систем государственного  контроля за привлечением и  использованием средств иностранных  заимствований и др.

Одним из важных средств обеспечение финансовой безопасности страны следует считать контроль привлечения и использования средств займов международных финансово-экономических организаций (МВФ, МБРР и др.).

Трудно переоценить важность займов международных финансово-экономических организаций (МФЭО) для укрепления российской экономики (особенно в условиях бюджетного дефицита), построения развитого рыночного хозяйства в нашей стране. Проблемы недостатка финансовых ресурсов для развития отечественного высокотехнологичного производства вопросы оптимизации привлечения и использования займов МФЭО становится все более актуальными. Вполне очевидно, что и привлекать и использовать займы МФЭО необходимо на основе принципов законности, целесообразности и эффективности.

Одной из существенных проблем сегодня  является отставание в темпах использования  средств по сравнению с темпами  использования времени по предоставленным  займам. Замедление же темпов расходования заимствованных средств влечет за собой дополнительные расходы по выплате комиссий МФЭО. Таким образом, привлечение и использование заемных средств должно обеспечиваться эффективным и действенным контролем ответственных государственных организаций и иных хозяйствующих субъектов, непосредственно участвующих в реализации проектов. При этом предварительный и текущий контроль должен осуществляться соответственно на стадии подготовки проектов и привлечения соответствующих займов и в процессе реализации проектов. Следует отметить, что отчеты органов ГФК свидетельствуют о том, что некоторые государственные органы, на которых в соответствии с законодательством РФ возложены функции контроля за привлечением и использованием займов МФЭО, не выполняют свои функции надлежащим образом, что в принципе способствуют многочисленным нарушениям при использовании займов и реализации соответствующих проектов.

Информация о работе Роль государственного финансового контроля в обеспечениии финансовой безопасности РФ