Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление направления совершенствования государственного финансового контроля экономических субъектов в аспекте обеспечения финансовой безопасности государства.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность, цели и задачи государственного финансового контроля;
- рассмотреть органы и формы государственного финансового контроля;
- выявить проблему финансовой безопасности РФ;
-выявить направления совершенствования государственного финансового контроля в аспекте обеспечения финансовой безопасности государства.
Введение……………………………………………………….…………......…3 стр.
Характеристика современной системы государственного финансового контроля…………………………………………………………………………4 стр.
Государственный финансовый контроль: сущность, цели и задачи……...4 стр.
Система государственного финансового контроля………………………...7 стр.
Органы государственного финансового контроля…………………………9 стр.
Формы государственного финансового контроля………………………...10 стр.
Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России…………………………………………...12 стр.
2.1 Сущность проблемы финансовой безопасности РФ……………………..12 стр.
2.2 Государственный финансовый контроль как средство решения проблемы финансовой безопасности России…………………………………………….15 стр.
2.3 Основные направления совершенствования государственного финансового контроля РФ…………………………………………………………………….20 стр.
Заключение……………………………………………………………………27 стр.
4) Органы ГФК специальной
Следует отметить, что в современных условиях ГФК можно охарактеризовать как довольно сложную систему, состоящую из следующих элементов :
-организационные структуры (
- методологическая основа (определения понятий, цели, задачи, принципы, требования, виды ГФК и т.д.);
- нормативно-правовая база, методическое обеспечение;
- научно-исследовательская и
- материально-техническое и
- информационно-коммуникационная инфраструктура (информационное обеспечение, система коммуникаций).
1.4 Формы государственного финансового контроля
В зависимости от времени совершения контроля государственный финансовый контроль имеет следующие формы:
1) предварительный;
2) текущий;
3) последующий.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера.
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.
Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России
2.1 Существо
проблемы финансовой
Финансовая безопасность государства
является основным условием его способности
осуществлять самостоятельную финансово-экон
Сущность финансовой безопасности Российской Федерации, в общем и целом можно определить как состояние экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в объемах, необходимых для выполнения государственных задач и функций.
Финансовая безопасность обуславливается, прежде всего, способностью государственных органов:
- обеспечивать устойчивость
- обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров;
- обеспечивать защиту
- нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов на национальную экономическую и социально-политическую систему;
- предотвращать
- предотвращать конфликты между
властями разных уровней по
поводу распределения и
- наиболее оптимально для
- предотвращать преступления и
административные
Угрозы финансовой безопасности России можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние угрозы порождаются в основном:
- неэффективной системой ГФК (в частности - коммерческих организаций);
- низким уровнем организации
систем финансовой
- низкой способностью
- низкой способностью
- нестабильностью и низкой
- структурным кризисом и
- элементарными просчетами
- ошибками, злоупотреблениями и
иными отклонениями в
В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России следует выделить следующие:
- стремительное развитие
- относительное ослабление регулирования мировых финансовых рынков (при увеличении их объемов и оборотов операций, росте конкуренции между ними);
- расширение мировой финансовой
системы за счет вхождения
в мировую экономику
- постоянное увеличение
- тенденция к концентрации
- рост интенсивности финансовых трансакций, высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;
- многообразие финансовых
- беспрецедентное
- усиление конкуренции между Россией и иными государствами в экономической и иных сферах;
- размерная зависимость
- глобальное нарастание
В таких условиях проблему финансовой
безопасности России трудно переоценить.
Поэтому в современных условиях
особую актуальность имеет задача разработки
государственной стратегии
2.2 Государственный
финансовый контроль как
Проблему финансовой безопасности
страны во многом решает эффективный
ГФК экономических субъектов. ГФК
экономических субъектов в
- разработку механизмов и мер
идентификации угроз и их
- установление основных
- разработку методологии
- определение объектов и
- разработку системы
- определение параметров показателей финансовой безопасности, разработку методики их определения, классификации и оценки, а также процедур мониторинга с соответствующим методическим, организационным, информационным и техническим обеспечением;
- формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов;
- организацию адекватной
Направления же совершенствования ГФК экономических субъектов в аспекте обеспечения финансовой безопасности государства должны определяться в зависимости от специфики последних (как объектов ГФК).
Из наиболее важных направлений совершенствования контроля за иностранными деловыми партнерами российских предприятий в аспекте обеспечения финансовой безопасности страны следует отметить следующие:
- совершенствование контроля за
монопольной скупкой акций
- совершенствование
- разработку механизмов
- совершенствование контроля
- разработку систем
Одним из важных средств обеспечение финансовой безопасности страны следует считать контроль привлечения и использования средств займов международных финансово-экономических организаций (МВФ, МБРР и др.).
Трудно переоценить важность займов международных финансово-экономических организаций (МФЭО) для укрепления российской экономики (особенно в условиях бюджетного дефицита), построения развитого рыночного хозяйства в нашей стране. Проблемы недостатка финансовых ресурсов для развития отечественного высокотехнологичного производства вопросы оптимизации привлечения и использования займов МФЭО становится все более актуальными. Вполне очевидно, что и привлекать и использовать займы МФЭО необходимо на основе принципов законности, целесообразности и эффективности.
Одной из существенных проблем сегодня является отставание в темпах использования средств по сравнению с темпами использования времени по предоставленным займам. Замедление же темпов расходования заимствованных средств влечет за собой дополнительные расходы по выплате комиссий МФЭО. Таким образом, привлечение и использование заемных средств должно обеспечиваться эффективным и действенным контролем ответственных государственных организаций и иных хозяйствующих субъектов, непосредственно участвующих в реализации проектов. При этом предварительный и текущий контроль должен осуществляться соответственно на стадии подготовки проектов и привлечения соответствующих займов и в процессе реализации проектов. Следует отметить, что отчеты органов ГФК свидетельствуют о том, что некоторые государственные органы, на которых в соответствии с законодательством РФ возложены функции контроля за привлечением и использованием займов МФЭО, не выполняют свои функции надлежащим образом, что в принципе способствуют многочисленным нарушениям при использовании займов и реализации соответствующих проектов.